Тип – урок общеметодологической направленности
Цели и задачи: продолжать учить обучающихся писать сжатое изложение: с повторить отличительными признаки 3 типов русской речи и формировать умение определять тип речи в тексте ; развивать познавательную деятельность обучающихся, развивать диалогическую, монологическую, связную речь; память мышление, внимание школьников; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; следить за правильностью произношении и корректировать его; воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучаемому материалу.
Оборудование: тетрадь.
Ход урока.
I.Организационный этап.
1.1.Проверка готовности об-ся к уроку.
1.2.Проверка СА.
-Па-па-па! Вы меня слышите хорошо?
1.3.Фонетическая зарядка. Работа со звуком
Чтение слов:
1.1.Развитие речи
–Какой сейчас урок?
- Какое сейчас время года? Назовите какой сейчас месяц, число.
-Какой сегодня день недели? Какой был вчера, какой будет завтра?
II. Актуализация опорных знаний.
2.1. Беседа.
-Что такое текст?
-Какие признаки текста вы знаете?
-Что такое тема текста?
Шубку на зиму меняет,
Серый, маленький трусишка.
Он морковку обожает.
Все его зовут …
III. Объявление темы урока.
IV. Изучение нового материала.
1.4. Объснения учителя.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная
Поляна.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано
осиротел, воспитывали опекуны.
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г.
поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды.
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы.
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для
крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых
маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем
Лев Николаевич создает школы в других деревнях.
Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.
2.4. Работа над новым материалом.
· Методический прием «Предположение».
- Посмотрите на рисунок, определите тему произведения Тема: о животных.
- Что знаете об этих животных?
- Как бы Вы озаглавили?
- Определить жанр произведения.
3.4. Словарная работа
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.
- Какую задачу ставили? Справились? Докажите.
-Какие умения понадобились?
4.4.физминутка.
Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание) Привести примеры. Слайд 11.
-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев.
-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?
5.4.Комментированное чтение
V. Рефлексия. Закрепление изученного.
Задание для работы в паре: заполнить таблицу.
Критерии – кратко сообщить факты.
Таблица 1
Виды зайцев. |
Чем кормятся |
Кто их враги |
|
|
|
Как спасаются
Сравнение. Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов. Что означает, литературный приём - противопоставление? Привести примеры.
Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.
VI. Заключительная часть.
6.1.Итог урока.
-Какую тему мы изучали?
6.2.Домашнее задание.
6.3.Оценивание.
Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимыми и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. И враги есть у зайцев. Для лесных —охотники, собаки, волки и лисицы Для полевых - вороны и орлы, а для гуменников – люди и собаки. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет быстро от следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет. Вот так и спасается , путая следы.
Наутро охотники путаются по следам и прыжкам зайца. Никак не могут хитрого зайца найти. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.