Кобец Тамара Васильевна
Проблемный урок чтения в 4 классе
Тема : А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Сравнительная характеристика героев.
Цель: Учить анализировать произведения.
Задачи: 1) Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках
2) Развивать память, речь, внимание;
3) Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал,
портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказке.
Ход урока:
1. Мотивация
Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
2. Актуализация знаний
- Произведения какого писателя мы изучаем?
- Назовите интересные факты из жизни А. С. Пушкина.
Конкурс загадок по сказкам А. С. Пушкина
1 Что за зверь в хустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
Ответ: Белка
2.Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
Ответ: Елисея
3.Сказка - ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
Ответ: Корыто
4.Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый?
Ответ: Лукоморье
5.Много лет старик рыбачил.
Часто был он без удачи.
Вы ли вспомнить не могли бы,
С чем ходил ловить он рыбу?
Ответ: Невод
6.Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
Ответ: Петушок
- С какой сказкой мы познакомились? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
-Докажите, что это произведение действительно сказка
Работа в группах (записывают на лист бумаги формата А3
1. зачин
2. волшебные предметы
3. сказочные слова и выражения
4. троекратный повтор
5. борьба добра и зла
6. добро побеждает зло
7. концовка
Группы представляют своё исследование. ( защита)
- Как вы думаете, кто в этой сказке главный герой? (царевна)
- Есть ли еще герои в сказке? (королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)
( помещаю на доске слова- надписи).
- А на какие группы можно разделить всех этих героев?
(Дети высказывают свои предположения)
Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники)
Дети работают в парах
Проверяем работу.
3. Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?
( вокруг нее разворачиваются все события)
Дети высказывают свои предложения.
Проблемный вопрос!!!!
- А почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?
( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)
4. Постановка учебной задачи
- Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
Какова цель урока? (выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну)
Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора
5.. Поиск решения
1. Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ
- У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера)
- Попробуйте разделить их на 2 столбика
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
- Как разделили эти слова? И почему именно так?
( ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)
- Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?
( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки и сравнить их характеристики)
2. Характеристика героев
-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням
Какая царевна? А царица?
Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»
НА ДОСКЕ ПЛАН СОЗДАНИЯ СИНКВЕЙНА
1) Слово
2) 2 прилагательных
3) 3 глагола
4) Предложение из сказки
5) Слово – синоним
РАЗМИНКА (физминутка) Бабушка кисель варила
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)
На горушечке,
В черепушечке
Для Андрюшечки
Летел, летел соколок )
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
(Бабушкин кисель разлил,
У старушечки На горушечке.
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» «Не плачь, бабуля, не рыдай!»
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя
Во-о-от столько!
3. Выборочное чтение
2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев
(выборочное чтение)
Царевна –
а) белолица, черноброва… (стр. 74)
б) речь (стр. 76)
в) любящая (стр. 80). Почему отказала?
г) как она разговаривала с нищей Черницей? (стр. 82)
д) как к ней относится автор?
е) а как вы относитесь к ней?
Царица –
а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)
б) завистливая (стр. 76)
в) злобная (стр. 75)
г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)
д) а как вы к ней относитесь?
- Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.
6. Выражение решения
.Работа со схемой (На доске)
Семеро
Любит как братьев, уважает
Тоже Не перечит
Елисей Любит Царевна
Царица
Любит уважает Завидует,
ненавидит
Жалеет Чернавка
7. Реализация продукта
- А царевна, что всем окружающим дарит? ( добро)
- Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)
-Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро.
Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми.
Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков.
Вывод:
- Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.
8.Итог урока
- Какова же главная мысль этого произведения?
Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают.
Подберите пословицы
Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».
9.Рефлексия ( ПОСТАВЬ +)
Оцени себя:
На уроке я
· Работал в группе
· Работал в парах
· Отвечал на вопросы
· Работал с учебником
· Составлял синквейн
Журнал.
· -Поставь отметки на оценочной шкале.( ОБВЕДИ В КРУЖОК)
· Оцени, насколько тебе понравился урок
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
· Насколько трудны для тебя были задачи урока
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
· Оцени своё усердие в решение этих задач
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
· Насколько сплоченно работала твоя группа
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
10 Домашнее задание
· Выучить наизусть обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
Приложение
ЗАДАНИЕ 1
РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:
королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.
Положительные |
Отрицательные |
нейтральные |
Герои-помощники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ 2
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
Литература
1.Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 2001
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.