Конспект урока: "Дополнение"

  • docx
  • 07.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема1.docx

Тема:Дополнение

Цель: познакомить со второстепенным членом предложения – дополнением; его признаками, ролью в предложении.

Оборудование: Русский язык: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.; карточки с ребусом (на пару), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, магнитная доска, набор карточек с терминами, используемыми на уроке, для составления схемы, конверты с пунктами алгоритма для работы в группах, фломастеры.

Урок построен на основе технологии проблемного обучения с использованием поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Этапы урока:

Организационный момент. Актуализация знаний. Ознакомление с новым материалом. Первичное закрепление Систематизация и обобщение знаний. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока.

I. Оргмомент.

-Решите пример в ребусе. Сколько получилось? В школе отметку «пять» ещё называют «отлично». Желаю вам сегодня на уроке отличного настроения и отличной работы!

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с ребусом (в паре).

- Отгадайте ребус. Какое слово получилось у вас? А у наших гостей?

2. Работа с понятием «предложение». Составление схемы. (Работа в паре)

- Давайте расскажем нашим гостям, что знаем о предложении. На обратной стороне листочков запишите одну выбранную вами короткую информацию об этом понятии.

На доске формируется схема:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Выражает законченную мысль

Повествовательное  Восклицательное  Распространённое

Вопросительное  Невосклицательное  Нераспространённое

Побудительное

Главные члены  Второстепенные члены

Подлежащее, сказуемое  ?  ?  ?

- А можно я дополню информацию? (Учитель пишет три стрелочки под заголовком «второстепенные члены»)

-Вы догадались, что я хочу этим сказать?

-Но сегодня на уроке речь пойдёт только об одном второстепенном члене. Понять, как он называется, вам поможет игра.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно дополняйте.

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются … ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё …ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!

- Что вы сейчас делали? (Дополняли) Образуйте от этого слова однокоренное существительное.

- Какое слово получилось? (Дополнение)

- Вот вы и произнесли название одного из второстепенных членов предложения.

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Какова будет наша цель? Что мы можем о нём узнать?

III. Новый материал.

1. Работа с предложениями. (Открывается половина доски)

Тема, урок, мама, ученик.

- Что общего у этих слов? (Сущ.,  в ед. ч, в И. п., в нач. форме)

Ребята познакомились.

Студенческие работы

-Дополните предложение существительными и запишите в тетрадь. (Индивидуальная работа в тетради)

- Прочитайте свои предложения.

- Что вы делали с предложением? (Дополняли)

- А что произошло с существительными?

(Они изменили окончания, форму, появились предлоги).

- Что ещё у них изменилось? (Падеж)

-Какими членами предложения стали эти слова?

-Кто догадался, что такое дополнение и может сформулировать правило?

- Где найдём подтверждение своим выводам?

2. Работа с рубрикой «Сведения о языке». Учебник, стр. 69.

-Откройте учебники и самостоятельно прочитайте рубрику «Сведения о языке» (В это время учитель на доске пишет слово «Дополнение»)

- Давайте запишем новые знания о дополнении в виде схемы. (Фронтальная работа).

Дополнение

Второстепенный член предложения

Выражен существительным

В косвенном падеже

-Какая ещё важная информация о дополнении содержится в правиле? Найдите её. (Подсказка на слайде №3:  _  _  _  _ )

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

3. Составление порядка действий при определении дополнения. (Работа в группах)

- Как найти дополнение в предложении? Предлагаю в группах обсудить порядок действий. Представители групп, получите конверты.

Проверка по слайду №4:

Нахожу главные члены предложения. Нахожу второстепенный член, выраженный существительным. Ставлю вопрос к этому существительному от сказуемого или другого второстепенного члена предложения. По падежному вопросу определяю падеж существительного. Если существительное стоит в косвенном падеже, то это дополнение. Подчёркиваю дополнение пунктирной линией.

IV. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа по вариантам; упр. № 000, стр. 68. Слайд №5.

- Используйте новые знания при выполнении упражнения № 000  на  стр. 68. Запишите номер упражнения в тетрадь.

-Прочитайте задание а). Будем работать по вариантам: 1 вар. запишет первые три предложения и подчеркнёт в них дополнения, 2 вар. – предложения 4, 5 и 6. Обязательно используйте алгоритм.

-Прочитайте предложения. Назовите дополнения.

V. Итог урока. Рефлексия.

1. Обобщение по теме.

- И я записала предложение. (Учительница гордится своими (кем?) ____ .

- Кто мне поможет его дополнить и найдёт дополнение?

- Как вы думаете, почему я выбрала это предложение? Да, я горжусь вашей работой на уроке. Вы – молодцы.

-Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока?

- Кто хочет ещё раз рассказать нашим гостям, что же такое дополнение?

-Мы достигли цели?

2. Лингвистическая загадка.

-Мы начали урок ребусом, а закончим лингвистической загадкой:

       Найдите в этих странных записях дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Прочитайте получившиеся предложения.

Слайд №6.

1. Старик ловил существительным существительное.
2. Приплыла к 
местоимению рыбка.

-Что нового появилось во втором предложении?

-Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

VI. Домашнее задание: упр. № 000 (а), стр. 69 или карточка (Слайд № 7):

_________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.

Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом. Посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.

_______________________________________________________

-Выберите домашнее задание. Кто хочет – может выполнить упражнение № 000, стр. 69, а кто хочет – может взять карточку на столе.

-Наш урок окончен.


 

Скачано с www.znanio.ru