Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе ФГОСНОО, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18, с учётом примерной программы начального общего образования по технологии и авторской программы Е.А. Лутцевой
Общие цели учебного предмета
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека;
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
-формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
-развитие знаково-символического пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера, поиска необходимой информации в словарях.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремление активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательно и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятным для детей.
Согласно учебному плану на изучение предмета « Технология» во 2 классе отводится 34 часа в год.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 п. Реттиховка
Черниговского района
«Рассмотрено»
МО учителей
начальных классов
Протокол № _______
«____»______20____
«Принято»
Научно –методический
совет
Протокол № _______
«____»______20____
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
______ Л.Д. Климина
«____»______20_____
«Утверждено»
Директор
МБОУСОШ № 18
______ О.В. Павлова
«____»______20____
Рабочая программа
по технологии
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов первой категории
Ляпина Наталья Владимировна2018 год
Пояснительная записка
и
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе ФГОСНОО, в
соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18, с учётом
примерной программы начального общего образования по технологии и авторской
программы Е.А. Лутцевой
Общие цели учебного предмета
духовнонравственное развитие учащихся, освоение нравственноэстетического
социальноисторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно преобразующей деятельности человека;
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий,
потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой
предметнопреобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к
предметнопреобразующей, художественноконструкторской деятельности;
развитие знаковосимволического
репродуктивного воображения, творческого мышления;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера, поиска необходимой информации в словарях.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на
уникальной психологической и дидактической базе – предметнопрактической
деятельности, которая служит необходимой составляющей целостного процесса
духовного, нравственного и интеллектуального развития.
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой
формирования познавательных способностей младших школьников, стремление активно
познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов
уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся
сведениями о техникотехнологической картине мира.
При соответствующем
содержательно и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для
формирования
системы универсальных учебных действий в начальном звене
общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности предстают в
наглядном виде и тем самым становятся более понятным для детей.
Согласно учебному плану на изучение предмета « Технология» во 2 классе отводится 34
часа в год.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
пространственного мышления, творческого иПланируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов
трудовой деятельности человекамастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей
ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе
анализа предлагаемых заданий, образцов изделий)
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя пробовать выполнять поисковые действия для выявления
оптимального решения проблемы;
учиться предлагать конструкторскотехнологические приёмы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
работать по составленному с учителем совместно плану, используя необходимые
дидактические средства (рисунки,
инструменты и
приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью
шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов);
инструкционные карты,
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, результаты
творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их
связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности изделий
декоративноприкладного искусства,
называть используемые для рукотворной
деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробнопоисковых практических
упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях,
энциклопедиях ( в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный
материал); с помощью учителя исследовать конструкторскотехнологические и декоративно
художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее
целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
Коммуникативные УУД
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать
изделие;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
знать на уровне представлений: об элементарных общих правилах создания рукотворного
мира (прочность, удобство, эстетическая выразительностьсимметрия, асимметрия,
равновесие, динамика), о гармонии предметов и окружающей среды, профессиях мастеров
родного края, характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного
искусства;
уметь: самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, готовить рабочее
место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы,
убирать рабочее место; выделять, называть и применять изученные общие правила
создания рукотворного мира в своей предметнотворческой деятельности; самостоятельно
выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную
карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе
обсуждения – своё или высказанное другими; применять освоенные знания практически;
знать обобщённые названия технологических операций: разметка, полчение деталей из
заготовки, сборка изделия, отделка; названия и свойства материалов, которые используют в
своей работе; происхождение натуральных тканей и их виды; способы соединения деталей,
изученные соединительные материалы; основные характеристики простого чертежа и
эскиза и их различия; линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и
размерная, линия сгиба) и примы построения прямоугольника и окружности с помощью
контрольноизмерительных инструментов; название, устройство и назначение чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
уметь читать простейшие чертежи, выполнять экономную разметку с помощью чертёжных
инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); оформлять изделия, соединять
детали прямой строчкой и её вариантами; решать несложные конструкторско
технологические задачи; справляться с доступными практическими заданиями с опорой на
образец и инструкционную карту;
знать неподвижный и подвижный способы соединения деталей, отличия макета от модели
уметь конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу; определять способ соединения деталей и выполнять
подвижное и неподвижное соединение известными способами;Знать значение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
В результате изучения курса «Технология» второклассник научится:
иметь представление о наиболее распространенных современных профессиях (в
том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой
на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах;
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни под руководством учителя
подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно –
художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
под руководством учителя отбирать и выполнять в зависимости от свойств
освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной
обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке
и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницами) и колющими (швейная
игла);
выполнять символические действия моделирования м преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером
для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для
решения доступных конструкторско – технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами:
активировать, читать информацию, выполнять задания.
Второклассник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отражённых в
предметном мире;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт
(изделия);
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно – художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественно эстетической
информации, воплощать этот образ в материале;
иметь элементарные представления о работе на компьютере.Основное содержание (34 часа, 1 час в неделю)
Основные
Количе
ство
часов
8
виды учебной
деятельности
Наблюдение;
Сравнение;
Поиск и отбор
информации;
Работа в
малых
группах;
Практическая
работа
Формы организации
учебный занятий
Урок практической
работы.
Урок самостоятельной
работы
Урок с
использованиемТСО
Комбинированный урок
фронтальная работа
групповая работа
парная работа
индивидуальная
работа
коллективная работа
№п/п
Основное содержание темы, раздела
1
Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Значение трудовой деятельности в жизни
человека – труд как способ
самовыражения человека. История
приспособляемости первобытного
человека к окружающей среде. Реализация
потребности человека в укрытии
(жилище), питании (охота, примитивная
кулинарная обработка добычи), одежде.
Объективная необходимость разделения
труда. Ремёсла и ремесленники. Название
профессий ремесленников. Современное
состояние ремёсел. Ремесленные
профессии, распростроненные в месте
проживания детей. Технологии
выполнения работ во времена
средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания
предметов рукотворного мира (прочность,
удобство, эстетическая выразительность –
симметрия, асимметрия, композиция);
гармония рукотворных предметов и
окружающей среды (городской и сельский
ландшафт).
Разнообразие предметов рукотворного
мира (предметы быта и декоративно
прикладного искусства, архитектуры и
техники).
Природа – источник сырья. Природное
сырьё, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции
творчества мастеров в создании
предметной среды.
Развёрнутый анализ заданий ( материалы,
конструкция, технология изготовления).
Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты,
рисунки, простейшие чертежи, эскизы,
схемы).
Введение в проектную деятельность.
Выполнение с помощью учителядоступных простых проектов 9разрботка
предложенного замысла, поиск доступных
решений, выполнение и защита проектов).
Результат проектной деятельности –
изделия,
оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление
сотрудничества. Самоконтроль в ходе
работы (точность разметки с
использованием чертёжных
инструментов).самообслуживание.
самостоятельный отбор материалов и
инструментов для урока.
2
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Урок практической
работы.
Урок самостоятельной
работы
Урок с
использованиемТСО
Комбинированный урок
фронтальная работа
групповая работа
парная работа
индивидуальная
работа
коллективная работа
Материалы природного происхождения:
природные материалы (встречающиеся в
регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа).
Строение ткани. Продольное и поперечное
направление нитей ткани. Основа, уток. Общая
технология получения нитей и тканей на основе
натурального сырья. Проволока и её свойства:
гибкость, упругость. Сравнение свойств
материалов. Выбор материалов по их
декоративнохудожественным конструктивным
свойствам.
Чертёжные инструменты: линейка,
угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало.
Их названия, функциональное назначение,
устройство. Приёмы безопасной работы и
обращения с колющими и режущими
инструментами.
Технологические операции, их
обобщённые названия: разметка, получение
деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о
простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа
( контурная, линия надреза, выносная,
размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа.
Разметка по линейке, угольнику, циркулем с
опорой на простейший чертёж. Экономная
рациональная разметка нескольких деталей с
помощью чертёжных инструментов.
Построение прямоугольных и круглых деталей
с помощью чертёжных инструментов. Деление
окружности и круга на части помощью
циркуля, складыванием. Сборка изделия:
15
Наблюдения и
исследования
свойств
материалов,
способов их
обработки,
конструкций,
их свойств,
принципов и
приёмов их
создания3
4
проволочное подвижной и ниточное соединение
деталей. Отделка аппликаций( с
полиэтиленовой прокладкой), ручными
строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование
Конструирование из готовых форм
(упаковки). Композиционно расположение
деталей в изделии. Получение объёмных форм
сгибанием. Виды соединения деталей
конструкции. Подвижное соединение деталей
изделия. Способы сборки разборных
конструкций. Соответствие материалов ,
конструкции и внешнего оформления
назначению изделия.
Транспортные средства, используемые для
передвижения о земле, воде, в воздухе. Виды,
названия, назначение. Макет, модель.
Конструирование и моделирование изделий
из разных материалов; транспортных средств
по модели, простейшему чертежу или эскизу.
Биговка.
Практика работы на компьютере
( использование информационных
технологий).
Демонстрация учителем с участием учащихся
готовых материалов на цифровых носителях
по изучаемым темам.
.
Моделирован
9
ие и
конструирова
ние по
образцу
2
Выполнение
предложенны
х заданий с
помощью
ИКТ
Урок практической
работы.
Урок самостоятельной
работы
Урок с
использованиемТСО
Комбинированный урок
фронтальная работа
групповая работа
парная работа
индивидуальная
работа
коллективная работа
Урок практической
работы.
Урок самостоятельной
работы
Урок с
использованиемТСО
Урок выставка
Комбинированный урок
фронтальная работа
групповая работа
парная работа
индивидуальная
работа
коллективная работаКалендарно тематическое планирование по технологии
2 класс
Тема урока
Рукотворный мир как результат труда человека.
Ремёсла и их роль в культуре народов мира.
Мастера и их профессии и виды изготовляемых изделий. Входная
диагностика.
Природа в художественнопрактической деятельности человека.
Характерные особенности конструкций (разъёмные и неразъёмные)
Модели и макеты. Подвижно и неподвижное соединение деталей
конструкции.
Декоративное оформление культурнобытовой среды.
Самообслуживание. Уход за комнатными растениями.
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения
изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов.
Общее представление о технологическом процессе.
Работа с линейкой (проведение линий, соединение точек).
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Дата
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
114
15
16
17
Складывание бумаги по чертежу. Практическая работа.
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Поздравительная
открытка.
Сборка деталей. Способы соединений. Промежуточная
диагностика.
Циркуль. Разметка деталей с помощью циркуля. Объемная фигура
«Игрушкакошка».
Как появились натуральные ткани. Практическая работа: «Помпон
из ниток на основе кольца».
Свойства и строение натуральных тканей. «Игрушка из помпона».
Изделие из ткани. «Футляр для мобильного телефона».
Виды условных графических изображений.
Линии чертежа.
Чтение чертежа.
Разметка с опорой на чертёж..
Изделия с различными конструктивными особенностями.
Элементарные представления о конструкции.
18
19
20
21
22
23
24
25
26 Макеты и модели. Делаем модели. «Лего» изготовление
автомобиля.
Работа с конструктором. Изготовление космической ракеты.
Работа с конструктором. Делаем макеты « Лодочка».
27
28
29 Минипроект «Улицы моего города».
30 Мини проект «Праздник авиации».
31 Минипроект «Наш флот».
32
История приспособления первобытного человека к окружающей
среде. Макет «Как жили древние люди». Итоговая диагностика.
Компьютер в учебном процессе.
Работа на компьютере.
33
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1