Тема:Дополнение
Цель: познакомить со второстепенным членом предложения – дополнением; его признаками, ролью в предложении.
Оборудование: Русский язык: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.; карточки с ребусом (на пару), мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, магнитная доска, набор карточек с терминами, используемыми на уроке, для составления схемы, конверты с пунктами алгоритма для работы в группах, фломастеры.
Урок построен на основе технологии проблемного обучения с использованием поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Этапы урока:
Организационный момент. Актуализация знаний. Ознакомление с
новым материалом. Первичное закрепление Систематизация и обобщение знаний. Итог
урока. Рефлексия.
Ход урока.
I. Оргмомент.
-Решите пример в ребусе. Сколько получилось? В школе отметку «пять» ещё называют «отлично». Желаю вам сегодня на уроке отличного настроения и отличной работы!
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
1. Работа с ребусом (в паре).
- Отгадайте ребус. Какое слово получилось у вас? А у наших гостей?
2. Работа с понятием «предложение». Составление схемы. (Работа в паре)
- Давайте расскажем нашим гостям, что знаем о предложении. На обратной стороне листочков запишите одну выбранную вами короткую информацию об этом понятии.
На доске формируется схема:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Выражает законченную мысль
Повествовательное Восклицательное Распространённое
Вопросительное Невосклицательное Нераспространённое
Побудительное
Главные члены Второстепенные члены
Подлежащее, сказуемое ? ? ?
- А можно я дополню информацию? (Учитель пишет три стрелочки под заголовком «второстепенные члены»)
-Вы догадались, что я хочу этим сказать?
-Но сегодня на уроке речь пойдёт только об одном второстепенном члене. Понять, как он называется, вам поможет игра.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно дополняйте.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются … ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты -
Это тоже всё …ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они …СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!
- Что вы сейчас делали? (Дополняли) Образуйте от этого слова однокоренное существительное.
- Какое слово получилось? (Дополнение)
- Вот вы и произнесли название одного из второстепенных членов предложения.
- Сформулируйте тему нашего урока.
-Какова будет наша цель? Что мы можем о нём узнать?
III. Новый материал.
1. Работа с предложениями. (Открывается половина доски)
Тема, урок, мама, ученик.
- Что общего у этих слов? (Сущ., в ед. ч, в И. п., в нач. форме)
Ребята познакомились.
Студенческие работы
-Дополните предложение существительными и запишите в тетрадь. (Индивидуальная работа в тетради)
- Прочитайте свои предложения.
- Что вы делали с предложением? (Дополняли)
- А что произошло с существительными?
(Они изменили окончания, форму, появились предлоги).
- Что ещё у них изменилось? (Падеж)
-Какими членами предложения стали эти слова?
-Кто догадался, что такое дополнение и может сформулировать правило?
- Где найдём подтверждение своим выводам?
2. Работа с рубрикой «Сведения о языке». Учебник, стр. 69.
-Откройте учебники и самостоятельно прочитайте рубрику «Сведения о языке» (В это время учитель на доске пишет слово «Дополнение»)
- Давайте запишем новые знания о дополнении в виде схемы. (Фронтальная работа).
Дополнение
Второстепенный член предложения
Выражен существительным
В косвенном падеже
…
-Какая ещё важная информация о дополнении содержится в правиле? Найдите её. (Подсказка на слайде №3: _ _ _ _ )
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их, без промедления
Тут же отыщутся дополнения.
3. Составление порядка действий при определении дополнения. (Работа в группах)
- Как найти дополнение в предложении? Предлагаю в группах обсудить порядок действий. Представители групп, получите конверты.
Проверка по слайду №4:
Нахожу главные члены предложения. Нахожу второстепенный член, выраженный существительным. Ставлю вопрос к этому существительному от сказуемого или другого второстепенного члена предложения. По падежному вопросу определяю падеж существительного. Если существительное стоит в косвенном падеже, то это дополнение. Подчёркиваю дополнение пунктирной линией.
IV. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа по вариантам; упр. № 000, стр. 68. Слайд №5.
- Используйте новые знания при выполнении упражнения № 000 на стр. 68. Запишите номер упражнения в тетрадь.
-Прочитайте задание а). Будем работать по вариантам: 1 вар. запишет первые три предложения и подчеркнёт в них дополнения, 2 вар. – предложения 4, 5 и 6. Обязательно используйте алгоритм.
-Прочитайте предложения. Назовите дополнения.
V. Итог урока. Рефлексия.
1. Обобщение по теме.
- И я записала предложение. (Учительница гордится своими (кем?) ____ .
- Кто мне поможет его дополнить и найдёт дополнение?
- Как вы думаете, почему я выбрала это предложение? Да, я горжусь вашей работой на уроке. Вы – молодцы.
-Наш урок подходит к концу. Какая была тема урока?
- Кто хочет ещё раз рассказать нашим гостям, что же такое дополнение?
-Мы достигли цели?
2. Лингвистическая загадка.
-Мы начали урок ребусом, а закончим лингвистической загадкой:
Найдите в этих странных записях дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Прочитайте получившиеся предложения.
Слайд №6.
1. Старик ловил
существительным существительное.
2. Приплыла к местоимению рыбка.
-Что нового появилось во втором предложении?
-Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
VI. Домашнее задание: упр. № 000 (а), стр. 69 или карточка (Слайд № 7):
_________________________________________________________________
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом. Посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.
_______________________________________________________
-Выберите домашнее задание. Кто хочет – может выполнить упражнение № 000, стр.
69, а кто хочет – может взять карточку на столе.
-Наш урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.