Конспект урока биологии "Увеличительные приборы"5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока биологии "Увеличительные приборы"5 класс

Оценка 4.6
docx
19.12.2021
Конспект урока биологии "Увеличительные приборы"5 класс
урок 5 класс.docx

                                                                            Учитель биологии: Аммосова С.В.

                                                                            ГБОУ школа №420 Колпинский р-н

                                                                             Г. Санкт-Петербург

                               Урок биологии 5 класс ( индивидуальное обучение)

                                         Тема : « Увеличительные приборы»  

 

Цели:

Образовательные: познакомиться с устройством лупы и светового микроскопа, правилами работы с микроскопом; значением увеличительных приборов.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и делать выводы; преобразовывать полученную информацию;научить ребят работать с лупой и световым микроскопом.

Воспитательные:поддерживать  устойчивый интерес к изучению естественных наук, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда,способствовать формированию научного мировоззрения.

Методы:

ñ       наглядный (демонстрация увеличительных приборов),

ñ       словесный (объяснение строения и правил работы с увеличительными приборами),                    

ñ   проблемный (постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных    ситуаций),

ñ  частично - исследовательский и практический (выполнение практической работы).

Формы работы: индивидуальная

Оборудование: микроскопы, лупы, бумажные салфетки, готовые микропрепараты , карандаши.

Межпредметные связи:

1.Физика (устройство оптических приборов);
2.Математика (математические расчетные действия);
3.Биология  (изучение биологических микропрепаратов);
4. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов)

Формируемые УУД:

Предметные УУД: дети изучат устройство увеличительных приборов и правила работы с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

Познавательные УУД: узнают определение понятий (объектив, окуляр, тубус, штатив, винты, предметный столик, зеркало, наблюдение), формируют самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановкой и формулированием проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Метапредметные УУД

–Личностные УУД: участие в диалоге, умение слушать и
понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в
совместном решении проблемы.

–Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со взрослым и другими детьми, осуществление совместной познавательной деятельности, освоение разных способов коммуникаций.

–Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

 

 

 

Ход занятия.

            1.Организационный момент- 1 мин.

            2.  Беседа - 3 мин.

 -Какая наука изучает всё живое? (окружающий мир, биология).

-Кто относится к живым организмам? (перечисляют разные организмы).

-Все вами перечисленные организмы можно разделить на 4 группы или царства.      Какие? (царства животных, растений, грибов и бактерий).

 

3. Актуализация знаний, определение темы и цели занятия - 3 мин.

-Какие методы используют ученые для изучения перечисленных царств живых существ? (наблюдение, эксперимент).

-За какими объектами можем наблюдать мы ? (перечисляют).

-Знаешь ли ты, что существуют объекты, которые мы  никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений? Как нам быть? Как быть ученым в этой ситуации? Можно ли увидеть невидимое?.

Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь.

Ты знаешь такие приборы? ( лупа, микроскоп и т. д.)

 

4. Определение темы и цели урока.

Посмотри на стол. Какие приборы там находятся? В чем их сходство? Если исходить из предположения, что это является подсказкой, то какую тему исследования ты предложишь  (устройство увеличительных приборов).

Давайте уточним: мы будем знакомиться со строением лупы и микроскопа, и как с ними работать.

 

5. Изучение нового материала -15 мин.

Сегодня мы знакомимся со строением лупы и микроскопа.

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? (ответы детей)

Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты. Изучим её строение. Лупа состоит из увеличительного стекла, вставленного в оправу и ручки, за которую её держат. Работать с лупой – просто. Держа за ручку, подносите увеличительное стекло к объекту до тех пор, пока изображение не станет чётким. Зарисуйте строение лупы и подпишите её части. (выполняют отчётное задание)

Эксперимент. Внимательно посмотри на свои ладошки. Возьми в руки лупу. Поднесите к своим ладоням. Что заметили? (верно на ладонях есть полоски, волоски, царапины). Как узнать во сколько раз увеличивает лупа? (нужно посмотреть на ручку надпись 3 х означает увеличение в 3 раза).

Возьмите две лупы и посмотрите через них. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер изображения?

Мы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физ. Пауза (гимнастика для глаз, туловища).

Продолжаем нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы вели речь ранее на занятии? (об увеличительных приборах).

О чём уже узнали? (о строении и назначении лупы)

Что еще предстоит узнать? (строение и назначение микроскопа).

-Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет).

Как быть? Что предпринял пытливый ум исследователя, ученого? Как изобрели микроскоп? Это был ученый-биолог?

Ответы на эти вопросы вы сможете найти в рассказе, слушайте внимательно!

 Рассказ 1.В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети.

Итак, кто же является создателем микроскопа?

Открой учебник на стр 16 . и найди кто первым и когда применил микроскоп?

Как же устроен микроскоп? Предлагаю эту информацию получить из видеофрагмента. Во время просмотра отыскивай озвученные части на микроскопе.

Беседа. Учитель на микроскопе показывает части микроскопа, а ученик дает названия и объясняют их назначение.

 Что для нас остается не понятным? (цифры на объективе и окуляре). Что бы это могло быть?

Мы знаем, что микроскоп увеличивает изображение, как узнать, во сколько раз? (предположения детей).

Если вы обратите внимание на цифры, которые написаны на объективе и окуляре, то сможете определить кратность увеличения. (цифры нужно перемножить).  Давайте определим увеличительную способность микроскопа. (назвать цифры и посчитать).

 

-Что еще мы должны узнать прежде, чем начать работать с микроскопом? (правила работы ). 

Работа с учебником стр.18. Чтение правил работы с микроскопом.

Беседа. Как устанавливают микроскоп на столе?

Что делают с зеркалом?

Куда помещают предмет для исследования?

Для чего нужны винты?

Как получают четкое изображение?

Что необходимо сделать после работы с микроскопом?

Выполнение лабораторной работы №1

 

6. Закрепление- 15 мин.

-какие бывают увеличительные приборы? Для чего они нужны?

-какое строение имеет лупа?

-чем лупа отличается от микроскопа?

Интерактивное выполнение практической работы «Устройство микроскопа ». в LearningApps.org

 

7. Итоги занятия -3 мин.

Какую цель мы ставили перед собой сегодня на занятии?

мы достигли этой цели?

 

8. Рефлексия -2 мин.

Продолжите предложения:

- Что нового мы узнали сегодня?

-Что интересного было для вас в изучаемом материале?

-Чему мы научились, испытывали ли трудности?

-Где полученные сегодня знания мы можем применить в дальнейшем?

9. Домашнее задание


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель биологии: Аммосова С.В

Учитель биологии: Аммосова С.В

Ход занятия. 1.Организационный момент- 1 мин

Ход занятия. 1.Организационный момент- 1 мин

Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет)

Можно ли с помощью лупы рассмотреть очень мелкие объекты или изучить их строение? (нет)

Интерактивное выполнение практической работы «Устройство микроскопа »

Интерактивное выполнение практической работы «Устройство микроскопа »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021