Урок 15
Тема: Число и Цифра
5
Педагогические цели: создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами; ознакомления с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5; проведения пропедевтической работы по теме «Задача»; развития внимания, наблюдательности; научить писать цифру 5.
Планируемые результаты (предметные): знать образование числа 5 и его графическую запись – цифру 5; уметь писать цифру 5.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь читать и пересказывать текст; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Познавательные: уметь выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Личностные: проявляют основы самоорганизации – организация исследовательского пространства.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
На доске изображён рисунок:
– Найдите закономерность.
– Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две.)
– Сколько на последней? (Пять.)
– Сегодня у нас в «гостях» на уроке число 5.
– Что вы знаете об этом числе? (Число 5 следует за числом 4; что 5 – нечётное число; что 5 больше чисел 1, 2, 3, 4 и т. д.)
– Число 5 записывается с помощью цифры 5.
Увеличенный образец цифры 5 учитель вывешивает на доску.
II. Анализ образца, письмо цифры 5.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 5?
– А вот поэту она напомнила фокусника:
Это – фокусник-пятёрка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнётся – раз и два! –
Обернётся цифрой «два».
Г. Виеру
Далее следует анализ образца цифры и письмо цифры по этапам: в воздухе; по точкам; самостоятельное письмо в тетради (задание 2, с. 13).
III. Упражнение в прямом и обратном счёте предметов.
– Теперь мы – строители, будем строить башню из кубиков.
Для этого задания можно использовать детские кубики.
– Итак, берём 1 кубик – один,
ставим на него следующий – два,
на него ещё один – три,
добавляем ещё – четыре,
и последний – пять.
– Посчитаем хором этажи башни. (Один, два, три, четыре, пять.)
Счёт сопровождается показом соответствующего кубика.
– А теперь сложим кубики обратно в коробку.
– Сколько этажей у башни? (Пять.)
– Уберём один кубик. Сколько осталось? (Четыре.)
– Уберём ещё один. Сколько осталось? (Три.)
– Уберём ещё один. Сколько кубиков осталось? (Два.)
– Уберём ещё один кубик. Сколько осталось? (Один.)
– Посчитаем хором. (Пять, четыре, три, два, один.)
Работа с учебником (с. 34).
– Посмотрите на рисунок 2. Что на нём изображено? (Геометрические фигуры: круги и треугольники.)
– Сколько кругов? (Пять.) Сколько треугольников? (Пять.)
– Как получили 5 кругов? (К четырём прибавили один.)
– Как получили 5 треугольников? (К трём прибавили два.)
Далее можно познакомить с монетой – 5 рублей, а затем поупражнять учащихся в наборе различных сумм разными монетами.
– Матрёшка стоит 5 рублей. Какими монетами можно заплатить за матрёшку? Как это сделать разными способами?
Учитель записывает на доске все варианты:
1 + 1 + 1 + 1 + 1;
2 + 1 + 1 + 1;
2 + 2 + 1;
5.
– Перчатки стоят три рубля. Какими монетами можно заплатить за них?
– Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?
– Сколько сдачи должен будет дать продавец?
Для того чтобы посчитать сдачу, учащиеся могут использовать счётный материал наборного полотна или рисунок в учебнике.
IV. Пропедевтика темы «Задача».
По рисункам в задании 2 (с. 35 учебника) и задании 1 (с. 13 тетради) учащиеся составляют короткие (математические) рассказы и ставят вопросы к ним.
И в тетради, и в учебнике есть «лишние» выражения, дети должны не только догадаться, какое из выражений является «лишним», но и обосновать своё мнение. К оставшимся выражениям ученики могут придумать свои рассказы.
V. Итог урока.
Вопрос: Чему учились? Что нового узнали на уроке? Было ли вам интересно на уроке? Что особенно понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.