Конспект урока : Индия. Модернизация и роль традиций.
Класс:11
Цель: сформировать представление о стране и специфике её населения.
Задачи:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод: частично-поисковый
Вид: урок-исследование
План
1.Модернизация.
2.Индия –страна контрастов
3.Традиции
Индия — пожалуй, самый впечатляющий пример того, как страна может сочетать экономическую модернизацию с развитием демократических институтов
Махатма Ганди заложил основы демократического мировоззрения индийской элиты
Модернизация в Индии началась с того, что после достижения независимости в 1947 году она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. Становление демократических институтов в стране происходило в атмосфере политизации чрезвычайно фрагментированного общества. В колониальный период основным инструментом их создания был Индийский национальный конгресс (Конгресс), хотя не следует преуменьшать роль и других политических партий и организаций. Именно в их противоречивых взаимоотношениях и борьбе создавалась та основа, на которой развивалась политическая демократия в Индии, формировались идеи модернизации страны.
Важным, а может быть, и решающим моментом в определении демократического выбора было наличие политической воли у тех, кто возглавил независимую Индию. И здесь следует назвать первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру — демократа до мозга костей. Он полагал, что построение общества на принципах демократии даст лучшие результаты, чем любая иная форма правления, и связывал с этим надежды на прогресс страны.
Для постколониальной Индии важнейшая цель демократического развития состояла в том, чтобы создать необходимые условия для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Большим достижением индийской демократии стало построение фундамента гражданского общества. Сейчас в стране действуют тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они — и каждая в отдельности — способствуют формированию общественно-политического климата в стране. Этот процесс еще не охватил все слои населения, особенно низшие, но уже достиг той стадии, когда само общество в состоянии генерировать идеи и оказывать заметное влияние на политику и экономику.
Начало
Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны по пути демократической модернизации, стала конституция Индии (1950 год). Индия учреждалась как суверенная демократическая республика с целью обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость, свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности — ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.
Введению в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии, стало важной предпосылкой развития демократических начал на территории бывших феодальных образований. Создание федеративного государства стало большим шагом на пути демократизации и модернизации государственного устройства.
В системе демократических институтов центральное место занимает деятельность парламента. За годы независимости Индии было проведено 15 выборов в нижнюю палату парламента, состоялись многочисленные выборы в законодательные собрания штатов. И в том и в другом случае в выборах принимало участие более 60% избирателей.
Одним из инструментов расширения демократии в Индии стали выборные органы местного самоуправления — городские корпорации (в крупных городах) и муниципалитеты, а в сельской местности — панчаяты. Последним принадлежит особая роль в приобщении жителей более 500 тысяч индийских деревень, в которых проживает более 70% населения страны, к демократическому управлению на местах. Однако на низовом уровне выборная демократия приживалась с большим трудом. Поэтому парламент в 1992 году принял поправки к конституции, которые обязали власти в штатах регулярно, через каждые пять лет, проводить выборы в деревенские панчаяты и муниципалитеты.
Особенность демократической системы в Индии нашла проявление в законодательном обеспечении представительства наиболее обездоленных низших слоев общества (зарегистрированных каст и племен) в парламенте и законодательных собраниях штатов путем введения для них соответствующих квот в этих органах. С 1992 года конституцией предусмотрено резервирование мест для этих слоев в деревенских панчаятах и муниципалитетах. Это способствовало приобщению низов к общественной и политической деятельности.
Демократия как таковая глубоко укоренилась в Индии, и никто не ставит под сомнение ее жизнеспособность и необходимость для дальнейшего развития общества.
Выбор пути развития
Начальный этап в развитии независимой Индии во многом был связан с деятельностью Конгресса в качестве правящей партии. После прихода правительства этой партии к власти возник вопрос, насколько оно сможет на практике осуществить социалистические идеи, которых ранее придерживались Неру и некоторые руководители партии.
В середине 1930-х Неру заявлял, что целью Конгресса является «бесклассовое общество с равными для всех экономической справедливостью и возможностями», а все, что мешает этому, «должно быть устранено, мягко, если это возможно, или силой, если это необходимо». Но под влиянием Махатмы Ганди и «издержек» советского социализма он практически отошел от идеи использования силы.
«Я очень далек от того, чтобы быть коммунистом, — писал Неру. — Мне не нравится догматизм и интерпретация работ Карла Маркса или любых других книг как священного писания, которое не может быть изменено. Мне не нравится регламентация и охота на еретиков, которые, похоже, являются особенностью современного коммунизма. Мне не нравится многое из того, что происходит в России, особенно чрезмерное использование силы в нормальных условиях».
Влиятельная группировка в Конгрессе во главе с министром внутренних дел Сардаром Валлабхаем Пателем решительно выступила против реализации социалистических идей. Неру был вынужден пойти на компромисс, что нашло выражение в принятой Конгрессом в 1948 году резолюции по промышленной политике, суть которой состояла в «социализации вакуума». Это означало, что государственные предприятия должны создаваться в тех сферах, где частные предприятия не могут адекватно удовлетворять нужды страны. Таким образом, была заложена основа смешанной экономики, в которой частному сектору отводилась заметная роль при стратегическом контроле со стороны государства.
В 1950–1960-е годы правительство настойчиво проводило политику привлечения на свою сторону широких слоев населения, выдвигая лозунги достижения социальной справедливости. Оно исходило из того, что без массовой поддержки, особенно деревни, ни одна партия не могла рассчитывать на успех. В середине 1950-х Конгресс провозгласил своей целью построение «общества социалистического образца», а в начале 1960-х — «демократического социализма». Для реализации этих лозунгов была разработана концепция смешанной экономики, которая, с одной стороны, содержала элементы социального равноправия, а с другой — по своей сути была экономикой капиталистической.
Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. При этом был использован опыт Советского Союза. Конгресс заявил, что будет осуществлять планирование главных направлений жизни страны, что базовые предприятия должны находиться в руках государства и под его контролем. Одновременно широкое поле деятельности оставалось для частного предпринимательства, которое вместе с тем должно было учитывать цели, выдвигаемые государством. Все это получило свое выражение в первом пятилетнем плане (1951–1956).
Государственный капитализм — главный рычаг подъема экономики в 1950–1960-е годы.
Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960-х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны (второй — 1956/1957–1960/1961 и третий — 1961/1962–1965/1966) были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.
К середине 1960-х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии — черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос в два с половиной раза.
И тем не менее к 1960 году доля государственного сектора в валовой промышленной продукции составляла всего 18%. Ограничивая деятельность частного капитала в отдельных отраслях экономики, государство одновременно обеспечивало заметное расширение частного предпринимательства, особенно крупного капитала. Так, с 1956-го по 1966 год 70 крупнейших корпораций получили более половины всей государственной помощи, выделенной частному сектору.
Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ (хотя и ограниченных по масштабам и социально-экономической значимости) также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.
Продолжение модернизации
В январе 1966 года во главе страны встала Индира Ганди — дочь Неру. В этот период активно проявили себя начавшиеся ранее центробежные процессы, усилилась децентрализация власти, быстрыми темпами происходило социально-экономическое и политическое расслоение общества. Окрепшие зажиточные слои в деревне и городе требовали для себя большего участия во власти, используя для этого местные ресурсы в штатах.
В этот же период были осуществлены первые мероприятия по реформированию индийской экономики, согласованные со Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами. Они включали в себя девальвацию рупии, снятие многих ограничений на импорт, промышленное дерегулирование. Все это должно было сопровождаться помощью со стороны международных финансовых организаций и развитых стран. Это был определенный отход от прежней стратегии самообеспечения. Однако ожидаемый объем финансовых ресурсов не был получен. Более того, богатые страны резко снизили свой вклад в развитие Индии.
Эксперименты с реформами тогда не дали нужного результата. Поэтому политическое руководство Индии было вынуждено изменить курс с целью ослабить зависимость страны от иностранного капитала. Но девальвация рупии, рост цен на продовольствие и падение уровня жизни населения способствовали формированию в общественном сознании мнения, что правительство отходит от провозглашенных целей строительства общества социальной справедливости.
В стремлении укрепить свои позиции правительство под руководством Индиры Ганди в июле 1969 года приняло программу, которая предусматривала национализацию ряда крупных коммерческих банков и предприятий угольной промышленности, страхования, ликвидацию привилегий бывших правителей княжеств, введение ограничений на владение городской землей, реформу арендных отношений в деревне, мероприятия по ограничению власти монополий и концентрации экономической власти.
Оппозиция
В свою очередь, оппозиционная консервативная партия «Бхаратия джана сангх» (Индийский народный союз — БДС) заявила о решимости «индианизировать» шахты, другие предприятия, а также чайные, кофейные и джутовые плантации, находящиеся преимущественно в распоряжении иностранного капитала. Задача БДС состояла в перестройке страны на основе индийской культуры, политической, социальной и экономической демократии, которые гарантируют всем гражданам равенство возможностей и свободу. Некоторые идеологии на Западе, говорил лидер партии Атал Бихари Ваджпаи, были основаны на представлении о существовании внутреннего конфликта между личностью и обществом. Но на деле такого конфликта нет. Личность является представителем неделимого общества, которое проявляет себя через нее. Личность — это главный инструмент общества и мера его достижений. Разрушение индивида приведет к потрясению общества. Развитие личности и развитие социума не противоречат друг другу.
При Индире Ганди Индия значительно продвинулась в своем развитии, но оппозиция критиковала ее за авторитарные методы правления
Капиталистическая система экономики, которая признает «экономического человека» в качестве ее центрального субъекта, не может быть адекватной, считал Ваджпаи. Корыстное стремление получить наибольшую прибыль является движущей силой этой системы, а конкуренция — ее регулятором. Это не соответствует индийской философии. Социализм, по его мнению, возник как реакция на проблемы, созданные капитализмом. Цели социализма похвальны, но его результаты не принесли блага человечеству. Причина в том, что анализ общества и личности в соответствии с учением Маркса в своей основе — материалистический, а поэтому и неверный. Концепция конфликта классов не способствует сотрудничеству между гражданами. Капитализм и социализм расходятся в своей оценке значения частной собственности. Но оба ведут к централизации и монополизации. В результате человек, личность, оказывается вне их внимания.
Индия нуждается в такой системе, продолжал Ваджпаи, при которой ничто не должно препятствовать инициативе личности, но в ее взаимоотношениях с обществом не должен причиняться ущерб человеческим ценностям. Такая цель может быть достигнута в децентрализованной экономике.
Западный мир достиг большого материального прогресса, но в духовной сфере, по мнению Ваджпаи, ему не удалось добиться многого. Индия, со своей стороны, отставала в материальном развитии, и поэтому ее духовность превратилась в пустой звук. «Слабый не может реализовать свою духовность» — гласит санскритская мудрость. Не может быть духовного спасения без материального благополучия. Поэтому Индия должна стремиться к тому, чтобы быть сильной и материально обеспеченной, чтобы на этой основе укрепить здоровье нации, внести свой вклад в мировой прогресс, вместо того чтобы быть бременем для мирового сообщества.
Против бедности
В начале 1970-х годов правительство Индиры Ганди приступило
к осуществлению программы, важнейшей частью которой было дальнейшее проведение
аграрных реформ — снижение «потолка» землевладения в деревне (до 10–18 акров) и
распределение излишков земель среди безземельных крестьян и
сельскохозяйственных рабочих. Действия правительства натолкнулись на
сопротивление крупных землевладельцев. Борьба в деревне отразилась на
политической схватке между партиями и в самом Конгрессе. Острая борьба в стране
разгорелась также вокруг вопросов, связанных с национализацией свыше 100
иностранных и индийских страховых компаний, ряда промышленных предприятий.
В это время под контроль государства перешло около 100 текстильных фабрик. В
качестве компромисса между государством и предпринимателями возникла идея
создания «совместного» сектора в экономике. Речь шла об использовании
финансовых возможностей государства для контроля за деятельностью монополий
(через покупку их акций). Со своей стороны, крупные промышленники настаивали на
реприватизации предприятий государственного сектора.
Получив в парламенте подавляющее большинство депутатских мандатов, правительство Индиры Ганди разработало программу ликвидации бедности как инструмента обеспечения социальной справедливости и экономического роста. Эта программа нашла свое выражение в пятом пятилетнем плане Индии (1974/1975–1978/1979), который, по мнению ряда экономистов, был новым словом в осуществлении индийских реформ. План предусматривал существенный рост сельскохозяйственного производства, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, гарантированную занятость населения в сельской местности, развитие трудоемких малых производств в городах. Все это должно было сопровождаться улучшением образования, здравоохранения и продовольственного снабжения.
Но на деле осуществление этой программы столкнулось с огромными трудностями, в том числе в связи с засухой в 1972–1975 годах. Положение ухудшилось и из-за войны с Пакистаном (1971), которая привела к образованию Бангладеш, что сопровождалось наплывом миллионов беженцев в Индию. Затем последовал нефтяной кризис 1973–1974 годов. Все это оказало крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.
Чрезвычайное положение
Во второй половине 1970-х процессы консолидации правой консервативной оппозиции, опиравшейся на крупных землевладельцев и отдельные группы городской буржуазии, заметно усилились. Оппозиция выдвинула лозунг «тотальной революции», что означало демократизацию политической жизни, борьбу против монополии Конгресса на власть и авторитарных методов правления Индиры Ганди, против коррупции в различных эшелонах власти и в обществе. Оппозиция сплотила значительную часть зажиточного крестьянства, средние городские слои, в том числе немало интеллигенции и студенчества.
26 июня 1975 года Ганди ввела в стране чрезвычайное положение, которое было одобрено парламентом, где большинство мест принадлежало ее партии. Был арестован ряд руководителей оппозиционных партий, запрещена деятельность некоторых религиозно-общинных и левоэкстремистских организаций, ограничена свобода печати. Оппозиционные партии осудили репрессивные действия властей, в первую очередь аресты многих участников движения неповиновения.
1 июля 1975 года правительство Индиры Ганди провозгласило «Программу из 20 пунктов», которая во многом была продолжением предыдущей социально-экономической политики. Наиболее важными были снижение цен на продовольствие и другие жизненно важные товары, реализация на деле аграрной реформы — изъятие излишков земли сверх «потолка» землевладений, распределение полученной таким образом земли среди безземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих, освобождение сельской бедноты от кабальной задолженности, а фактически от крепостной зависимости. Одновременно программа предусматривала либерализацию в сфере частного предпринимательства, отказ от продолжения национализации.
Для укрепления своих позиций в народе правительство Индиры Ганди провело в 1976 году в парламенте 42-ю поправку к конституции, в соответствии с которой Индия объявлялась «суверенной социалистической секулярной демократической республикой». (Это положение конституции до сих пор остается в силе.)
И тем не менее на выборах 1977 года Конгресс во главе с Индирой Ганди впервые потерпел поражение и потерял власть. Главными причинами этого были отход от прежней социальной политики и использование насильственных, антидемократических, авторитарных методов управления. Чрезвычайное положение подорвало престиж правящей партии.
Индийский синтез
Новый этап в политическом развитии Индии ознаменовался поиском иных путей развития. Однако пришедшее к власти коалиционное правительство Джаната парти (Народной партии), состояло из идеологически плохо совместимых политических группировок и поэтому было обречено на поражение.
В это время в стране возникли новые трудности, связанные с засухой 1979 года и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения вновь пришедшее к власти в 1980 году правительство Конгресса вступило в переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) с целью получения крупного кредита. Были оговорены условия его предоставления: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, развитие экспорториентированной индустрии, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. Эта программа начала реализовываться в ноябре 1981 года. Однако еще до истечения срока, в мае 1984-го, ее выполнение было приостановлено, так как она не дала требуемого результата, а лишь привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала 3,9 млрд из 5 млрд долларов, предусмотренных программой МВФ.
По оценке Всемирного банка, используемая Индией модель экономического развития в период, предшествовавший либерализации начала 1990-х годов, была достаточно успешной. Это нашло выражение не только в ликвидации угрозы голода и снижении уровня бедности, но и в создании диверсифицированной индустриальной базы, относительно крупного и развитого финансового сектора. В предреформенной Индии удавалось сохранять инфляцию на низком уровне, не допускать невыплат по иностранным долгам. Несмотря на высокую степень государственного регулирования, частный сектор стал важной частью экономики. Эти успехи, несмотря на их относительность, были достигнуты в условиях очень сложного общества, разделенного по этническому, лингвистическому и религиозному признакам. И все это осуществлялось демократически избранными правительствами.
За десятилетие (1980–1990) темпы развития Индии заметно ускорились, ежегодный рост ВВП составил в среднем 5,8%. К началу 1990-х в Индии была создана весьма стабильная политическая и экономическая система. Не без труда, но достаточно успешно она амортизировала толчки и удары, порой очень жесткие и болезненные, в разных сферах общественной, политической и экономической жизни. Эта система опиралась на такие базовые ценности, как демократия, политический плюрализм, смешанная экономика, социальная справедливость. Идеологические ориентиры этой системы ценностей были весьма размытыми, а иногда внешне даже противоречивыми. Но, может быть, именно в этих нечетких идеалах и была сила Индии, которая синтезировала в них как свои традиции, так и определенные достижения современного развития человечества.
1. Демографическая политика в Индии.
Статистика свидетельствует о том, что в 70—80-е годы ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 16—17 млн. человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46—47 тыс. человек, а за каждый час — примерно на 1900 человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие — рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает “вера”. Таким образом, Индия стала второй после Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд. жителей.
В настоящее время Индия занимает 2-е место в мире по численности населения. Со второй половины ХХ в. Индии наблюдается демографический взрыв, связанный с высокими коэффициентами рождаемости и снижением коэффициентов смертности.
Демографический взрыв сильно осложняет решение социально-экономических задач по сокращению бедности, стоящих перед страной. За ХХ в. средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км?, что увеличило “нагрузку” на обрабатываемые земли. Почти половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, это значит, что ежегодно необходимо строить 9 тысяч новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать новые рабочие места и обеспечивать быстро растущее население продовольствием.
В 1951 г. Индия провозгласила программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Сначала ставилась цель перехода от традиционной многодетной к двух- и трехдетной семье (основными лозунгами были “Два или три ребенка — достаточно!”, “Малая семья — счастливая семья!”. Однако, перепись населения 1991 г. показала больший рост населения, чем это ожидалось, программы планирования стали призывать к двухдетной семье.
Политика планирования семьи включает пропагандистские, медицинские, административно-правовые меры. Центры семейного планирования занимаются распространение новых методов контрацепции и операциями по стерилизации (в среднем, ежегодно, в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 — 60 млн. женщин). В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен соответственно до 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин — до 18 лет.
2. Городское и сельское население Индии.
По численности городского населения Индия занимает 4-е место в мире (300 млн.), что составляет почти всё население США, а по демографическим характеристикам Индия остаётся сельской страной. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах (580 тыс. деревень). Деревни Индии -это большой прирост трудоспособного населения и как следствие- нерегулярная занятость населения. Увеличение плотности населения приводит к давлению на экосистему, т.е. деградация земельного фонда, сведение лесов, снижение уровня жизни. Ниже границы бедности проживает 37% сельского населения.
Относительно высокие темпы экономического роста способствовали увеличению занятости в промышленности и в сфере услуг. Вместе с тем остается огромное относительно избыточное население в сельской местности. В стране медленно сокращаются масштабы бедности и безработицы. За чертой бедности находится примерно 36% населения. Их доход не позволяет им приобретать даже физиологический минимум продуктов питания. Примерно треть сельского населения не приобретает фабричные товары. Промышленные потребительские товары длительного пользования покупает зажиточная верхушка в 5—10% населения. Правда, в абсолютных размерах она составляет значительную группу населения, сравнимую с численностью всего населения крупных западных стран.
За последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. Самые большие города Индии это Мумбаи (ранее Бомбей), Дели, Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор. Мумбай (Бомбей) является самым крупным городом. На него приходится 25% промышленного производства, 40% морской торговли, и 70% от капитальных операций в Индии. В Мумбаи доход на душу населения почти в три раза превышает средний показатель по стране. Многие иностранные банки и финансовые учреждения имеют филиалы в Мумбаи. Основные отрасли промышленности города включают машиностроение, алмазную полировку, медицинские и информационные технологии, аэрокосмическую отрасль, производство компьютеров и электронного оборудования, судостроение.
Мумбаи также центр средств массовой информации и кино. Большинство крупнейших телевизионных и спутниковых сетей, а также основные издательские дома, имеют здесь штаб-квартиры. Киноиндустрия- Болливуд, также базируется здесь. Болливуд удерживает рекорд максимального количества производства фильмов в год в мире. Все это привело к росту потребительских расходов в этом городе. Согласно недавнему обследованию, Мумбаи получил звание десятого центра среди крупнейших мировых центров торговли с точки зрения финансовых потоков.
На окраине Мумбаи есть район Дхарави - район трущоб. В наше время Дхарави - одни из самых больших трущоб в мире, в них проживает около 1 миллиона человек. Площадь района всего 215 гектаров. Товарооборот Дхарави составляет 650 миллионов долларов в год, что соответствует 6% годового прироста Индии в целом.
Строительство жилья для социально уязвимых меньшинств высоко монополизированная отрасль, поэтому развитие идёт очень медленно. Острой проблемой является получение участков под строительство, обеспечение водой, строительство канализации и удаление твёрдых отходов.
Общее направление государственной политики в области урбанизации заключается в создании условий повышения доходов сельских жителей и всестороннего развития инфраструктуры в деревнях.
3. Образование в Индии.
Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин).
Расходы на образование в Индии: 3,3% ВВП (2010). Место страны в мире: 131.
С незапамятных времен Индии была образовательным центром. Тысячи лет назад великие ученые учили по священным писаниям. Велось преподавание, и создавались шедевры по таким разнообразным предметам, как философия, религия, медицина, литература, драма и искусство, астрология, математика и социология.
Начальная ступень образования доступна большинству детей Индии, которые учатся в классах по 60 человек. Обучение во второй ступени продолжают лишь 50% учеников начальной школы, а в колледжи поступают единицы. На систему образования в Индии влияют патриархальные традиции. Индусы не видят особого смысла в обучении дочерей, т.к. девочка-это финансовое бремя для семьи, которой необходимо готовить приданное к свадьбе. Большинство детей, работающих на фабриках- девочки.
Индия входит в список из 21 страны, столкнувшихся с масштабным образовательным кризисом. В этих государствах (помимо Индии, это Пакистан, Марокко, Мавритания и страны Африки) менее половины от общего числа детей получают начальное образование.
287 миллионов неграмотных взрослых людей проживает в Индии, сообщается в опубликованном ЮНЕСКО Глобальном мониторинговом докладе Образование для всех.
Сегодня образование в Индии представляют индийские высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, которые вносят значительный вклад в передачу знаний и в области науки и технологий. В таких традиционных областях, как искусство и гуманитарные науки, прикладная физика и химия, математика и технология университеты и институты играют ведущую роль в преобразовании страны в современное индустриальное, технологически развитое государство.
Современное образование в Индии, складывалось как система просвещения после достижения государством независимости. В Индии действуют около 200 университетов. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.
Особое положение сложилось в сфере научных исследований. Страна занимает видное место на арене НИОКР, символом чего является Бангалор — “силиконовая долина” Индии. В некоторых сферах индийские лаборатории относятся к мировому классу. Это сферы информационной технологии, технологии материалов, ряд направлений биологии и биотехнологии. Большие средства направляются на термоядерные и космические исследования.
Известные индийцы:
1.Винод Кхосла – соучредитель SunMicrosystems.
2. Винод Дхам – создатель чипа Pentium, которым сегодня оснащены 90 % компьютеров.
3. Сабир Бхатия – основатель, и создательHotmail (программы электронной почты).
4. Арун Нетравалли – президент Лаборатории AT& T-Bell и создатель таких языков программирования как C, C ++,Unix.
5. Раджив Гупта – ген. менеджер Hewlett Packard.
6. Саджив Теджврика – д-р тестирования Microsoft Windows 2000, ответственный за устранение ошибок.
7. Виктор Менезес, Раджат Гупта и Рана Тальвар –руководители CitiBank, Mckensey и Stanchart.
Статистика:
Детский труд в Индии - детей в возрасте от 5-14:
Общее количество:
Безработица Индии, молодежь в возрасте 15-24 лет:
Место страны в мире: 106
4. Здравоохранение и фармацевтика Индии.
По мнению международных наблюдателей, в 2010 году мировым лидером по усилению своей общепризнанной фармацевтической промышленности и развитию инновационных фармацевтических продуктов станет Индия. Тенденция развития области медицины и фармацевтики в стране обусловлена предоставлением Индии “режима на патент продуктов”, который приравнивается к “системе прав на интеллектуальную собственность”. Индийская фармацевтическая промышленность, которая имеет в бюджете 19 млрд. долларов, демонстрирует потрясающий прогресс. На данный момент промышленность производит огромное количество медикаментов, используя разнообразные технологии и формулы приготовления лекарственных форм, разработанные на условиях Международного стандарта GMP (Good Manufactured Practice) и Всемирной организации здравоохранения. В связи с этим, Индия занимает 3-е место в мире по объему изготовления и 14-е место по стоимости лекарственных средств. Экспорт осуществляется более чем в 200 стран мира, включая страны с весьма регулируемым рынком, такие как США и Европа, Япония и Австралия.
Статистика:
Материнская смертность в Индии:
Место страны в мире: 56
Коэффициент младенческой смертности в Индии:
Место страны в мире: 50
Плотность врачей в Индии:
Плотность больничных коек:
ВИЧ / СПИД - смертельные случаи в Индии:
Место страны в мире: 3
Основные инфекционные заболевания Индии:
а) заболевания от пищи или воды: бактериальная диарея, гепатит А и Е, и брюшной тиф;
б) от переносчиков заболеваний: лихорадка денге, японский энцефалит и малярия;
в) болезни от контакта с водой: лептоспироз;
г) связанных с болезнями животных: бешенство).
Дети в возрасте до 5 лет с пониженной массой в Индии:
Место страны в мире: 2
В Индии, говоря условно, существуют две категории здравоохранения. B крупных городах функционируют прекрасно оснащенные государственные и частные клиники. В них работают высококвалифицированные врачи, часто получившие образование за рубежом, или иностранные специалисты. Всё это доступно очень небольшой части из более чем миллиардного населения страны.
Расходы на здравоохранение составляют около одного процента ВВП, то есть четыре доллара на человека в год. Сельские клиники, обслуживающие в среднем от трех до пяти тысяч человек, часто не имеют электричества, телефонной связи, водопровода. Детская и материнская смертность в Индии однa из самых высоких в мире.
Справедливости ради надо сказать, что философия и религиозные убеждения некоторых слоев общества предполагают аскезу и отказ от мирских удовольствий, в том числе и от медицинского лечения. По сравнению с 2003 годом, в 2009 году детская смертность снизилась вдвое. (30 младенцев, умерших до года на 1000 родившихся, против 60-ти ). Но Индия в этом показателе остаётся лидером в мире.
Индия занимает лидирующее положение в мире по распространению инфекционных заболеваний (при полном игнорировании гигиены). Трудно поверить, что в 1984 году заболеваемость проказой составляла примерно 4 млн. случаев. После того как правительство приняло программу по борьбе с проказой, эта цифра снизилась до 680 тыс. случаев в 1997 году. Очень высока заболеваемость туберкулезом, этой болезнью голодных. В конце 90-х гг. количество заболевших доходило до 14 млн. (3,5 млн. в открытой форме).
5. Равноправие граждан Индии.
Касты (от португальского casta – род, происхождение) или Варна (перевод из санскрита – цвет), термин, применяемый в первую очередь к основному разделению индусского общества на Индийском субконтиненте. Согласно индуистскому верованию существуют четыре основные Варны (касты) – Брахманы (чиновники), Кшатрии (воины), Вайшьи (торговцы) и Шудры (крестьяне, рабочие, слуги). Неприкасаемые – занятые самыми грязными работами, чаще нищие или очень бедные люди. Они находятся за пределами индусского общества. Они занимаются уборкой мертвых животных с улиц и полей, туалетов, выделкой кож, чистят канализации, работают мусорщиками , прачками, нанимаются на самые тяжёлые работы в шахты, на стройки и т.п.
Цветовая палитра следующая:
По конституции 1950 года каждый гражданин Индийской республики имеет равные права вне зависимости от кастового происхождения, расы или религии. Справляться о касте человека, поступающего в институт или на государственную службу, выдвигающего свою кандидатуру на выборах, — преступление. В переписях населения графа о кастовой принадлежности отсутствует. Отмена дискриминации на основе касты — одно из крупнейших социальных завоеваний независимой Индии.
В то же время существование некоторых низших, в прошлом угнетенных каст признано, ибо закон указывает, что они нуждаются в особой защите. Для них введены благоприятные условия получения образования и продвижения по службе. А чтобы обеспечить эти условия, пришлось ввести ограничения для членов других каст.
Каста до сих пор оказывает громадное влияние на жизнь каждого индуса, определяя место его жительства не только в деревне, но и в городе (особые улицы или кварталы), влияя на состав работающих на предприятии или в учреждении, на выдвижение кандидатов для выборов и т. п. Членам “неприкасаемых” каст запрещается посещать дома “чистых” каст и брать воду из их колодцев, им даже запрещено наступать на тени других каст. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов.
Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто “неприкасаемые” продолжают осквернять членов “чистых” каст, даже если они давно оставили свое кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их.
Внешние проявления касты ныне почти отсутствуют, особенно в городах, где вышли из моды кастовые значки на лбу и получил распространение европейский костюм. Но как только люди знакомятся ближе — называют свою фамилию, определяют круг знакомых,— они тут же узнают о касте друг друга. Дело в том, что подавляющее большинство фамилий в Индии — это бывшие кастовые обозначения. Бхаттачария, Дикшит, Гупта — обязательно члены самых высоких брахманских каст. Сингх — это либо член воинской касты раджпутов, либо сикх. Ганди — это член торговой касты из Гуджарата. Редди — член земледельческой касты из Андхры.
6. Равноправие полов.
Конституцией Индии 1950 г. предусмотрены равные права женщин и мужчин, равенство их положения и возможностей. В ней был декларирован запрет на дискриминацию по признакам пола, предусматривалось обязательное школьное обучение всех детей - мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет.
В этом же направлении действуют принятые и внедряемые в жизнь конституционные нормы и законы.
Среди них отметим:
1. Закон об индусском браке (1955 г.), утвердивший моногамию как норму, а также юридическую возможность развода;
2. Закон о запрете приданого (1961 г.) и последующие изменения в нем (1986 г.), направленные на борьбу с практикой обязательного приданого за невестой, которая приобрела огромные масштабы;
3. Закон об ограничении ранних браков (1978 г.), повысивший брачный возраст для девушек до 18 лет, для юношей - до 21 года.
Официальный Дели не подписал предложенную ООН резолюцию по защите детей от ранних браков. Разработанный Советом по правам человека ООН проект получил одобрение 107 стран. Однако Индию, на долю которой приходится 40% из 60 млн. ежегодно фиксируемых браков с несовершеннолетними, он не устроил, что поставило под сомнение саму целесообразность данной резолюции.
— Разрабатывается соответствующая национальная программа, которая должна будет усилить контроль над тем, чтобы браки совершались добровольно и исключительно по достижении 18 лет. Каких-либо немедленных результатов ожидать сложно. В то же время резолюция требует уже к 2015 году продемонстрировать конкретный прогресс, — пояснили “Известиям” в пресс-службе министерства людских ресурсов и развития Индии.
Собеседник “Известий” социолог Сантуш Десай уверен, что решить эту проблему Индии будет сложно и к 2030 году.
— В стране, где большинство браков совершается по воле родителей, сделать что-то затруднительно, — считает он. — В сельской местности, где проживает около 70% индийского населения, дочь до замужества находится на содержании отца. Найти самостоятельную работу, выдержав конкуренцию с мужчинами, трудно. Фактически родители финансово заинтересованы как можно ранее выдать девочку замуж. А для некоторых семей — это и просто единственный выход, причем не самый плохой.
С ним согласен и известный индийский юрист Анил Гупта.
— В нынешних условиях брать на себя серьезные международные обязательства действительно нельзя. Не секрет, что проблема детской смертности при родах, особенно среди несовершеннолетних, не решена, — напомнил он. — Запреты на определение пола будущего ребенка дали только ограниченный эффект.
В сельских районах, утверждает Гупта, от будущих и новорожденных девочек продолжают избавляться как от непосильного финансового бремени.
Вместе с тем специалисты южно-азиатского отделения Центра права на воспроизводство уверены, что именно ранние браки лежат в основе недопустимо низкого статуса женщины в традиционном индийском обществе.
— Девочки, когда выходят замуж, фактически полностью оказываются во власти семьи мужа. Их социальная защита отсутствует, — говорит эксперт Пранай Шарма. — Поэтому детский брак — это не одноразовое преступление, а своего рода спусковой крючок цепочки бытового, а порой и сексуального насилия, преследующего женщину на протяжении всей ее жизни. В этой связи мне сложно понять, почему Индия отказалась подписать резолюцию и на деле продемонстрировать намерение к коренному изменению ситуации.
Однако в современной Индии члены высших каст воздерживаются от ранних браков, стремясь прежде всего дать детям престижное образование. Зато детские браки активно практикуются представителями низших социальных слоев и племен. Выдавая замуж дочерей в раннем возрасте, родители тем самым сокращают расходы на их содержание. Семья жениха, в свою очередь, приобретает бесплатную рабочую единицу в хозяйстве. В многодетных семьях родители в целях экономии стараются женить всех детей одновременно.
Невеста в Индии – дефицитный товар. По переписи 2001 года на 1000 мужчин приходится 933 женщины. Из страха оставить сына неженатым и тем самым пренебречь религиозным долгом, родители сознательно идут на нарушение закона.
Страна________
Вопросы |
Краткий ответ |
1.Столица Индии... |
|
2.Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове .... |
|
3.Граничит с .... |
|
4. Имеет выход в ... |
|
5.Какие плюсы имеет ЭГП страны? |
|
6. Рассмотрите символику страны. |
|
7.Что может символизировать герб Индии? |
|
8.Индию называют страной контрастов. |
|
9.Население Индии |
|
10.Национальная одежда |
|
11. Религии |
|
12. Праздники |
|
13 . Кухня |
|
14.Достижения Индии |
|
Таблица
Национально-освободительное движение в Китае и Индии
|
||
|
Китай |
Индия |
Лидеры
|
Сунь Ятсен, Чан Кайши |
Махатма Ганди |
Организации |
Гоминьдан
Коммунистическая партия Китая (КПК) |
Индийский национальный конгресс (ИНК) |
Цели
|
Освобождение от иностранной зависимости, изгнание маньчжуров и восстановление китайского правления, демократизация (создание Китайской республики), уравнительное землепользование, строительство социализма (Сунь Ятсен). Объединение страны.
|
Освобождение страны от британского колониализма
|
Методы борьбы
|
Революционные, военные, насильственные
|
Ненасильственное сопротивление. Протесты индийской общественности в форме харалов – бойкот английских товаров. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.