|
Тема урока: Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни – освобождение дроби от иррациональности в знаменателе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование у учащихся знаний и умений о способах избавления от иррациональности в знаменателе дроби.
Формируемые результаты:
Предметные: формировать умение преобразовывать выражения, содержащие арифметические квадратные корни, освобождать дробь от иррациональности в знаменателе.
Личностные: формировать устойчивый познавательный интерес; умение ясно, точно, грамотно излагать и обосновывать свои мысли в устной речи.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия при решении упражнений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся преобразовывать выражения, содержащие арифметические квадратные корни, освобождать дробь от иррациональности в знаменателе.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (самостоятельная работа).
Ресурсы: презентация.
Организационная структура урока
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
1.Организационный момент
|
- Добрый день, ребята! - Проверьте все
ли у вас готово к уроку. |
Демонстрируют готовность к уроку. |
|||||||||||
2. Проверка домашнего задания |
№ 551 (устно), 556 (3 упражнения на доске), 554 (с 1 по 3 устно, 4 – на доске). |
Устно комментируют способы решения упражнений, сравнивают ответы. |
|||||||||||
3. Актуализация знаний
|
Устная работа. (Слайды 1-2) - Для того чтобы изучить новое преобразование выражений, необходимо вспомнить основное свойство дроби? (если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже число, то получится равная ей дробь)
- Почему верно равенство?
|
Отвечают на вопросы. Вспоминают основное свойство дроби. |
|||||||||||
4. Этап мотивации |
(Слайды 3-5) - Скажите, а какое выражение проще вычислить ? И почему? (, так как легче делить на рациональное число, чем на число содержащее корень) - Если знаменатель дроби содержит знак квадратного корня, то обычно говорят, что в знаменателе содержится иррациональность, например, - содержится иррациональность в знаменателе. - Как вы думаете, чем мы с вами сегодня буем заниматься на уроке? (учиться избавляться в дроби от иррациональности в знаменателе) - Правильно, записываем число и тему урока. |
Формулируют тему урока и цель. |
|||||||||||
4. Изучение нового материала |
(Слайды 6-9) - А как можно избавиться от иррациональности в знаменателе? Ваши предположения. - Выполним с вами задание, и попробуем узнать способы избавления от иррациональности в знаменателе дроби. - Задание: Преобразовать алгебраические выражения к такому виду, чтобы знаменатель дроби не содержал квадратных корней, т.е. избавиться от иррациональности:
- Рассмотрим первый пример. Вспомним еще раз основное свойство дроби и попробуем воспользоваться данным свойством. - По свойству нам необходимо и числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на такой множитель, чтобы при умножении (или делении) на него в знаменателе не оказалось квадратного корня. - Как вы думаете, в первом примере, какой множитель нам понадобится? () - Данную дробь будем умножать или делить? (умножать) - Посмотрим, что у нас получится: - Рассмотрим второй пример. Воспользуемся основным свойством дроби. На какой множитель необходимо умножить и числитель и знаменатель, чтобы получить равную дробь и избавиться от иррациональности в дроби? () - Третий пример самостоятельно. Что получили? - Пример четвертый. Какое выражение стоит в знаменателе дроби? Какой множитель нам поможет избавиться от иррациональности в дроби? () - Воспользуемся основным свойством дроби. Какую получим равную дробь дроби ? - Молодцы. А сейчас рассмотрим еще один способ избавления от иррациональности в знаменателе дроби. - Разберемся с пятым примером . Как вы думаете, какой множитель поможет избавиться от иррациональности в знаменателе? (ребята могут предложить как () , (), и т.д. оба варианта рассмотреть на доске). - Как мы заметили, что подходит только единственный множитель из рассмотренных – это . - Говорят, что выражение () является сопряженным выражением для выражения(). - Значит, для того чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе дроби вида необходимо воспользоваться основным свойством дроби, и умножить и числитель и знаменатель дроби на сопряженное выражение . - Посмотрим, что получилось. Умножим числитель и знаменатель дроби на сопряженное выражение : - Что изменилось? Какое выражение получилось в знаменателе дроби? (В знаменателе получили форму сокращенного умножения – разность квадратов). - Правильно, воспользуемся данной формулой: - Получилось избавиться от иррациональности в знаменателе? - Хорошо. Рассмотрим шестой пример. Воспользуемся также основным свойством дроби, но для начала разберемся, на какое выражение необходимо умножить и числитель и знаменатель дроби? (На сопряженное выражение ) - Посмотрим, что получилось. Преобразуем знаменатель дроби, используя снова формулу сокращенного умножения – разность квадратов. Что получили? (Седьмой и воспой пример разбирают ученики на доске с комментированием). - Вот мы с вами и разобрали два основных способа избавления от иррациональности в знаменателе. |
Разбирают и изучают совместно с учителем тождественное преобразование выражений, содержащих арифметические квадратные корни – сокращение дробей. |
|||||||||||
5. Первичное закрепление изученного материала |
(Слайд 10-16) - Сделайте вывод, докончив предложения со слайда. 1. Если знаменатель дроби имеет вид , то….(числитель и знаменатель дроби надо умножить на ). 2. Выражения и называют ………….. выражениями. (сопряженными) 3. . Если знаменатель дроби имеет вид , то …(числитель и знаменатель дроби надо умножить на сопряженное выражение). 4. Если знаменатель дроби имеет вид , то …(числитель и знаменатель дроби надо умножить на сопряженное выражение). 5. Если знаменатель дроби имеет вид , то …(числитель и знаменатель дроби надо умножить на сопряженное выражение). - Потренируемся, решим следующие номера № 542 (5-8) , № 557, № 559. |
Со слайда устно производят предложения.
Выполняют упражнения на доске с комментированием и самостоятельно в тетрадях. |
|||||||||||
6. Подведение итогов урока. |
(Слайд 17) - С каким новым преобразованием выражений, содержащих арифметические квадратные корни, мы познакомились на уроке? - Какое свойство нам помогло в изучении нового преобразования? - С какими трудностями столкнулись на уроке? |
Подводят итоги урок. Отвечают на вопросы. |
|||||||||||
8. Домашнее задание |
(Слайд 18) Устно: §17 пример 6. Письменно: № 543, 558, 560. |
Записывают домашнее задание. |
Список использованной литературы:
1. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Алгебра: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. − М.: Вентана-Граф, 2016.
3. Алгебра: 8 класс: методическое пособие / Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В. Б.Полонский, М.С.Якир. − М.: Вентана-Граф, 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.