Конспект урока биологии для 5 класса по теме "Среды жизни"
Оценка 4.9

Конспект урока биологии для 5 класса по теме "Среды жизни"

Оценка 4.9
docx
25.10.2021
Конспект урока биологии для 5 класса по теме "Среды жизни"
конспект.docx

Конспект урока

Тема урока: «Среды жизни планеты Земля.»

Учитель: Бородина О.В

Класс: 5

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: УМК  И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.

Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

                                                                Ход  урока.

1.    Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас. Великолепно, мы готовы к работе!

2.  Актуализация знаний

Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! (  предлагается решить кроссворд)

Слайд №2,3 Решение кроссворда , подведение итогов.

Слайд №4  Дверь открылась!

Слайд №5 Внимание! Внимание! 15 февраля 2021 года стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады. Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно- воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство. Корреспондент пришел в недоумение. - Ребята, как вы думаете почему? - Ребята, скажите, может ли такое быть на самом деле в природе? Почему? - Предположите тему сегодняшнего урока. - Верно.

Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учен. – записывают тему в тетрадь

Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.

Учен. – формулируют цели урока.

Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов  к жизни в среде обитания.

Учит. – А что такое « среда обитания» ?      Учен. – высказывают мысли

Слайд № 8- определение  ( записывают в тетрадь)

2.    Изучение нового материала

Учит. -  На столах у вас лежат  белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по  средам их обитания.  ( работают в парах)

- Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.

Слайд №9 Учит.- На доске схема.

                  СРЕДА ОБИТАНИЯ

Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана)

 А почему у нас  в схеме одна стрелка не подписана?

Учен. – предполагают существование ещё одной среды.

Задание:  работа с учебником стр. 77  Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей.   Дописали схему в тетради.

Учит. – посмотрите на  картинки с которыми вы работали. Какая среда оказалась самая многочисленная?  Малочисленная? Почему?

Условия для проживания разные.  

Учит. -  Почему у нас в стране

             Пальмы не растут?

            Ясно и тебе и мне

            Холодно им тут.

            А в походе по грибы

            На лесной дорожке

           Вряд ли встретятся  слоны  да и носороги.

Учит. Какие условия необходимы организмам для жизни?

( Что окружает человека  - воздух,  а дождевого червя  - почва; а рыбу  - вода)

Учен.- называют (  вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 11

Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.

Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.

Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам    «Конверт с помощью» ( приложение 2)

Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.

Слайд № 12  - таблица « Характеристика сред»

Учит. – Чем являются все эти условия?  Как могут они влиять на организмы?  

Учен. -  ( факторами среды,  влияют: положительно и отрицательно)

Учит.- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека.  Каждое живое существо приспособилось к своей среде.

3.    Закрепление материала.

Задание 1:   В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось? 

Слайд № 13    ГЕПАРД   ( отвечают, называют)

Слайд № 14    РЫБА

Слайд № 15 КРОТ

Слайд № 16  аскарида

Слайд № 17Задание2: « Третий лишний»  ( в тетради )  слабоуспевающие. 

Слайд № 18 Задание3:  Соотнести правые и левые части задания.

4.    Подведение итогов. Слайд № 19

1)   Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили)

2)   Оценить работу учащихся на уроке.

Слайд № 20 Домашнее задание.

Параграф № 17  1) пересказ

3)   Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»

4)   Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.

 Слайд № 21  

Рефлексия.                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

                                                « Третий лишний»

Задание  2

Найдите  « лишнего»  и объясните свой выбор.

1)      мышь   -   верблюд   - рыба;

2)       Лягушка  -  волк    - комар;

3)      Крот  - червь  - пиявка -  землеройка;

 

Задание 3

Соотнесите правые и левые части задания.

А – кит,  сом,  водоросль;                                                    1)  почвенная

Б – крот, червь, гриб;                                                           2) организменная

В  - растения, птица, медведь;                                          3) наземно-воздушная

Г  - бактерия, аскарида, гриб трутовик ;                         4)  водная

             А

          Б

          В

          Г

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока Тема урока: «Среды жизни планеты

Конспект урока Тема урока: «Среды жизни планеты

Слайд №9 Учит.- На доске схема

Слайд №9 Учит.- На доске схема

Слайд № 15 КРОТ Слайд № 16 аскарида

Слайд № 15 КРОТ Слайд № 16 аскарида

Задание 2 Найдите « лишнего» и объясните свой выбор

Задание 2 Найдите « лишнего» и объясните свой выбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021