Урок по теме «Степень числа»
Урок для 5 а класса
Место работы: МБОУ «ЦО - 38» школа №60
г. Тулы
Преподаваемый предмет: математика
Тема урока: Степень числа.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных знаний и Универсальных учебных действий.
Вид урока: комбинированный.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем, слайдов), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.
Задачи урока:
• 1. образовательные: подвести учащихся к понятию « Степень числа»; учить читать степени: правильно называть основание и показатель степени; выполнять вычисление выражений, содержащих степени.
• развивающие: создать условия для развития внимания, инициативы, воображения; вести работу по развитию математической речи, логического мышления; формировать умение анализировать, находить ошибки, делать выводы.
• воспитательные: содействовать формированию взаимоуважения, умения отстаивать своё мнение, интереса к урокам математики.
2. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Дидактические средства: проектор, интерактивная доска или экран, презентация, учебник «Математика 5» и рабочая тетрадь по математике.
Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на всех этапах урока), технология сотрудничества.
Основные этапы урока:
1. Организационный этап;
2. Этап включения учащихся в активную деятельность;
3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков;
4. Этап изучения нового материала;
5. Этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала;
6. Рефлексия;
7. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
8. Подведение итогов урока.
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД (универсальные учебные действия) |
1. Организа- ционный этап.
|
Психологи-ческая установка на урок.
|
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ Слайд 5. Прозвенел звонок? Так начнем урок? Учитель организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса; вопросы по домашнему заданию. |
Отвечают на вопросы.
|
Личностные: – самоопределение; – эмоционально-положительный настрой на урок. Коммуникативные: – планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. Этап включения учащихся в активную деятельность. |
Включение учащихся в учебную деятельность.
|
Слайд 6-12. Учитель демонстрирует слайды с заданиями устного счета. При демонстрации слайдов задает вопросы. |
Обучающиеся решают примеры. Включаются в активную деятельность. |
Познавательные: – умение действовать по алгоритму. Коммуникативные: – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: – развитие произвольного внимания. |
3. Актуали-зация опорных знаний, умений и навыков.
|
Мотивация к учебной деятельности.
|
Слайд 14. – Что интересного в данном ряду выражений? 5 · 5; 5 · 5 · 5; 5 · 5 · 5 · 5; 5 · 5 · 5 · 5 · 5. Сколько множителей содержит выражение, стоящее на 5-ом месте? На 10-ом? На 45-ом? На 100-ом? Запишите выражение, которое стоит в данном ряду на 1000-ом месте. Почему вы не смогли выполнить задание? Какова цель нашего урока? Как можно сформулировать тему нашего урока? |
Слушают учителя. Постановка учебной задачи детьми. Формулируют и записывают тему, дату. |
Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества. Познавательные: – умение устанавливать аналогии; – умение действовать по алгоритму. Логические: – анализ объектов с целью выделения признаков; – актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока. |
4. Изучение нового материала.
|
Актуализация опорных знаний и способов действий.
|
В математике принято записывать: 5 · 5= 52 Как записать второе произведение? Третье? Четвертое? И т. д.
Слайд 16. (историческая справка) – Работа в тетради. Слайд 17. Учитель вместе с учениками формулирует определение показателя степени числа. Пишет на доске определение. (показатель степени -это число которое показывает сколько раз число нужно умножить на само себя) Открываем учебники с. 98 и проверяем. Да действительно мы как и древние мудрецы правильно сформулировали определение.
Записываем основные понятия. |
Слушают и работают с учителем.
|
Регулятивные: – целеполагание. Личностные: – самоопределение-мотивация учения. Познавательные: – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: – умение слушать и понимать речь других; – умение устанавливать аналогии; – умение классифицировать и систематизировать. Регулятивные: – умение на основе предыдущего опыта формулировать новые понятия |
5. Этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала.
|
Определение границ собственного знания или «незнания».
|
Слайд 18. Соедините стрелочками выражение из левого столбца с выражением из правого столбца
Слайд 19.
Слайд 20
(Правило записывается в тетрадь)
Слайд 21 Слайд 22 |
Ученики выполняют задание в тетради. Самостоятельная работа и самооценка. Обучающиеся самостоятельно проверяют результаты с со слайда и ставят «+» или « - ». |
Регулятивные: – умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
|
5.1 |
Практическое применение полученных знаний |
Слайд 23 Работа по учебнику у доски № 653 (устно) (а-е) № 657 |
Первое упражнение выполняется устно по очереди каждый решает по одному примеру. Остальные упражнения письменно. Один ученик у доски, остальные пишут в тетради и комментируют ответы ученика у доски |
Регулятивные: – целеполагание. Личностные: – самоопределение-мотивация учения. Познавательные: – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: – умение слушать и понимать речь других; – умение устанавливать аналогии; – умение классифицировать и систематизировать. Регулятивные: – умение на основе предыдущего опыта формулировать новые понятия |
6. Рефлексия.
|
Самооценка результатов своей деятельности. |
Слайд 24. – Оцените свою деятельность на уроке, используя Выражения из таблицы
|
Обучающиеся осуществляют рефлексию. Пишут ту фразу которая им подходит |
Коммуникативные: –оценивание учебного сотрудничества. Личностные: – проведение самооценки работы на уроке. |
7 Этап ин-формации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. |
Задание домашней работы. |
Слайд 24. – Запишем домашнее задание: Выучить правила и определения (с.98-99) № 659 №661 По желанию: составить задачу на изученные сегодня правила и решить ее.
|
Записывают домашнее задание в дневниках. |
Личностные: – проведение самооценки работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Подведение итогов урока. |
Подведение итогов урока. |
– Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились. Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок! |
Оценивают процесс и результаты деятельности. |
Познавательные: – самостоятельное выделение познавательной цели. Регулятивные: – оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
Литература:
1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов – 31-е изд. – М.: Мнемозина, 2013.
2. Математика: поурочные разработки для 5 кл.: книга для учителя/ С. А. Бокарева, Т. В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2014.
3. http://nsportal.ru/
4. https://open-lesson.net
Технологическая карта и конспект урока математики в 5 классе.
Пояснительная записка.
Школа всегда ориентирована на усвоение учащимися научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Характерной особенностью обучения математике пятиклассников является создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности. В процессе обучения у школьников формируются и развиваются следующие умения: понимать учебное задание и планировать последовательность действий по его выполнению; работать по образцу, плану; выбирать способ разрешения предложенной учебной проблемы; устанавливать соответствие, сравнивать, упорядочивать, измерять, определять "на глаз", описывать, составлять модель.
Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эффективного усвоения обучающимися знаний и формирования УУД. Компьютерная презентации позволяет выстроить урок логично, поэтапно, с использованием визуального сопровождения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.