Конспект урока
Тема урока: «Среды жизни планеты Земля.»
Учитель: Бородина О.В
Класс: 5
Предмет: биология
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.
Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.
Ход урока.
1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)
Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас. Великолепно, мы готовы к работе!
2. Актуализация знаний
Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! ( предлагается решить кроссворд)
Слайд №2,3 Решение кроссворда , подведение итогов.
Слайд №4 Дверь открылась!
Слайд №5 Внимание! Внимание! 15 февраля 2021 года стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады. Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно- воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство. Корреспондент пришел в недоумение. - Ребята, как вы думаете почему? - Ребята, скажите, может ли такое быть на самом деле в природе? Почему? - Предположите тему сегодняшнего урока. - Верно.
Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»
Учен. – записывают тему в тетрадь
Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.
Учен. – формулируют цели урока.
Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов к жизни в среде обитания.
Учит. – А что такое « среда обитания» ? Учен. – высказывают мысли
Слайд № 8- определение ( записывают в тетрадь)
2. Изучение нового материала
Учит. - На столах у вас лежат белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по средам их обитания. ( работают в парах)
- Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.
Слайд №9 Учит.- На доске схема.
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана)
А почему у нас в схеме одна стрелка не подписана?
Учен. – предполагают существование ещё одной среды.
Задание: работа с учебником стр. 77 Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей. Дописали схему в тетради.
Учит. – посмотрите на картинки с которыми вы работали. Какая среда оказалась самая многочисленная? Малочисленная? Почему?
Условия для проживания разные.
Учит. - Почему у нас в стране
Пальмы не растут?
Ясно и тебе и мне
Холодно им тут.
А в походе по грибы
На лесной дорожке
Вряд ли встретятся слоны да и носороги.
Учит. Какие условия необходимы организмам для жизни?
( Что окружает человека - воздух, а дождевого червя - почва; а рыбу - вода)
Учен.- называют ( вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 11
Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.
Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.
Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам «Конверт с помощью» ( приложение 2)
Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.
Слайд № 12 - таблица « Характеристика сред»
Учит. – Чем являются все эти условия? Как могут они влиять на организмы?
Учен. - ( факторами среды, влияют: положительно и отрицательно)
Учит.- Давайте сделаем вывод.
Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека. Каждое живое существо приспособилось к своей среде.
3. Закрепление материала.
Задание 1: В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось?
Слайд № 13 ГЕПАРД ( отвечают, называют)
Слайд № 14 РЫБА
Слайд № 15 КРОТ
Слайд № 16 аскарида
Слайд № 17Задание2: « Третий лишний» ( в тетради ) слабоуспевающие.
Слайд № 18 Задание3: Соотнести правые и левые части задания.
4. Подведение итогов. Слайд № 19
1) Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили)
2) Оценить работу учащихся на уроке.
Слайд № 20 Домашнее задание.
Параграф № 17 1) пересказ
3) Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»
4) Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.
Слайд № 21
Рефлексия.
Приложение 2
« Третий лишний»
Задание 2
Найдите « лишнего» и объясните свой выбор.
1) мышь - верблюд - рыба;
2) Лягушка - волк - комар;
3) Крот - червь - пиявка - землеройка;
Задание 3
Соотнесите правые и левые части задания.
А – кит, сом, водоросль; 1) почвенная
Б – крот, червь, гриб; 2) организменная
В - растения, птица, медведь; 3) наземно-воздушная
Г - бактерия, аскарида, гриб трутовик ; 4) водная
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.