конспект урока

  • docx
  • 16.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сибирь в 17 веке.docx

Технологическая карта урока

Учебный предмет: история

Класс: 7

Тема урока: Тема "Сибирь в XVII веке"

Цель урока: сформировать представление о развитии Сибири в XVII веке, значении  ее присоединения к России

образовательные:выявить  какие слои населения двигались в Сибирь, их цели,  результаты и последствия походов; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь».

развивающие:развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.Развивать слуховое восприятие, внимание; обогащать словарный запас.

воспитательные:воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.

коррекционные: развивать слуховое восприятие, внимание; обогащать словарный запас.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

 

Основные понятия: «ясак»,  «острог», «мягкая рухлядь».

 

Важнейшие даты:  1639г. – экспедиция И.Ю.Москвитина, 648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. - экспедиция Е.П. Хабарова на Амур,

 

Оборудование и материалы

Мультимедийная презентация по теме «Сибирь в XVII веке », карта России в XVIIв., интерактивная доска, атлас и контурные карты.

 

Формирование компетенций:

  • Учебно-познавательные (умение анализировать, делать выводы, обобщать)
  • Информационные(умение работать с учебными источниками, справочной литературой и документами)
  • Коммуникативные (умение вести диалог и работать в группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Этапы  урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.

Мотивирование на учебную деятельность

Ребята я рада видеть вас после каникул отдохнувшими. Давайте улыбнемся друг-другу и пусть наше хорошее настроение поможет нам освоить новую тему урока.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

2.

Актуализация знаний

Прежде, чем начать изучать новую тему. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

 

Давайте проверим как вы усвоили прошедшую тему.

Вопросы.

 

Обращается к учащимся со словами:

Ребята, вы уже знаете, что на уроках истории мы не только изучаем исторические события. Мы также учимся работать с информацией, используя карту.

Сегодня я предлагаю закрепить умение пользоваться этим приемом

 

 

Слушают.

Отвечают на вопросы.

На прошлом уроке изучалась тема «Внешняя политика России в 17 в»

Работа  с картой слайда

 

3.

Целеполагание, постановка проблемы урока

Давайте подумаем, как называется тема нашего урока и что мы должны будем узнать исходя из темы урока

 

Как мы знаем,  Западная Сибирь была присоединена к России в результате разгрома Сибирского ханства еще в конце 16 в.

- Кто помнит, при каком царе это было?

А теперь  попробуем ответить  на вопрос

         Какое значение имело присоединение Сибири к России?

 

Определяют тему, называют

 цели.

Отвечают на вопрос.

Зап. Сиб.  присоединилась при Иване Грозном.

4

Поиск путей решения проблемы

 

 

 

1.      Организует исследовательскую работу учащихся малых группах по решению практических задач

 

1-ый фрагмент из фильма.

О первом этапе освоения и присоединения Сибири мы с вами уже говорили в 6 классе. Первый этап приходится на XVI век, когда Ермак в 1581 году начал свой поход.

 

По документам, которые лежат у вас на столах мы с вами выясним причины начала освоения  Сибири   (Приложение 1)

Слайд  «Причины освоения Сибири»

После ответа учащихся

 

 

2-ой фрагмент фильма

Следующая часть нашего урока будет проходить в форме творческой лаборатории. У каждой группы есть своё задание, которое группа должна выполнить и затем отчитаться о проделанной работе.

1 группа: сравнивает как проходила завоевательная политика европейских колонизаторов в Новом свете и русских покорителей Сибири (На основе документов – Приложение 2)

Слайд «Первооткрыватели»

2 группа: Осуществляя работу с картой, учебником и дополнительной литературой должны показать на карте маршруты первооткрывателей Дежнёва, Пояркова, Хабарова и отметить цели экспедиций (Приложение 3)

3 группа: на основе документов и проделанной работе двух других групп делают выводы о присоединении Дальнего Востока. (Приложение 4)

Слайд  «Итоги присоединения»

Распределяют  работу.

Выполняют сопутствующие учебные действия:

- анализ содержания  книги и карты

- работа с контурной картой

 

 

Предполагаемый ответ учащихся:

  1. увеличить доход в казну за счёт обложения местных жителей налогом – ясаком
  2. Поднять авторитет царской власти в глазах иностранцев и россиян после Смуты
  3. Бегство крестьян от усиливавшегося крепостного гнёта

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

 

Ответ 1 группы: завоевательная политика русских была миролюбивой в отличие от европейских колонизаторов. Аборигенов никто насильно не заставлял принимать христианство, не использовали их в тяжёлом труде.

Ответ 2 группы: пока один из участников группы показывает на карте маршруты первооткрывателей, другие выделяют цели экспедиций: Дежнёв – был послан в Сибирь в качестве сборщика дани, где увлечённый этой землёй стал участником экспедиции за моржовыми клыками (которые назывались «рыбий зуб»); Поярков – был отправлен в Сибирь на поиски серебряных рудников; Хабаров – интересовался богатствами растительного и животного мира в Даурской земле в Приамурье.

Ответ 3 группы:

  1. Вся обширная территория до самого Тихого океана на востоке и до Северного Ледовитого океана на севере вошла в состав России
  2. Южным рубежом на Дальнем Востоке был признан Амур
  3. Огромные просторы плодородных земель, на которых произрастает ячмень и овес, просо и  гречи­ха, горох и конопляное семя
  4. Широкие судоходные реки с разнообразными рыбами, вековые леса с большим разнообразием пушного зверя
  5. Полезные ископаемые

 

5

Коррекция

Консультация по выполненным заданиям, помощь в исправлении ошибок

Предлагает выступить с пояснениями о проделанной работе.

 

Подводим итоги работы в группах.

 

 

 

Итак подведём небольшой итог:

  1. Была ли политика русских в Сибири жестокой по отношению к местному населению?
  2. Назовите фамилии основных первооткрывателей Дальнего Востока
  3. Что Россия приобрела после присоединения Сибири?

 

 

Проверяют свои выполненные задания с шаблоном ответа; выявляют, справились ли с заданием, формулируют затруднения

Выступают, анализируют

Предполагаемый ответ учащихся:

1.                                                                               Нет политика русских в Сибири наоборот была миролюбивой, так как первооткрыватели шли изучать край , а не воевать с аборигенами

2.                                                                               Основные достижения по освоению земель сибирских принадлежат Дежнёву, Хабарову и Пояркову.

3.                                                                               Россия приобретает огромную территорию, большие запасы полезных ископаемых, лес, пушнину

 

6

Систематизация знаний

Итак давайте вернёмся к началу урока и вспомним тот проблемный вопрос на который мы с вами сейчас должны дать ответ.

         Какое значение имело присоединение Сибири к России?

3-ий  фрагмент фильма

 

Сибирь и сегодня продолжает привлекать своими просторами и недрами. До сих пор не решены территориальные споры между Россией и Китаем из-за Приморского края, между Россией и Японией из-за о.Сахалин и Курильских островов, присоединение которых является III этапом в освоении Сибири завершившимся в XIX веке.

 

Отвечают на вопрос. Делают вывод.

Предполагаемый ответ учащихся:

·   Происходит рост территории государства

·   Увеличивается объём государственной казны за счёт сбора ясака

·   Повышается мировой престиж государства

·   Был решён вопрос о принадлежности Амура, который стал границей между Россией и Китаем

·   Были ликвидированы межплеменные распри на территории Сибири

·   Россия стали государством с собственными источниками сырья, так как Сибирь была богата полезными ископаемыми

·         Приобрела выход в море

7

Объяснение домашнего задания

Домашнее задание: §13, карточки индивидуальной работы на  выбор

Записывают домашнее задание.

 

8

Оценивание

Обосновывает оценки

Учащиеся самостоятельно оценивают работу, используя критерии оценивания на рабочем листе

7.

Рефлексия учебной деятельности

Благодарит учеников за урок

Учащиеся называют тему урока, этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе.

Делятся мнением о своей работе на уроке

 

 

Задание для всех групп:

·                Изучив документы, выясните причины присоединения Сибири

Приложение 1

Из письма бояр в 1612г для городов России

1. “Внешнее положение государства ухудшается  пренебрежением, с каким относятся к нам соседи со времён смуты. Со всех сторон Московского государства неприятели рвут; у всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали. Новый государь должен был ещё более прежнего напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был её национальный долг и условие его прочности на престоле”.

2. “Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух. В 1654 г. восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту Московского государства. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей”.

В.О. Ключевский “Русская история”

3. “Скудность казны побуждало правительство искать новые статьи дохода. В 1659 году приказано было в Сибири высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Тамошние жители обязаны были искать руду…”

Н.И. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей”

4. “Поимка беглых и борьба с разбойниками усиливалась с каждым годом; правительство то и делало, что посылало то в тот, то в другой край сыщиков ловить посадских, черносошных, вотчинных крестьян, служилых людей, наказывать их и отправлять на места жительства, а разбойников вешать”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для I группы:

·               На основе документов сравните как проходила завоевательная политика европейских колонизаторов в Новом свете и русских покорителей Сибири

 

Приложение 2.

Наказ служилому человеку Евдокиму Баскакову. 1622 г.

Тобольских служилых людей велено послать в Кузнецкий уезд, а кузнецких ясачных людей, которые государю непослушны и ясаку не дают, приводить под государеву царскую высокую руку к шерти (при­сяге) ласкою, а приводя их к шерти, велено с них ясак на государя собрать, с кого сколько можно взять, чтоб их не ожесточить, и веле­но их от колмацких людей (джунгары - кочевники) оберегать.

Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651 г.

“…Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомужпосылати для проведения и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти их … привести… и ясачным людям налоги и оскорбления никакого не учинять, и от государевой высокой руки их не отгонять… (коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не возить), чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. Крестившихся добровольно мужской пол устроивать в государственную службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованием, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылыеруских служилых людей места, (жонок и девок) выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.

Из записок Бартоломе де Лас Касас

В Америке европейцам от­крылся невиданный доселе (до этого) мир: пышная расти­тельность, птицы с пестрым оперением, смуглые местные жители, поначалу приветливо встретив­шие пришельцев (пришлое население). Европейцам их образ жизни ка­зался воплощением мифического «золотого века», когда люди жили, как в раю, среди первозданной (не тронутой человеком) природы, не заботясь о хлебе насущном. Пришель­цы, которых индейцы сначала принимали за не­земных существ, ибо в их преданиях говорилось о белых бородатых богах, появляющихся из-за мо­ря, уничтожили этот рай.

Испанских дворян, устремившихся в Новый Свет, интересовало только золото. Обнаружив его на Гаити, они стали превращать индейцев в не­вольников и сгонять их на рудники. К ним относи­лись с невероятной жестокостью — истязали, тра­вили собаками, убивали.

Сопровождавшие испанцев монахи-миссионе­ры не могли остановить этих бесчинств, тем более что поначалу не знали ответа на вопрос, можно ли считать представителей иной расы людьми и есть ли у них душа. Даже когда католиче­ская церковь официально дала утвер­дительный ответ и началосьпринуди­тельное обращение индейцев в христианскую веру, это не облегчило их участи.

 

 

 

 

 

 

 

Задание для II группы:

·                 покажите на карте маршруты первооткрывателей Дежнёва, Пояркова, Хабарова и отметьте  цели их экспедиций

 

Приложение 3.

СИ. Дежнев - (1605-1673), происходил из поморских крестьян, в дальнейшем стал казачьим атаманом. В конце 30-х гг. XVII в. был послан в качестве сборщика ясака в Сибирь с сопроводительным отрядом казаков в 12 человек. В 1647 году Дежнев принял участие в организации товарищества из служилых и промысловых людей для похода на Восток за моржовыми клыками. В 1648 году его отряд достиг крайней восточной оконечности Азии. Дежнёв назвал эти земли Восточным мысом. Это название просуществовало вплоть до 1898 года, когда мысу присвоили имя первооткрывателя. Дальнейший путь Дежнёва лежал по реке Колыме в Тихий оке­ан. Экспедиция обогнула Чукотский полуостров, прошла через пролив, разделяю­щий Азию и Америку (ныне Берингов пролив, хотя Беринг прошёл здесь только через 80 лет после Дежнёва).

Экспедиция В. Пояркова на Амур - 1643-1646 гг. - Василий Поярков был письменным головой, жил в Якутске когда из путешествия к Витиму вернулся слу­жилый человек с информацией о найденных им серебряных рудниках на реке Уре. Поярков был послан найти эти рудники, а также подчинить местные племена. В 1643 году Поярков со 130 казаками отправился в путь. Они прошли по рекам Алда­ну, Учуру, Гономе, дальше отряд разделился: Поярков с 90 казаками отправился дальше, а остальные остались зимовать и намеревались присоединиться к основно­му отряду позднее. К весне Поярков добрался до реки Зеи, пройдя с неимоверными усилиями «Камень» (становой хребет). Там, в Даурских землях, Поярков остался дожидаться остальных и пытался наводить справки о местонахождении залежей руды. С прибытием казаков Поярков поплыл вниз по Зее и вошёл в Амур, приняв его за Шилку; дошёл до устья Амура, где обложил ясаком местных и остался там на зимовку. Обратно Поярков и его спутники решили добираться морем; плавание оказалось очень долгим и трудным. Только в 1646 году первооткрыватели верну­лись в Якутск. Поярков настаивал на целесообразности дальнейшего освоения от­крытых им территорий, однако его идеи не встретили поддержки у властей.

Ерофей Павлович Хабаров - (около 1603-после 1671)- выходец из крестьян­ской среды. Родился в Великом Устюге, с 1630 года жил в Сибири, занимался тор­говлей хлебом и нажил состояние, на которое и снарядил экспедицию на Амур. Во время похода Хабаров занимался исследованием богатой Даурской земли в При­амурье. Значение предприятий Хабарова велико: помимо фактического освоения территорий и налаживания контактов с навблением, в наследство от Хабарова дос­тался составленный землепроходцем «Чертёж по реке Амуру».

В конце 40-х и начале 50-х годов, русские люди пытались утвердиться на Амуре. В 1649 г. Ерофей Павлович Хабаров набрал в Якутске партию казаков и промышленных людей в 70 человек и снабдил их деньгами, хлеб­ными запасами, судами, ружьями, зельем, свинцом. Воевода дал разрешение, и Ха­баров отправился на Амур новым путем - р. Олекмой, ее пригоном Тунгиром, затем волоком в р. Урку, приток Амура. Войдя в Амур, Хабаров и его товарищи нашли прибрежные города и селения пустыми. Жители, прослышав о приближении каза­ков, снялись со своих мест и ушли с женами и детьми и имуществом. Хабаров не пошел далеко вниз по Амуру. Оставив часть своих товарищей на Амуре, он воро­тился в Якутск за подкреплением. Хабаров рассказывал, что по Амуру живут даур­ские люди пахотные и скотные, что в земле их родится ячмень и овес, просо, гречи­ха, горох и конопляное семя, что в Амуре много всякой рыбы, больше, чем в Волге, а по берегам луга великие и пашни, леса темные, большие, соболя и всякого зверя много; если покорить эту землю, государю будет большая прибыль, можно будет вывозить отсюда хлеб на Лену. Рассказы Хабарова произвели то действие, что око­ло него тотчас же собралось 170 человек охотников. Якутский воевода со своей сто­роны дал ему двадцать казаков, и Хабаров в том же 1650 году отправился на Амур, везя с собой три пушки. На этот раз пришлось уже вступить в упорную борьбу с туземцами, которые выходили большими массами против русских. Эдесь же на амуре происходили столкновения с китайцами, в результате которых почти все казаки погибли, но  не­смотря на их гибель русским людям удалось утвердиться на Амуре.

Задание для III группы:

·                 на основе документов и проделанной работы двух других групп сделайте выводы о присоединении Дальнего Востока

 

Приложение 4.

Кацюба Д.В.

“Когда в середине 17 века над шорцами и телеутами нависла угроза порабощения кыргызами, князьки коренных жителей стали искать защиту у Русского государства. В 1655 году они направили своего посланника в Кузнецк с просьбой защитить их от иноземного насилия и “принять всех до единого в русскую протекцию”. Послание было направлено сибирскому генерал-губернатору, а затем и в Сенат.

Из записок С. Дежнёва

«В начале Сибирь и местное  население не имело возможности возделывать пашню в плодородной лесостепной и степной зоне Южной Сибири, подвергаясь в этих местах нападениям воинственных племён. Приходилось создавать земледельческое хозяйство в условиях сибирской тайги, отвоёвывая у леса участки земли под пашню. Но вскоре возделанные пашни появились почти на всём протяжении Сибири с запада на восток и  Сибирь уже избавилась от необходимости ввозить хлеб из-за Урала». Создание основ сибирского пашенного земледелия — одна из самых замечательных страниц в истории освоения Сибири.

О росте территории.

В XVII в. поток русских первопроходцев неудержимо устремляется в Сибирь. В то время как на западе каждый клочок земли, каждый город, каждая крепость приобретались Россией ценой тяжких усилий и огромных потерь, восточные границы отодвигались всё дальше и дальше с невероятной быстротой. Мог ли помыслить Иван Калита, или Дмитрий Донской, или кто-нибудь ещё из числа первых князей московского дома, умевших припомнить буквально каждую новую деревню, каждую драгоценность в своей казне, что через три столетия после них государи московские будут наследовать страну, для пересечения которой из конца в конец требовались годы?.. За одно столетие территория Московского государства выросла в несколько раз — в основном за счёт приращения на востоке. Все эти земли не были бы присоединены к России, если бы не мужество, энергия, знания, ратные навыки и политические способности русских первопроходцев — казаков, крестьян и государевых служилых людей.

О границе России и Китая

Во вт. пол. 1680-х г.г. по соглашению сторон решение амурской проблемы было перенесено из военной сферы в дипломатическую, результатом чего и явился заключенный 29 августа 1689 г. первый русско-китайский договор – Нерчинский. Согласно этому договору значительная территория, начиная от слияния Сунгари с Амуром, и далее до моря оставалась в совместном владении России и Китая,

Из Записок Пояркова.

«Во время плавания встретили поселение нанайцев, которые жили за счет ловли рыбы, побочным промыслом была охота, для езды пользовались собачьими упряжками. На нижнем Амуре увидели нивхов. Рыбачили на маленьких берестяных лодках. Здесь мы и остались зимовать, собрали много сведений (……), леса здесь богаты пушниной. Выяснили, что из устья Амура можно попасть в южные моря».

«Через Становой хребет мы вышли к верховьям реки Зеи. Это страна «пашенных людей» -  Даурия. Дауры миролюбивый и работящий народ. По берегам Зеи встречаются селения с просторными деревянными домами, окна  затянуты промасленной бумагой. У них довольно большие запасы хлеба, много скота, домашней птицы. Носят дауры одежду из шелковой и хлопчатобумажной ткани, что говорит о их достатке. Шелк и ситец они получают из Китая в обмен на пушнину. Пушниной же платили дань маньчжурам, которые хотят прибирать к рукам этот край».

СЛОВАРЬ УРОКА

·       Ясак – налог взымаемый с населения Сибири в виде пушнины.

·       Коча – большая парусная лодка.

·       «Рыбий зуб» - моржовый клык.

·       Острог - деревянное укрепление в пограничной полосе России XIV – XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесённую деревянным частоколом из заточённых кверху брёвен.

·       «Мягкая рухлядь» - мех.

Аборигены – местное население страны, территории.