Конспект урока литературы в 8 классе «Пока не слало поздно» по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма».
…как бы я был счастлив, если бы у меня
была такая мать.
К. Г. Паустовский
Цели:
1) Познавательная: проследить за авторской позицией и способами её выражения в рассказе, проанализировать эпизоды, художественные детали, характеризующие героинь повести;
2) Развивающая: раскрывая своеобразие писательской манеры К. Г. Паустовского, развивать умения анализировать текст, сравнивать, обобщать; расширять кругозор, развивать речь.
3) Воспитательная: воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, любовь к окружающей природе и жизни, формировать нравственные ценности – любовь к отцу и матери, ближнему, милосердие.
Методы: сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Тип урока: урок анализа художественного произведения
Домашнее задание к уроку: прочитать рассказ К. Паустовского «Телеграмма», познакомиться с главой «Зарубки» из повести о писательском труде «Золотая роза», сравнить воспоминания писателя и художественный текст, провести исследовательскую работу по тексту, индивидуальное задание – подобрать иллюстрации к повести и оформить их в презентации, подготовить презентацию по творчеству писателя.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. ( На перемене звучит песня «Мама, мамочка» в исполнении Таисии Повалий.)
II Вступительное слово учителя.
- Ребята, как вы думаете, почему в начале урока прозвучала песня «Мама, мамочка» в исполнении Таисии Повалий.?
(Дома мы прочитали рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Катеина Петровна, мама Насти.)
- Тема нашего урока «Размышления над творчеством писателя. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма», эпиграфом я взяла слова Паустовского из главы «Зарубки на сердце»: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».
Слайд 1
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Дома вы не только прочитали рассказ К. Паустовского «Телеграмма», но и познакомились с главой «Зарубки на сердце» из повести о писательском труде «Золотая роза», сравнили воспоминания писателя и художественный текст, а также выполняли индивидуальные задания.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа? О чем он вам говорит?
- Спасибо, давайте попробуем в этом разобраться. Даниил подготовил сообщение о Паустовском. (Биография Паустовского краткая – сообщение ученика) Обратите внимание на информацию, которая поможет нам разобраться в смысле эпиграфа.(Презентация)
Слайды 2-12
Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.
- Рассказ «Телеграмма». Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К. Паустовский?
(Ответы:
- одинокой старости
- материнской любви
- милосердия
- взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы )
Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.
- Какая затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить об этом сегодня на уроке?
(ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми.)
- Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.
III. Осмысление содержания рассказа.
- Давайте попробуем в этом разобраться. Обратимся к тексту. Инна и Антон подготовили выразительное чтение наизусть начала рассказа. ( Чтение на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.
- О чем рассказ? Что в нем главное, центральное?
(Катерина Петровна, её одиночество, любовь материнская бескорыстная)
- Ребята, вам было дано задание подобрать музыку ко вступлению? Какую? Почему?
(Обсуждение)
- А какая звучала? Почему? (П. И. Чайковский «Времена года.Октябрь»)
- Что вы в ней услышали?
"Осенняя песнь". Октябрь. Это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. В мелодии слышится грусть, тоска, одиночество, как и в осеннем пейзаже Паустовского, как и в жизни нашей героини.
-Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Об этом мы читали в его повести «Золотая роза» в главе «Зарубки на сердце». Давайте проследим за тем, как Паустовский мастерски создает образы и само художественное произведение. Ребята провели исследовательскую работу, сравнив эти тексты. Послушаем их.
Сообщения учащихся
Читая произведения художественной литературы, я всегда задумываюсь над вопросами: Как писатели создают свои произведения? Как рождаются незабываемые художественные образы? Как писательское слово обретает силу звучания и воздействия на читателя? Благодаря чему художественные произведения, созданные сотни лет назад по-прежнему волнуют нас, будоражат наше воображение, пробуждают в нас высокие чувства? Как получается, что в давно написанных произведениях мы видим портреты своих современников и даже самих себя, находим решения актуальных проблем сегодняшней жизни?
Чтобы исследовать процесс создания художественного произведения, найти ответы на свои вопросы, я решила заглянуть в творческую мастерскую К. Г. Паустовского. Актуальность этого исследования, на мой взгляд, заключается в том, что рассказ, написанный в 1946 году, и сегодня звучит остро и злободневно, проблемы, поднятые, автором, так современны, их решение так необходимо, словно и не прошло более полувека со времени его написания. Поэтому я и решила заняться данной проблемой.
Объектом нашего исследования стал рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма», а предметом исследования явились художественные средства, использованные в рассказе для создания образов и выражения авторской позиции, проблематика рассказа.
Цель работы: исследовать художественные средства, использованные Паустовским в рассказе «Телеграмма» для создания образов и выражения авторской позиции к поднятым в рассказе проблемам.
Задачи:
-прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» и главу «Зарубки на сердце» из его повести о писательском труде «Золотая роза»;
-сопоставить воспоминания Паустовского и художественный текст;
-собрать и изучить имеющийся в печатных изданиях и в Интернете материал по творчеству Паустовского, по анализу его рассказа «Телеграмма»;
- выписать из словаря литературоведческих терминов определения необходимых для проведения исследования понятий;
-провести самостоятельное исследование по тексту рассказа «Телеграмма»;
-провести социологическое исследование о жизни одиноких пожилых людей;
-обработать полученные в ходе исследования данные;
-письменно оформить исследовательскую работу и представить ее к защите.
Глава 1.
Сопоставительный анализ рассказа «Телеграмма» и главы «Зарубки на сердце» из книги «Золотая роза»
Одна из книг Паустовского называется "Золотая роза". В ней раздумья писателя о писательском труде. В книге есть глава, названная "Зарубки на сердце", в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ "Телеграмма".
Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», Паустовский особо подчёркивает реальность описанных событий, личное знакомство с героями. Конкретно названа фамилия отца Катерины Ивановны, художника Пожалостина. Соседскую девочку, которая «прибегала раза два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок», звали Нюркой.
В воспоминаниях мы видим присутствие Паустовского, слышим его голос. Автор поселился в доме художника. Вечерами он пил чай с Катериной Ивановной. И на прогулку в осенний сад вывел Катерину Ивановну Паустовский, и телеграмму Насте в Ленинград послал он. Умерла Катерина Ивановна, можно сказать, на руках писателя. «Мне пришлось закрыть ей глаза. …я осторожно прижал ее полузакрытые веки и неожиданно из-под них скатилась тусклая слеза», - рассказывает Паустовский. Он выбрал на кладбище место для могилы. Видел он и Настю, которая приехала через три дня после похорон. «Все рассказанное выше - это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза», - такими словами заканчиваются «Зарубки на сердце», легшие в основу замечательного рассказа «Телеграмма».
Сопоставив воспоминания Паустовского и художественный текст, мы увидели, что писатель, “отбирая” факты действительности, “с помощью воображения творит подобие жизни”: что “творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее”. Паустовский продублировал рассказ “Телеграмма” описанием реальных событий своей жизни, тем самым показал, как писатель из большого житейского материала создает рассказ – художественное произведение.
Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. Рассказ “Телеграмма” дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя. Постижение авторской позиции - дело нелегкое, особенно если голос автора, как в “Телеграмме” почти не слышен. Перед нами была задача - проникнуть в творческую лабораторию писателя, понять своеобразие его таланта.
Сопоставляя эти произведения, мы искали ответы на вопросы: Что нового внес автор, а что оставил прежним? Какие эпизоды писатель домыслил в рассказе? Как выстроил писатель композицию и систему образов в рассказе? Какие художественные средства использовал Паустовский для создания образов и для выражения авторской позиции?
Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:
«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.
- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».
- А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Зачитаем его. (Чтение на фоне музыки Чайковского П. И.)
- Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему?
(Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.
Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно.
-олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти.
- психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель.)
- Также в воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя.)
- Спасибо, ребята. Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем. (Чтение учителем)
- Да, Паустовский мастерски использует в своем рассказе художественные детали. Давайте послушаем сообщения о роли художественной детали в рассказе.
(Определение роли детали в рассказе «Телеграмма» как одного из основных художественных средств создания образов и выражения авторской позиции.)
Сообщение (слайд 20)
«Деталь художественная (от франц. detail — подробность, мелочь) — выразительная подробность произв., несущая значит. смысловую и идейно-эмоц. нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью; обычно к Д. х. относят преим. подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа , портрета, интерьера, частной ситуации, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи, когда она становится предметом воспроизведения (т. н. речевая характеристика)»
Таким образом, мы понимаем, что писателю нужна была эта художественная деталь, для того чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду, быт и так далее.
Насыщенность произведения художественными деталями определяется, как правило, стремлением автора достичь исчерпывающей полноты изображения. Особенно значимая с художественной точки зрения деталь нередко становится мотивом или лейтмотивом произведения.
Пейзаж, интерьер и портрет очень выигрывают от использования детали: именно она придает индивидуальность и конкретность данной картине природы, обстановки или внешнего облика персонажа
- Какие художественные детали вы увидели в рассказе?
Слайд 21
1. Рассказ начинается с пейзажной зарисовки. Все описываемое происходит холодной осенью. Автор рисует мрачную картину.На фоне картины поздней осени ярко проступает деталь - выделяется маленький подсолнечник у забораДелаем вывод: пейзаж передаёт состояние героини, а деталь подчеркивает ее одинокую старость. Только прошлое — настоящего нет.
Слайд 22
2. Это интерьер“комнаты, где застоялся горький запах нетопленых печей, пыльный“Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах”. Сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная черная шляпа –все эти дорогие для Катерины Ивановны, ставшие частичкой ее жизни, ее памяти вещи, никому не нужны. «Сдам в утиль,»- говорила о них Манюша. Несколько раз в тексте упоминается старый продавленный диван.
3.«Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существомв покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра». Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.
Слайд 23
4. Заколоченная несколько лет калитка, позабытые звезды снова подчеркивают одиночество бедной Катерины Ивановны.
Слайд 24
5. Клен. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: « некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
Слайд 25
6. «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно - однажестяная пустота »С одной стороны, в этом словосочетании смысл обычный - жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота - Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота - бездушие, неоправданная жестокость дочери.
Слайд 26
7. Письмо матери, которое Настя, не читая, спрятала в сумочку. Три года не видела она свою маму. Никогда Катерина Ивановна не надоедала дочери своими упреками, жалобами, письмами. Но Настя не сразу прочитала это единственное письмо - весточку от самого близкого ей человека, а прочитав, «подумала о переполненных поездах, … неизбежных материнских слезах, ничем не сельских дней - и положила письмо в ящик письменного стола.» Личный покой для Насти важнее материнского одиночества.
Слайд 27
8. Еще одна важная деталь – это холодные глаза Насти. А ведь глаза -это зеркало души. Значит, и душа у нее холодная и черствая.
(Сообщение продолжение)
Слайд 28
9. Огромное впечатление на меня как на читателя производит в рассказе деталь, которую, на мой взгляд, можно назвать находкой Паустовского. Это сверлящие гоголевские глаза и тонкая склеротическая жилка на виске. Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя.Почему же автор выбрал именно Гоголя, а не Пушкина? (Я пришла к выводу:Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной, способностью сразу угадывать человека.)“А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока!” И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая. Гоголь разглядел сущность Насти, ее черствую и холодную душу. Так звучит в рассказе тема воздействия искусства на человека.
Слайд 29
10. Телеграмма.Настя получает телеграмму: "Катя помирает. Тихон". Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надоплакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму (деталь) и нахмурилась”..А с кафедры неслось. - Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам, расти и работать... Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне...”
В ходе аналитического прочтения рассказа мы сделали следующие наблюдения. Рассказ в отличие от воспоминаний написан в третьем лице. Писатель уже не принимает непосредственного участия в жизни Катерины Ивановны. В “Телеграмме” повествователь как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Рядом с Катериной Ивановной в рассказе не писатель, а старый Тихон. Однако незримое присутствие Паустовского так ощутимо, его авторская позиция так сильна, что «зарубки на сердце» читателя после прочтения рассказа не ослабевают, а становятся даже глубже.
Внимательно перечитав рассказ, мы увидели, что авторское “Я” выявляет себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей пейзажа, интерьера, портрета и других художественных средств.
-Спасибо, садись. Настя так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. Катерина Петровна умирает, а вместе с ней умирает и любовь? Или нет?.. А может ли умереть любовь?
(Нет, не может! На похоронах мы видим молодую учительницу, которая пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной, сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.) (стр.105-106)
- А почему именно учительницу выбрал Паустовский для этой роли?
(Потому что она воспитывает детей, сеет разумное, доброе, вечное.)
- А как же Настя?
(Настю спасает материнская любовь: она поняла свою ошибку и теперь не думает о «переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится. Теперь все, что связано с мамой ей бесценно.…Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что “никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести”.) (стр.103, 106)
-Что же имел в виду автор, говоря « как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать»?(Ответы) слайд 30
-Итак, в чем же мастерство писателя?
( В том, что он помог нам задуматься
о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии;
о человечности, об отношении к маме;
о моих родных;
о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм;
почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме;
нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя;
нужно заботиться о маме;
я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя;
старые люди нуждаются в нашей поддержке;
я очень люблю свою маму и боюсь её потерять;
нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно;
-А сейчас послушайте напутствие :
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,
Смотри же, не нарушай священного уклада.
(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу)
Домашнее задание:
- Ребята, скоро замечательный праздник – 8 Марта. Сделайте для своих мам подарок: напишите письмо-«покаяние» своей маме. В сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывать о близких, которые нуждаются в нас, пока не поздно.
Пусть телеграмма Паустовского поможет нам избежать ошибок по отношению к близким и родным людям. Я желаю, чтоб в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений.
Помните! Никого нет ближе и роднее матери!
(Презентация с фотографиями мам обучающихся под песню «Мамины глаза»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.