ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА по алгебре 8 класс
«Решение квадратных уравнений»
Цели урока:
Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений.
Развивающая: помочь самореализоваться ребёнку на уроке.
Воспитательная: самосовершенствование личностных качеств ученика и развитие его способности принимать решение.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Структура урока:
1) Организационно-мотивационный момент.
2) Целеполагание.
3) Теоретическая разминка.
4) Закрепление умений и навыков по изучаемой теме:
· Работа в группах
· Историческая справка
· Самостоятельная работа
5) Подведение итогов, рефлексия.
6) Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный момент.
Математику не зря называют «царицей наук». Ей больше, чем какой–нибудь другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. А прежде, чем начать доказывать это, давайте улыбнемся друг другу. Ведь с улыбки начинается все, все, все.
Цель нашего урока:
научиться
· распознавать квадратные уравнения;
· решать квадратные уравнения различных видов, а также уравнения, сводящиеся к ним;
· определять наличие корней квадратных уравнений по дискриминанту и коэффициентам.
«Уравнение – это золотой ключ,
открывающий все математические сезамы.»
С. Коваль
Квадратные уравнения встречаются не только на уроках алгебры, но и на геометрии, физике. Эти уравнения занимают одно из главных мест в математике и будут использоваться при изучении различных тем в старших классах.
Ребята, что вы видите на доске? (Дискриминант, уравнение, коэффициент, корень)
- Какая тема объединяет данные слова? ( Квадратные уравнения)
-Какие цели мы поставим к уроку? (вспомним и обобщим все те знания, которые мы получили на предыдущих уроках).
- Ребята, скажите, что должен уметь делать каждый из вас на сегодняшнем уроке? (уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения)
Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»
Квадратные уравнения – тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала.
На доске уравнение: 15х2+1х+2018=0
- Назовите вид данного уравнения. Назовите его коэффициенты.
О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата проведения урока)
Итак, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока: «Квадратные уравнения»
А теперь обратите внимание на доску. Что вы видите? А на какие типы делятся квадратные уравнения.? (Полные и неполные)
1) 2x2=0 2) 5х2+10х-3=0 3) m2+7m-18=0 4) -576z2=0
5) 2x2-6=х 6) x2=4 7) 3d2+7d-6=0 8) n2+4n=0 9) x2+25=0
1 Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями?
Ответ: Уравнения называются неполными квадратными уравнениями если b = 0 или с = 0.
2. Какое квадратное уравнение называется приведенным?
Ответ: Квадратное уравнение называют приведенным, если его старший коэффициент равен 1; Квадратное уравнение называют не приведённым, если старший коэффициент отличен от 1.
3. Что называют корнем квадратного уравнения?
Ответ: Корнем квадратного уравнения называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трёхчлен обращается в нуль. Такое значение переменной х называют также корнем квадратного трёхчлена.
4. Что значит решить квадратное уравнение?
Ответ: Решить квадратное уравнение - значит найти все его корни или установить, что корней нет.
Формулы:
2. Составьте квадратное уравнение с заданными коэффициентами a, b и c.Заполните таблицу.
№ |
a |
b |
c |
Уравнения |
1 |
-3 |
5 |
0 |
|
2 |
4 |
0 |
16 |
|
3 |
2 |
7 |
-8 |
|
4 |
1 |
-5 |
6 |
|
5 |
1 |
-4 |
0 |
|
(Учащиеся выходят к доске и записывают полученные уравнения)
3.На какие группы можно разбить полученные уравнения? (Полные – 3,4 и неполные уравнения – 1,2,5).
4.Какие уравнения называются полными? Неполными? ( Полное квадратное уравнение – это квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого b и c отличны от нуля. Неполное квадратное уравнение – это уравнение, у которого присутствуют не все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого хотя бы один из коэффициентов b,c равен нулю).
5.На какие еще группы можно разбить данные уравнения? (Приведенные – 4,5 и неприведённые – 1,2,3)
6.Какие уравнения называются приведёнными? Неприведёнными? (Квадратное уравнение называют приведенным, если его старший коэффициент равен 1; квадратное уравнение называют неприведенным, если его старший коэффициент отличен от 1)
IV. Закрепление умений и навыков по изучаемой теме:
· Историческая справка..
Молодцы, ребята! Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?( слайд №10,11)
Очень давно. Их решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры, а Европа в 2002 г. отпраздновала 800летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид. А вот понятие дискриминант придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто представлялись в стихотворной форме.
· Самостоятельная работа.
Хорошо. В группах мы поработали. Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. Вам предлагается трехуровневая работа. На парте у каждого лежат карточки с заданиями разного цвета. Если вы еще не уверены в своих силах и желаете закрепить решение уравнение, то выбираете уровень А (синий цвет). Если считаете, что материал усвоен хорошо – В (зелёный цвет). Ну, а если желаете испробовать свои силы на более сложных заданиях – уровень С (розовый цвет) для вас. На выполнение самостоятельной работы 10 минут.
Вариант 1.
Уровень А
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 3х2 + 6х – 6 = 0, б) х2 - 4х + 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 - 7х + 2 = 0, D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;
№3. Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0.
D = b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49; х1 = … х2=…
Уровень В Решите уравнение: а) 6х2 – 4х + 32 = 0; б) х2 + 5х - 6 = 0.
Уровень С
Решите уравнение: а) -5х2 – 4х + 28 = 0; б) 2х2–8х–2=0. x1=2+, x2=2–
Доп. задание. При каком значении а уравнение х2 - 2ах + 3 = 0 имеет один корень?
Вариант 2.
Уровень А
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 4х2 - 8х + 6 = 0, б) х2 + 2х - 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 + 8х - 4 = 0, D = b2 - 4ac = 82 – 4· 5 · (- 4) = …;
№3. Закончите решение уравнения х2 - 6х + 5 = 0.
D = b2 - 4ac = (-6 )2 - 4· 1·5 = 16; х1 = … х2=…
Уровень В Решите уравнение: а) 3х2 – 2х + 16 = 0; б) 3х2 - 5х + 2 = 0.
Уровень С
Решите уравнение: а) 5х2 + 4х - 28 = 0; б) х2 – 6х + 7 = 0; x1=3+, x2=3–.
Доп.задание. При каком значении а уравнение х2 + 3ах + а = 0 имеет один корень.
V. Подведение итогов, рефлексия.
Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующий урок. Оценки за работу на уроке получают…
А сейчас ребята скажите, мы достигли целей, которые ставили в начале урока?
Цель нашего урока:
научиться
· распознавать квадратные уравнения;
· решать квадратные уравнения различных видов, а также уравнения, сводящиеся к ним;
· определять наличие корней квадратных уравнений по дискриминанту и коэффициентам.
А теперь оцените свою работу на уроке. На столах кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Ваша задача поднять тот кружочек, который соответствует вашему ответу на мои вопросы.
- Могу решать уравнения самостоятельно (зеленый кружочек)
- Нужна помощь (желтый кружочек)
- Совсем не могу решать уравнения (красный кружочек).
VI. Домашнее задание.
№26.24(а,б), №26.26(а)*
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.