Конспект урока " Гидролиз солей"
Оценка 4.8

Конспект урока " Гидролиз солей"

Оценка 4.8
docx
07.08.2020
Конспект урока " Гидролиз солей"
Гидролиз солей (1).docx

 

 

 

 

 

 

 

Гидролиз солей

(технологическая карта урока)

 

Цели урока:

Создание условий для ознакомления учащихся с сущностью гидролиза, его практическим значением в живой и неживой природе.

Создание условий для активизации у учащихся личностных и регулятивных УУД, целеполагание, планирование действий при выполнении эксперимента, навыков самоконтроля, исследовательских навыков.

 

Задачи:

1.     Ознакомить учащихся с сущностью гидролиза, его значением в живой и неживой природе.

2.     Научить составлять уравнения реакций гидролиза, определять реакцию среды раствора соли.

3.     Совершенствовать навыки выполнения химического эксперимента, соблюдение правил техники безопасности, наблюдение за признаками реакции.

4.     Совершенствовать умение  слушать, вести диалог, обобщать и делать выводы.

 

Планируемые результаты обучения:

личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью, осуществлять контроль и самооценку, расширение мировоззренческих представлений о роли химии, о том, где они смогут применить знания о гидролизе в жизни.

межпредметные:

·     иметь представление на основе универсальности понятия «гидролиз»

·     о единстве мира органических и неорганических веществ

·     о значении гидролиза в природе в жизни человека и животных

 предметные:

·     понимать сущность гидролиза, его практическое значение в живой и неживой природе, в жизни общества

уметь:

·     практически проводить реакции гидролиза солей;

·     составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, определять возможность гидролиза, его тип, реакцию среды раствора.

 

Оборудование и материалы:

На столах учащихся реактивы: Н2О дистил., лакмус, кристаллические реактивы сульфата натрия, цинка, карбоната натрия, пробирки, таблица растворимости, сильные и слабые электролиты, таблица изменения окраски индикаторов в разных средах.

 

Этапы урока

I.    Актуализация знаний.

1.     Фронтальная беседа для проверки домашнего задания.

Какие реакции называются реакциями ионного обмена? Что такое гидратация? В каком случае идет реакция ионного обмена?

Как доказать наличие катионов Н+, анионов ОН- в растворе?

Как делятся электролиты по степени диссоциации?

Назовите сильные электролиты кислоты, основания, соли.

Что такое соль?

Как классифицируются соли?

С какими веществами реагируют соли?

Какую окраску имеют лакмус фенолфталеин метилоранж

2.     Поставить проблему: а как относятся соли к воде, происходит ли химическое взаимодействие соли с водой? Есть ли такое взаимодействие?

 

II.     Изучение нового материала

1.     Сообщить тему.

2.     Предложить учащимся выполнить лабораторный опыт:

налить в 4 пробирки дистил. Н2О и по 2-3 капли лакмуса. Одна пробирка контрольная, а в три пробирки добавить кристаллики солей Na2SO4,  Na2CO3, ZnSO4.

3.     Обсудить результаты опыта и подвести к выводу:

-     в растворе Na2CO3 изменилась окраска лакмуса на синюю (избыток ионов ОН);

-     в растворе ZnSO4 изменилась окраска лакмуса на красную (появляется избыток ионов Н+);

-     в растворе Na2SO4 окраска лакмуса не изменилась (нет избытка ионов ОНили Н+).

4.     Предложить выяснить откуда появились ионы Н+ и ОН в растворах солей

H2O ↔ H+ + OH

Что происходит при растворении веществ в воде? Физические и химические явления

По-видимому при растворении многих солей в воде происходит связывание  одного из ионов, образовавшихся при диссоциации воды в слабый электролит, что приводит к смещению равновесия диссоциации воды и накоплению другого иона.

5.     Предложить дать определение гидролиза солей – взаимодействие ионов соли с составными частями молекул воды с образованием слабого электролита и изменением реакции среды  или обменное взаимодействие ионов соли с водой, сопровождающееся изменением реакции среды.

6.      Предложить учащихся составить уравнения проделанных реакций

Na2CO3 + H2O = NaHCO3 + NaOH

2Na+ + CO32 + H+OН → 2Na+ + HCO3 + OH       pH>7

Zn(OH)2ZnSO4 H2SO4

2ZnSO4 + 2H2O → (ZnOH)2SO4 + H2SO4

Zn2++ SO42– + H+OН → ZnOH+ + SO42– + SO42– + Н+

NaCl + H2O ↔ Na

Na+ + Cl + H+OН ↔ Na+ + Cl+ H+ + OН

7.     Выяснить какие 4 типа  солей существуют, т.к. соль является продуктом нейтрализации. 

Рассмотреть сущность процесса гидролиза солей – это реакция обратная реакции нейтрализации слабых кислот (оснований) с сильными основаниями (кислотами).

гидролизГидролиз идет до тех пор, пока не наступит равенство между скоростями гидролиза и реакции нейтрализации, т.е. установится равновесие между ионами соли, водой и продуктами гидролиза.

нейтрализацияпример:  NaClO + H2O        HClO +NaOH

                ClO + H+OН   

Взаимодействовать с составными частями воды могут только катионы слабого основания или анионы слабой кислоты.

8.     Рассмотреть случаи гидролиза разных  типов солей

I.    Гидролиз по аниону

соли слабых одноосновных кислот

NaOH ←Naс CH3COOсл → CH3COOH

CH3COO + H+ + OH↔ CH3COOH + OH

NaCH3COO +НОН ↔ CH3COOH + NaOH   pH>7

сокращенное ионное молекулярное уравнение  соли слабых многоосновных кислот образуется кислая соль

II.     Гидролиз по катиону

соли слабых оснований (амфотерных гидроксидов) и анионы сильной кислоты

соли слабых однокислотных оснований

NH3×H2O (слабое основание NH4OH) NH4Cl HCl (сильная кислота)

NH4Cl +H2O NH3×H2O + HCl

cоли слабых многокислотных оснований

образуется основная соль

(ZnOH)2 (амфотерный гидроксид) ZnSO4 H2SO4   pH<7

Гидролизу не подвергаются соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, т.к. нет ионов, способных взаимодействовать с составными частями воды и образовывать слабый электролит. Поэтому равновесие диссоциации воды не нарушается, среда в растворе нейтральная.

Кд.осн. = Кд к-ты    pH=7

Соли, образованные катионом слабого основания и слабой кислоты

Двойной необратимый гидролиз по катиону и аниону

(NH4)2S

NH4+ + CH3COO + H+(OH)

(NH4)2S + 2H2O NH3×H2O + H2S

гидролиз идет сильнее, чем в других случаях

pH среды:   нейтральная

слабокислая

слабощелочная

Гидролиз кислых солей

в растворе кислых солей наряду с гидролизом протекает и диссоциация аниона

гидролиз HCO3 + H+(OH) ↔ H2CO3 + OH

диссоциация HCO3 H+ + CO32

если преобладает гидролиз, то среда щелочная

в растворах NaHSO3, NaH2PO4, KHCrO4 – ср. кислая

 

9.     Значение гидролиза – заслушать сообщения учеников о том, где используются процессы гидролиза, где гидролиз играет отрицательную роль.

 

III.  Закрепление

1.     Учащимся предлагается самостоятельно составить уравнения реакций гидролиза солей Na2S, FeCl2, Al2S3

2.      Самопроверка выполненного задания (интерактивная доска).

 

IV.            Подведение итогов урока.

Отметить, что сегодня на уроке узнали, что гидролиз является обменным взаимодействием ионов соли с водой, сопровождающееся изменением реакции среды и образованием слабого электролита.

Это одно из важнейших свойств солей.

Научились определять реакцию среды раствора соли.

Узнали о значении гидролиза.

 

V.               Домашнее задание.

учебник авт. Кузнецова §14

 

VI.            Рефлексия (раздаются листочки с утверждениями, ответ «+» или «»)

-       на уроке было над чем подумать

-       я понял(а) новую тему

-       на все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы

-       сегодня на уроке я научилась, узнал(а)….

-       особенно меня удивило……


 

Гидролиз солей (технологическая карта урока)

Гидролиз солей (технологическая карта урока)

Оборудование и материалы: На столах учащихся реактивы:

Оборудование и материалы: На столах учащихся реактивы:

Как классифицируются соли? С какими веществами реагируют соли?

Как классифицируются соли? С какими веществами реагируют соли?

Предложить дать определение гидролиза солей – взаимодействие ионов соли с составными частями молекул воды с образованием слабого электролита и изменением реакции среды или обменное взаимодействие…

Предложить дать определение гидролиза солей – взаимодействие ионов соли с составными частями молекул воды с образованием слабого электролита и изменением реакции среды или обменное взаимодействие…

NaCH 3 COO + НОН ↔ CH 3 COOH +

NaCH 3 COO + НОН ↔ CH 3 COOH +

HCO 3 — ↔ H + + CO 3 2 — если преобладает гидролиз, то среда щелочная в растворах

HCO 3 — ↔ H + + CO 3 2 — если преобладает гидролиз, то среда щелочная в растворах

- особенно меня удивило……

- особенно меня удивило……
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2020