Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
4 кл
18.02.2023
Конспект урока
ОРКСЭ,
Для публикации.doc
Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Школа России

Тема урока

Москва златоглавая, первопрестольная

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цель: осмысление понятия «Москва златоглавая, первопрестольная», формирование знаний о том, как Москва становилась столицей централизованного государства и причастности исторических деятелей к данному событию.

Задачи:

·   Формирование представлений  о возникновении столицы нашей Родины.  Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного российского государства

·   Развивать умения  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·  Воспитывать у школьников активную жизненную позицию, чувство патриотизма, гордость  за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.

Необходимое оборудование

Проектор, экран, компьютер, колонки

Дидактическое обеспечение

Презентация, аудио-приложение, разрезные модели пословиц, бумага, карандаши.

 

Планируемые результаты  урока

·          личностные

·          самоопределение и самопознание

·          формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан;

·          эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока.

 

 

·          предметные

·          формирование изучаемых понятий

 

 

·          метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

·          целеполагание, планирование взаимоконтроля, взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ , сравнение, установление причинно-следственных связей

 

 

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

     Рабочие листы, карты пооперационного контроля работы группы

 

 

 

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

·          Учебник «Основы  православной культуры», Коллектив авторов, издательство Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск

 

 

Дополнительная

·         Фотографии, иллюстрации древней Москвы и современной, карточки с опорными словами и пословицами о Москве;

 

 

Интернет-ресурсы

·          Презентация «Москва златоглавая, первопрестольная»

 

 

ЭОРы

·          Колокольный набат

·          Праздничный звон

 

 

 

 

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
           Формируемые УУД
           (с указанием конкретных действий)

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слышите, звенит звонок?
Начинается урок!

И начнём мы его со стихотворения автора Н.Добронравова.

-О каком городе идёт речь?

И тему урока, над которой мы будем с вами работать, попробуйте  определить сами.

Ответы на наши вопросы  мы найдём поработав с пословицами.

 Дети читают стихотворение к уроку.

Город самый главный

Самый дорогой,

Город нашей славы,

Вечно молодой

Город нашей славы,

Город волшебства,

Город златоглавый –

Гордая …….!

 

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 Учитель вывешивает пословицы на доску.

-  Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл. (Ученики составляют пословицы:  1. Кремль – сердце Москвы. 2. Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал. 3.Москва не сразу строилась.  4.Москва – мать всем русским городам. 5. На Москву идти – голову нести.

 

Работа в группах. Дети  составляют пословицы.

Коммуникативные

(Распределение объёма работы между членами группы, помощь в затруднении)

Регулятивные

(Развиваются регулятивные УУД, т.к.происходит прогнозирование,  целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)

 

3.Выявление места и причины затруднения.

- Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока?

- Да, но не только просто о Москве – столице России. Мы совершим познавательное турне в  историю.

- А вы видели Кремль? Вы восхищались им? Кто ещё не бывал в Москве, тот видел Кремль по телевизору.

Утром, включая радио, мы слышим, как бьют куранты на главной Кремлёвской башне, величественный звон летит над всей планетой.

- А некоторые  ребята нашего класса уже побывали в Москве. 

- Хочется всё сразу рассказать и узнать о Москве, о Кремле.

- Свою столицу – раскидистую, широкую с её нескончаемой сутолокой больших улиц, с ослепительным потоком электрических огней – мы любим все. Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история? 

Дети высказываются.

-Пословицы о Москве. Значит и тема урока о Москве.

Коммуникативные

(Развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

 

Познавательные

(осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)

 

 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 Повторение изученного.

-Что расскажет нам сама Москва о себе?

На доске: Мы уже знаем.

1147 г. Объединение большинства русских земель вокруг Москвы.

1339 г. Белокаменный кремль.

1367 г. Кремль из дуба.

XV век Впервые в летописях упоминается о Москве. 

 

- С чьим именем связано основание Москвы? 

- Кто стал первым правителем Московского государства? 

- Какое самое красивое сооружение было построено уже через 9 лет после основания Москвы? 

Невозможно не влюбиться
В эту сказку наяву -
Нашей Родины столицу,
Сердце русское – Москву,
В щебетанье птичьих хоров,
В Патриарших зеркала,
В площадь Красную,  В соборов золотые купола.
Не горда и не спесива,
Всех готова принимать,
Ты, Москва, для всей России
Не владычица, а Мать!

 

 Дети восстанавливают нарушенную хронологию событий в соответствии с датами. В случае затруднения обращаемся к справочной литературе, интернету.

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрий Долгорукий

 

 

 Иван III Великий государь

 

 

Кремль

 

 

 

Ученик выразительно читает стихотворение «Москва»О. Емельянова

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; примене­ние методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств

Регулятивные

(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)

 

 

 

5.Реализация построенного проекта.

“Открытие” нового знания

Работа с учебником.

- Прочитайте 1 часть параграфа 9(стр. 80-81) и подготовьте ответы на вопросы:

1. Какой год признан годом рождения столицы Родины?

2. С каким событием это связано?

3. Какими словами пригласил Юрий Долгорукий гостя?

4. В каком году прошли торжества по случаю празднования 850-летия?

5. Где упоминается о событиях встречи князей?

 

 

 

 

 

 

1147 г.

Встреча князей Юрия Долгорукого и князя Новгород-Северского Святослава .

«Приди ко мне , брате, в Москов»

 

1997 г.

 

В летописях монахов Ипатьевского монастыря в Костроме.

Коммуникативные

(учебное сотрудничество)

Регулятивные

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено

(Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер: мотивация  вызвана  тем, что  задание носит частично – поисковый характер,  для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал   знаний).

Познавательные

подведение под понятие

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель организует   работу групп

-Поработайте в группах с текстом учебника (части 2-5) и составьте план  прочитанного

Дети работают в группах, составляют план содержания прочитанного.

1.   Деревянный Кремль

2.   Прекращение междуусобиц при Иване Калите.

3.    Перенос престола метрополита Петра из Владимироа в Москву.

4.   Успенский собор главная святыня Московского государства.

5.   Перенос иконы Божьей Матери в Успенский собор.

Дети представляют свои планы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни­кации

Регулятивные

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил

Познавательные - Представление информации

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

 - Самостоятельно прочитайте текст (стр. 85-89), смыслите связь текста со словами (Первопрестольная, златоглавая, столица, пожары, Владимир Бенедиктов, храмы и монастыри, 1000-летие,колокольный звон, Красная площадь, храм Василия Блаженного, Троицкая площадь,»Красная», «Кто в Москве не бывал- красоты не видал!»)

 

Дети работают самостоятельно

Регулятивные

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено

Личностные

(Развиваются личностные УУД, поскольку задания направлены на осознание смысла слов «Первопрестольная», «Златоглавая»)

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель организует работу по обсуждению усвоенных понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итога урока

-Почему Москва называется златоглавой и первопрестольной?

-Назовите все известные Вам храмы и монастыри.

-Назовите имена выдающихся Митрополитов Московских и Святейших Патриархов Московских и всея Руси.

- В каком храме Москвы находится Владимирская икона Божьей Матери?

 

Дети  выходят, указывают на слово и объясняют его значимость в прочитанном.

В ходе объяснения слов и словосочетаний идёт дополнение фонограммой «колокольный звон», «колокольный набат», слайд программой «Москва златоглавая»

Личностные

Ценить и принимать базовые ценности: понимание того, что   становление столицы нашего государства было тяжёлым, Москва является самым красивым и дорогим городом для всех россиян.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Регулятивные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель предлагает детям оценить свою деятельность в форме синквейна 

- первая строка – название темы (1существительное);

- вторая – описание темы в 2х словах, 2прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы 3-мя словами;

- четвёртая строка – это фраза из 4 слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

 

Д.З. Подготовить небольшое сообщение о храме или монастыре столицы.

Дети выражают своё отношение к уроку и своей работе через предложенное задание.

Личностные

нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные

самовыражение

Регулятивные

самооценка

 


Общая информация Модуль

Общая информация Модуль

Планируемые результаты урока · личностные · самоопределение и самопознание · формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями

Планируемые результаты урока · личностные · самоопределение и самопознание · формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями

Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

На Москву идти – голову нести.

На Москву идти – голову нести.

Москва – часть души русского человека

Москва – часть души русского человека

Кто стал первым правителем Московского государства? -

Кто стал первым правителем Московского государства? -

Какими словами пригласил Юрий Долгорукий гостя? 4

Какими словами пригласил Юрий Долгорукий гостя? 4

Учитель организует самостоятельную работу учащихся

Учитель организует самостоятельную работу учащихся

Почему Москва называется златоглавой и первопрестольной? -Назовите все известные

Почему Москва называется златоглавой и первопрестольной? -Назовите все известные

Д.З . Подготовить небольшое сообщение о храме или монастыре столицы

Д.З . Подготовить небольшое сообщение о храме или монастыре столицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2023