Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Карабаглинская средняя общеобразовательная школа»
Тарумовского района Республики Дагестан
Методическая разработка урока
по теме
«Арифметическая прогрессия»
Маркарова Наталья Петровна –
учитель математики
с. Карабаглы
Методическая разработка урока по теме
«Арифметическая прогрессия».
Учитель: Маркарова Наталья Петровна
Класс: 9
Предмет: алгебра
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и способов деятельности по теме «Арифметическая прогрессия».
Задачи:
ü Образовательная (формирование познавательных УУД): повторить и обобщить теоретические знания по теме ( закрепить навыки нахождения п-го члена и суммы п - первых членов арифметической прогрессии с помощью формул), систематизировать ЗУНы по теме «Арифметическая прогрессия», извлекать информацию из прослушанного.
ü Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; развивать у учащихся умение работать индивидуально и в группах.
ü Развивающая (формирование регулятивных УУД): самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов; планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; способствовать развитию творческой активности учащихся.
ü Развивать познавательный интерес учащихся.
ü Развивать грамотную математическую речь.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная
Используемые технологии: ИКТ, проблемная технология, технология разноуровневого и дифференцированного обучения
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал для учащихся, оценочный лист.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Цель: проверить готовность учащихся и кабинета к работе, выявить отсутствующих; создать положительный настрой учащихся к работе.
Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь!
Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу обратить внимание на доску.
«Знание – самое превосходное из владений.
Все стремятся к нему, само оно не приходит»
Аль-Бируни.
Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?
Абсолютно верно! Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока!
Я хочу, чтобы наша встреча сегодня принесла много открытий, опыта и хорошего настроения.
Вместе с вами мы будем двигаться только вперёд, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка означает движение вперёд.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Задачи: организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока; организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации
Сообщение целей и задач урока, мотивация на работу на уроке.
ü Обобщить теоретические знания по теме (совершенствовать навыки нахождения п-го члена и суммы п первых членов арифметической прогрессии с помощью формул);
ü Воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
ü Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
3.Актуализация знаний.
Цель: актуализировать знания учащихся, которые необходимы для сознательного восприятия нового материала; организовать фронтальную деятельность класса; развивать быстроту реакций, математическое мышление, умение правильно понимать вопрос.
1) Устная фронтальная работа по теме «Арифметическая прогрессия»:
ü Дайте определение арифметической прогрессии, разности прогрессии.
ü В чем заключается арифметическое свойство прогрессии?
ü Как можно проверить, является ли последовательность арифметической прогрессией?
ü Какими способами можно задать прогрессию?
ü Чему равна сумма n первых членов арифметической прогрессии?
ü Каким числом может быть n?
2) «Найди пару».
Цель: проверить усвоения формул по теме «Арифметическая прогрессия».
Для того чтобы вы окончательно убедились в своих твердых знаниях теоретического материала и формул, поработаем в парах.
Вам предлагается карточка, в которой вы вместе с соседом по парте должны «найти пару», соединив их стрелкой.
А сейчас выполним самопроверку, обменяйтесь карточками.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепить и проверить практическое применение арифметической прогрессии при решении примеров.
1.В последовательности (хn): 3; 0; -3; -6; -9; -12;...назовите первый, третий и шестой члены.
2. Продолжите данную последовательность: 5; 9; 13; 17;…
3. Последовательность (аn) задана формулой аn = 6n - 1. Найдите: a1, а2, a3 ; а30.
4. Найти сумму первых 24 членов арифметической прогрессии, заданной формулой Xn = 3n – 2 (852)
5. Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
а) 4; 8; 12;16;20; …
б) 2; 2; 2; 2; 2; …
в) 1; 4; 9; 25; 36; …
г) -3; 5; -2; 4; -1; …
д) -3; -1; 1; 3; 5; …
6.Дана арифметическая прогрессия (аn): 3; 7; 11; 15; 19; …
а) укажите ее первый член;
б) разность этой прогрессии;
в) седьмой член;
г) двадцать первый член;
д) сумму 5 первых членов;
7. Дифференцированная самостоятельная работа.
Цель: закрепить и проверить практическое применение арифметической прогрессии при решении примеров
Учащиеся выбирают задание по своим силам и выполняете задание на листах, которые после проверки сдают.
Дано:
«5»
Найти:
Ответ: n= 6
«4»
Дано: 5; 7; 9.. – арифметическая прогрессия
![]() |
Найти:
![]() |
Ответ:
«3» Дано: а1 = 5, d = 2
Найти: а6
![]() |
Ответ: 15.
8.Работа с учебником № 619
9. Физкультминутка.
Цель: восстановление работоспособности учащихся, воспитание правильного отношения к своему здоровью.
Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец.
Зарядка окончена.
Ты – молодец!
10.Выполнение заданий из банка заданий ОГЭ
книга под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. О. Иванова
вариант№2задание 11, вариант№7 задание 11
11. Рефлексия.
Цель: подведение итогов урока, развитие у учащихся навыков самоконтроля.
Учащимся раздаются карточки, которые необходимо заполнить до конца урока и сдать учителю.
Мне понравилось_________________________________________________________ |
Мне не понравилось_______________________________________________________ |
Я научился (лась)________________________________________________________ |
Нужно поработать над ___________________________________________________ |
Моя оценка за урок _________ |
12. Итог урока. Объявление отметок за урок.
Итак, сегодня мы с вами говорили о прогрессии, которая называется арифметической. Но есть и другая прогрессия. А вот что это за прогрессия, мы узнаем на последующих уроках.
13. Домашнее задание:
1. Повторить правила по теме «Арифметическая прогрессия».
2. Выполнение заданий из ОГЭ (Вариант 23-24, 27-28 задания 11)
14. Индивидуальные задания:
1.Подобрать «исторические» задачи по теме «Прогрессии».
2. Задача. Для участия в международной математической игре «Кенгуру – математика для всех» в региональный оргкомитет необходимо подать заявку от школы. В первый день после указанного срока заявки на участие подали 5 школ, во второй -7, в третий - 9 … Через сколько дней в оргкомитет будет подано 60 заявок (считая, что полученная закономерность не будет нарушена)? Сколько заявок поступит в последний день?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.