Гидролиз солей
(технологическая карта урока)
Цели урока:
Создание условий для ознакомления учащихся с сущностью гидролиза, его практическим значением в живой и неживой природе.
Создание условий для активизации у учащихся личностных и регулятивных УУД, целеполагание, планирование действий при выполнении эксперимента, навыков самоконтроля, исследовательских навыков.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с сущностью гидролиза, его значением в живой и неживой природе.
2. Научить составлять уравнения реакций гидролиза, определять реакцию среды раствора соли.
3. Совершенствовать навыки выполнения химического эксперимента, соблюдение правил техники безопасности, наблюдение за признаками реакции.
4. Совершенствовать умение слушать, вести диалог, обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты обучения:
личностные:
умение управлять своей познавательной деятельностью, осуществлять контроль и самооценку, расширение мировоззренческих представлений о роли химии, о том, где они смогут применить знания о гидролизе в жизни.
межпредметные:
· иметь представление на основе универсальности понятия «гидролиз»
· о единстве мира органических и неорганических веществ
· о значении гидролиза в природе в жизни человека и животных
предметные:
· понимать сущность гидролиза, его практическое значение в живой и неживой природе, в жизни общества
уметь:
· практически проводить реакции гидролиза солей;
· составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, определять возможность гидролиза, его тип, реакцию среды раствора.
Оборудование и материалы:
На столах учащихся реактивы: Н2О дистил., лакмус, кристаллические реактивы сульфата натрия, цинка, карбоната натрия, пробирки, таблица растворимости, сильные и слабые электролиты, таблица изменения окраски индикаторов в разных средах.
Этапы урока
I. Актуализация знаний.
1. Фронтальная беседа для проверки домашнего задания.
Какие реакции называются реакциями ионного обмена? Что такое гидратация? В каком случае идет реакция ионного обмена?
Как доказать наличие катионов Н+, анионов ОН- в растворе?
Как делятся электролиты по степени диссоциации?
Назовите сильные электролиты кислоты, основания, соли.
Что такое соль?
Как классифицируются соли?
С какими веществами реагируют соли?
Какую окраску имеют лакмус фенолфталеин метилоранж
2. Поставить проблему: а как относятся соли к воде, происходит ли химическое взаимодействие соли с водой? Есть ли такое взаимодействие?
II. Изучение нового материала
1. Сообщить тему.
2. Предложить учащимся выполнить лабораторный опыт:
налить в 4 пробирки дистил. Н2О и по 2-3 капли лакмуса. Одна пробирка контрольная, а в три пробирки добавить кристаллики солей Na2SO4, Na2CO3, ZnSO4.
3. Обсудить результаты опыта и подвести к выводу:
- в растворе Na2CO3 изменилась окраска лакмуса на синюю (избыток ионов ОН–);
- в растворе ZnSO4 изменилась окраска лакмуса на красную (появляется избыток ионов Н+);
- в растворе Na2SO4 окраска лакмуса не изменилась (нет избытка ионов ОН– или Н+).
4. Предложить выяснить откуда появились ионы Н+ и ОН– в растворах солей
H2O ↔ H+ + OH—
Что происходит при растворении веществ в воде? Физические и химические явления
По-видимому при растворении многих солей в воде происходит связывание одного из ионов, образовавшихся при диссоциации воды в слабый электролит, что приводит к смещению равновесия диссоциации воды и накоплению другого иона.
5. Предложить дать определение гидролиза солей – взаимодействие ионов соли с составными частями молекул воды с образованием слабого электролита и изменением реакции среды или обменное взаимодействие ионов соли с водой, сопровождающееся изменением реакции среды.
6. Предложить учащихся составить уравнения проделанных реакций
Na2CO3 + H2O = NaHCO3 + NaOH
2Na+ + CO32– + H+OН– → 2Na+ + HCO3– + OH– pH>7
Zn(OH)2←ZnSO4→ H2SO4
2ZnSO4 + 2H2O → (ZnOH)2SO4 + H2SO4
Zn2++ SO42– + H+OН– → ZnOH+ + SO42– + SO42– + Н+
NaCl + H2O ↔ Na
Na+ + Cl– + H+OН– ↔ Na+ + Cl– + H+ + OН–
7. Выяснить какие 4 типа солей существуют, т.к. соль является продуктом нейтрализации.
Рассмотреть сущность процесса гидролиза солей – это реакция обратная реакции нейтрализации слабых кислот (оснований) с сильными основаниями (кислотами).
Гидролиз идет до тех пор, пока не наступит равенство между скоростями гидролиза и реакции нейтрализации, т.е. установится равновесие между ионами соли, водой и продуктами гидролиза.
пример: NaClO + H2O ↔ HClO +NaOH
ClO– + H+OН–
Взаимодействовать с составными частями воды могут только катионы слабого основания или анионы слабой кислоты.
8. Рассмотреть случаи гидролиза разных типов солей
I. Гидролиз по аниону
соли слабых одноосновных кислот
NaOH ←Naс CH3COOсл → CH3COOH
CH3COO— + H+ + OH—↔ CH3COOH + OH—
NaCH3COO +НОН ↔ CH3COOH + NaOH pH>7
сокращенное ионное молекулярное уравнение соли слабых многоосновных кислот образуется кислая соль
II. Гидролиз по катиону
соли слабых оснований (амфотерных гидроксидов) и анионы сильной кислоты
соли слабых однокислотных оснований
NH3×H2O (слабое основание NH4OH) ← NH4Cl → HCl (сильная кислота)
NH4Cl +H2O ↔ NH3×H2O + HCl
cоли слабых многокислотных оснований
образуется основная соль
(ZnOH)2 (амфотерный гидроксид) ← ZnSO4 → H2SO4 pH<7
Гидролизу не подвергаются соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, т.к. нет ионов, способных взаимодействовать с составными частями воды и образовывать слабый электролит. Поэтому равновесие диссоциации воды не нарушается, среда в растворе нейтральная.
Кд.осн. = Кд к-ты pH=7
Соли, образованные катионом слабого основания и слабой кислоты
Двойной необратимый гидролиз по катиону и аниону
(NH4)2S
NH4+ + CH3COO— + H+(OH—)
(NH4)2S + 2H2O ↔ NH3×H2O + H2S
гидролиз идет сильнее, чем в других случаях
pH среды: нейтральная
слабокислая
слабощелочная
Гидролиз кислых солей
в растворе кислых солей наряду с гидролизом протекает и диссоциация аниона
гидролиз HCO3— + H+(OH—) ↔ H2CO3 + OH—
диссоциация HCO3— ↔ H+ + CO32—
если преобладает гидролиз, то среда щелочная
в растворах NaHSO3, NaH2PO4, KHCrO4 – ср. кислая
9. Значение гидролиза – заслушать сообщения учеников о том, где используются процессы гидролиза, где гидролиз играет отрицательную роль.
III. Закрепление
1. Учащимся предлагается самостоятельно составить уравнения реакций гидролиза солей Na2S, FeCl2, Al2S3
2. Самопроверка выполненного задания (интерактивная доска).
IV. Подведение итогов урока.
Отметить, что сегодня на уроке узнали, что гидролиз является обменным взаимодействием ионов соли с водой, сопровождающееся изменением реакции среды и образованием слабого электролита.
Это одно из важнейших свойств солей.
Научились определять реакцию среды раствора соли.
Узнали о значении гидролиза.
V. Домашнее задание.
учебник авт. Кузнецова §14
VI. Рефлексия (раздаются листочки с утверждениями, ответ «+» или «—»)
- на уроке было над чем подумать
- я понял(а) новую тему
- на все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы
- сегодня на уроке я научилась, узнал(а)….
- особенно меня удивило……
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.