Конспект урока физики в 7 классе
≪Вес воздуха? Атмосферное давление?≫
Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.
Задачи:
– образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.
- развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов)
– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.
Оборудование: Компьютер и мультимедийный проектор, приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: стакан с водой, лист бумаги, два одинаковых воздушных шара , рычаг; оборудование для фронтального эксперимента: пустые пластиковые бутылки, свечки, спички, блюдца, ножницы.
План урока.
Актуализацию знаний и определение темы урока предлагаю обучающимся провести в виде разгадывания кроссворда:
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.(воздух) (ответ запишите в родительном падеже)
Изучение нового материала
Кто сможет прочитать тему урока ?
Как вы думаете почему в конце стоят вопросительные знаки?
А потому что мы сомневаемся, есть ли вес у воздуха и оказывает ли давление атмосфера на нас с вами?
На эти вопросы мы и будем искать ответы на урое.
Выясним, имеет ли воздух массу?
Опыт 1. К концам рычага привяжем два одинаковых воздушных шарика, видим, что она висит горизонтально. Если теперь проткнуть иголкой один из надутых шариков, и тот конец, к которому он был привязан, поднимется вверх.
Какой вывод можно сделать? А если проколоть и второй шарик, то палка снова займет горизонтальное положение. Почему ?
Выводы: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу, а если воздух имеет массу, значит воздух действует с силой на опору, т. е. Имеет вес, а значит оказывает давление на опору.
Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.
Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Почему?
Опыт 2. Растянуть бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.
Докажем на опыте существование давления.
Задание по группам:
1 группа |
2 группа |
Возьмите два стеклянных стакана , огарок свечи, немного газетной бумаги и ножницы. Поставьте зажженный огарок в один из стаканов. Вырежьте из нескольких слоев газетной бумаги круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежьте середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочите бумагу водой, полученную эластичную прокладку положите на верхний край первого стакана. Осторожно поставьте на прокладку перевернутый второй стакан и прижмите его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обеих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь взявшись рукой за верхний стакан, поднимите его. 1. Выдвиньте гипотезу: что будет происходить? 2. Проверьте на опыте 3 Сделайте вывод. (Огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане, воздух расширился, и часть его вышла их стакана. Когда к первому стакану приближают второй, в нем воздух тоже нагревается и часть его выходит наружу. Значит, когда стаканы придавлены друг к другу, в них меньше воздуха, чем до начала опыта. Как только газы внутри остыли, их давление уменьшилось, и атмосферное давление придавило стаканы.) |
1. Выдвиньте гипотезу: что будет происходить? 2. Проверьте на опыте 3 Сделайте вывод. (при горении свечи воздух в стакане нагревается, расширяется и выходит из стакана. Поэтому, когда огонь гаснет и воздух внутри остынет, давление там станет ниже атмосферного и жидкость из тарелки поднимается в стакан)
|
На этапе закрепления предлагаю обучающимся просмотр фрагмента сказки о рыбаке и рыбке, в котором звучит загадка.
Фронтальный эксперимент. Наших знаний достаточно, чтобы разгадать загадку Барона Мюнхаузена и с точки зрения физики объяснить ее рыбаку.
Надрежем пластиковую бутылку поперек на 1/5 окружности, вдавим верхнюю часть и в горизонтальном положении нальем в нее воду, резко перевернем бутылку, вода не выливается, почему? (давление воды уравновесится давлением атмосферы и вода не выливается из бутылки)
Задание на дом:
Рефлексия:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Я научился…
6. Меня удивило…
7. Мне захотелось...
8. Я думаю, что
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.