Конспект урока чтения в 5 классе. Тема: С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»
Оценка 4.7

Конспект урока чтения в 5 классе. Тема: С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»

Оценка 4.7
docx
29.08.2022
Конспект урока чтения в 5 классе. Тема: С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»
С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…».docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока чтения в 5 классе

специальной (коррекционной) школы

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальной недостаточностью)

Тема: С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка: Рафейчик Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

   Тема:

С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»

   Цель:

Формирование условий для осмысления содержания стихотворения.

Задачи:

1.   Совершенствовать технику чтения через работу над выразительностью. Учить элементам анализа стихотворения, находить художественные средства языка в стихотворении.

2.   Корригировать мыслительную деятельность; развивать эмоционально-волевую сферу через работу над выразительностью чтения стихотворения.

3.   Осуществлять формирование нравственно-эстетических представлений через работу над презентацией.

Оборудование:

презентация Microsoft PowerPoint,  репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком», аудиозапись стихотворения.

 

Ход урока.

I.

Организационный момент.

 

1.

Контроль за готовностью класса к уроку.

 

2.

Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.

 

3.

Мотивация настроя на работу над темой урока.

 

4.

Артикуляционная гимнастика.

 

II.

Проверка домашнего задания

 

1.

Вопросы:

 

 

 

-   Как называется рассказ, с которым мы познакомились на прошлом уроке?

-   Кто автор? Назовите.

-   О чём рассказ Г. Скребицкого «Всяк по-своему»?

-   Как зайцы проводят долгую, суровую зиму?

Индивидуальная работа:

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

 

2.

Коррекционная работа.

 

 

*

Расставить пункты плана в нужной последовательности. Работа по карточкам.

 

Хорошо зимой.

 

Добыча еды.

 

Хитрые петли.

 

3айчишкина беда.

 

Снегопад.

 

3.

Опрос учащихся.

 

 

*

Пересказ первой части рассказа по плану.

 

 

*

Пересказ второй части рассказа от первого лица.

 

 

 

Индивидуальная работа:

III группа – пересказ одного из пунктов плана по желанию.

 

4.

Выставление оценок.

III.

Работа над темой урока.

 

1.

Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Работа с презентацией (репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком»)

 

 

*

Вопросы:

 

 

 

-  Какое время года изображено?

-  Какое настроение вызывает у вас картина?

-  Какие краски использует художник для передачи основной темы картины?

-  Что конкретно изображено на ней?

Индивидуальная работа:

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

 

2.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения  С. Есенина «Поёт зима – аукает…».

 

 

*

Вопросы:

 

 

 

-     К какой части стихотворения можно отнести репродукцию картины?

Индивидуальная работа:

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

 

3.

Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала.

 

 

*

Чтение учащимися первой и второй строф. Вопросы:

-  Как вы понимаете выражение «Поет зима – аукает…»?

-  С кем сравнивает автор зиму?

-  Какие слова доказывают такое сравнение?

-  «Мохнатый лес» - это какой лес?

-  Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?

-  Что значит «баюкает стозвоном сосняка»?

-  С чем сравнивается метель? Почему?

-  Какая погода описывается в стихотворении?

-  Как автор характеризует воробьев?

-  Как вы понимаете слово «игривые»?

-  Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»?

-  Почему воробьи прижались именно у окна?

Индивидуальная работа:

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

 

4.

Динамическая пауза (Музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги).

 

 

 

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей (прыжки на месте).

Воробушек-пташка

Серая рубашка (руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей (взмахи руками, как крыльями).

 

5.

Проверка понимания учащимися нового материала. Анализ произведения.

 

 

*

Чтение третьей и четвертой строф.

 

 

 

-  Как автор называет воробышков?

-  Как понимаете слово «пташки»?

-  Как вы понимаете слово «озябли»?

-  Как греются птички?

-  Почему воробышки замерзли?

-  Какое чувство вызывают у поэта воробышки?

-  Какие слова говорят о чувстве жалости поэта к воробьям?

-  Как поэт называет воробьев?

-  Найдите строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу?

-  Почему «пташки дремлют у мерзлого окна»?

-  Что им снится?

-  Почему воробышкам снится весна?

Индивидуальная работа:

III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.

 

6.

Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.

 

 

*

Вопросы:

 

 

 

-  Какова тема этого стихотворения?

-  Главная мысль стихотворения?

-  Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

-  Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о Сергее Есенине как о человеке?

-  Мог ли написать такие красивые строчки человек, который редко бывает в лесу?

-  Что может заставить человека часто бывать в лесу?

Вывод: Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо еще быть и наблюдательным, каким был Есенин.

 

7.

Творческое применение и добывание знаний. Работа над выразительным чтением.

 

 

*

Подчеркнуть карандашом слова, на которые падает логическое ударение. (Учитель читает стихотворение, дети подчеркивают слова).

 

 

*

Карандашом отметить логические паузы (// - точка, / - запятая).

 

 

*

Контроль за выразительным чтением:

-  выделение голосом слов, в которых заключен главный смысл предложения;

-  правильное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

 

 

*

Вопросы:

- С каким чувством будем читать о весне? (Мечтательно).

- Как будем читать о воробьях? (Ласково, с жалостью).

- Как прочитаем о вьюге? (Со злостью в голосе, громко).

 

8.

Упражнение в выразительном чтении.

 

 

 

Индивидуальная работа:

III группа  – чтение отрывка по заданию учителя.

IV.

Итог урока.

 

1.

Вопросы:

 

 

 

-  С каким стихотворением сегодня познакомились?

-  Кто его написал?

-  Что хотел показать автор этим стихотворением?

-  Какое настроение появилось у вас от прочтения этого стихотворения?

 

2.

Выставление оценок.

V.

Домашнее задание.

 

 

*

стр.137-138, выразительно читать

 

 

 

Индивидуальная работа:

III группа – читать первую строфу.

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тема: С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»

Тема: С. Есенин. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»

Какие краски использует художник для передачи основной темы картины? -

Какие краски использует художник для передачи основной темы картины? -

Как автор называет воробышков? -

Как автор называет воробышков? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2022