Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»
Конспект урока чтения в 5 классе
специальной (коррекционной) школы
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальной недостаточностью)
Тема: С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»
Учитель русского языка: Рафейчик Ольга Александровна
Тема: |
С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…» |
|
Цель: |
Формирование условий для осмысления содержания стихотворения. |
|
Задачи: |
1. Совершенствовать технику чтения через работу над выразительностью. Учить элементам анализа стихотворения, находить художественные средства языка в стихотворении. 2. Корригировать мыслительную деятельность; развивать эмоционально-волевую сферу через работу над выразительностью чтения стихотворения. 3. Осуществлять формирование нравственно-эстетических представлений через работу над презентацией. |
|
Оборудование: |
презентация Microsoft PowerPoint, репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком», аудиозапись стихотворения. |
|
Ход урока.
I. |
Организационный момент. |
||||||||||||
|
1. |
Контроль за готовностью класса к уроку. |
|||||||||||
|
2. |
Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока. |
|||||||||||
|
3. |
Мотивация настроя на работу над темой урока. |
|||||||||||
|
4. |
Артикуляционная гимнастика.
|
|||||||||||
II. |
Проверка домашнего задания |
||||||||||||
|
1. |
Вопросы: |
|||||||||||
|
|
|
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились на прошлом уроке? - Кто автор? Назовите. - О чём рассказ Г. Скребицкого «Всяк по-своему»? - Как зайцы проводят долгую, суровую зиму? Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
||||||||||
|
2. |
Коррекционная работа. |
|||||||||||
|
|
* |
Расставить пункты плана в нужной последовательности. Работа по карточкам.
|
||||||||||
|
3. |
Опрос учащихся. |
|||||||||||
|
|
* |
Пересказ первой части рассказа по плану. |
||||||||||
|
|
* |
Пересказ второй части рассказа от первого лица. |
||||||||||
|
|
|
Индивидуальная работа: III группа – пересказ одного из пунктов плана по желанию. |
||||||||||
|
4. |
Выставление оценок. |
|||||||||||
III. |
Работа над темой урока. |
||||||||||||
|
1. |
Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Работа с презентацией (репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком») |
|||||||||||
|
|
* |
Вопросы: |
||||||||||
|
|
|
- Какое время года изображено? - Какое настроение вызывает у вас картина? - Какие краски использует художник для передачи основной темы картины? - Что конкретно изображено на ней? Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
||||||||||
|
2. |
Прослушивание аудиозаписи стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает…». |
|||||||||||
|
|
* |
Вопросы: |
||||||||||
|
|
|
- К какой части стихотворения можно отнести репродукцию картины? Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
||||||||||
|
3. |
Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала. |
|||||||||||
|
|
* |
Чтение учащимися первой и второй строф. Вопросы: - Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»? - С кем сравнивает автор зиму? - Какие слова доказывают такое сравнение? - «Мохнатый лес» - это какой лес? - Как вы понимаете выражение «лес баюкает»? - Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? - С чем сравнивается метель? Почему? - Какая погода описывается в стихотворении? - Как автор характеризует воробьев? - Как вы понимаете слово «игривые»? - Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? - Почему воробьи прижались именно у окна? Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
||||||||||
|
4. |
Динамическая пауза (Музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги). |
|||||||||||
|
|
|
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей (прыжки на месте). Воробушек-пташка Серая рубашка (руки на поясе, повороты туловища влево-вправо) Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей (взмахи руками, как крыльями). |
||||||||||
|
5. |
Проверка понимания учащимися нового материала. Анализ произведения. |
|||||||||||
|
|
* |
Чтение третьей и четвертой строф. |
||||||||||
|
|
|
- Как автор называет воробышков? - Как понимаете слово «пташки»? - Как вы понимаете слово «озябли»? - Как греются птички? - Почему воробышки замерзли? - Какое чувство вызывают у поэта воробышки? - Какие слова говорят о чувстве жалости поэта к воробьям? - Как поэт называет воробьев? - Найдите строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу? - Почему «пташки дремлют у мерзлого окна»? - Что им снится? - Почему воробышкам снится весна? Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
||||||||||
|
6. |
Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения. |
|||||||||||
|
|
* |
Вопросы: |
||||||||||
|
|
|
- Какова тема этого стихотворения? - Главная мысль стихотворения? - Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? - Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке? - Мог ли написать такие красивые строчки человек, который редко бывает в лесу? - Что может заставить человека часто бывать в лесу? Вывод: Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо еще быть и наблюдательным, каким был Есенин. |
||||||||||
|
7. |
Творческое применение и добывание знаний. Работа над выразительным чтением. |
|||||||||||
|
|
* |
Подчеркнуть карандашом слова, на которые падает логическое ударение. (Учитель читает стихотворение, дети подчеркивают слова). |
||||||||||
|
|
* |
Карандашом отметить логические паузы (// - точка, / - запятая). |
||||||||||
|
|
* |
Контроль за выразительным чтением: - выделение голосом слов, в которых заключен главный смысл предложения; - правильное чтение вопросительных и восклицательных предложений. |
||||||||||
|
|
* |
Вопросы: - С каким чувством будем читать о весне? (Мечтательно). - Как будем читать о воробьях? (Ласково, с жалостью). - Как прочитаем о вьюге? (Со злостью в голосе, громко). |
||||||||||
|
8. |
Упражнение в выразительном чтении. |
|||||||||||
|
|
|
Индивидуальная работа: III группа – чтение отрывка по заданию учителя. |
||||||||||
IV. |
Итог урока. |
||||||||||||
|
1. |
Вопросы: |
|||||||||||
|
|
|
- С каким стихотворением сегодня познакомились? - Кто его написал? - Что хотел показать автор этим стихотворением? - Какое настроение появилось у вас от прочтения этого стихотворения? |
||||||||||
|
2. |
Выставление оценок. |
|||||||||||
V. |
Домашнее задание. |
||||||||||||
|
|
* |
стр.137-138, выразительно читать |
||||||||||
|
|
|
Индивидуальная работа: III группа – читать первую строфу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.