Тема: Древний Вавилон
Цели урока:
образовательная: учащиеся знакомятся с законами царя Хаммурапи;
развивающая: учатся анализировать документы, обобщать, делать выводы;
воспитательная: осознают необходимость существования законов, формируется чувство ответственности за их нарушение, складывается представление о справедливых и несправедливых законах.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие! Контроль настроения!!!
Учитель: Сегодня мы продолжим с вами изучать Древнее Двуречье как одно из государств Древнего мира. Но для этого давайте с вами вспомним…
II. Актуализация необходимых знаний.
1) Почему эту страну называли Двуречьем?
2) Синоним Двуречья? (Междуречье)
3) Особенности природных условий? (нет гор, строительного камня, леса, земля плодородна, бурные разливы рек, глина)
4) Зачем строили насыпи вдоль рек? (не смыло посевы на полях)
5) Зачем рыли каналы? (для орошения полей и садов)
III. Изучение нового материала.
Сл.2 Учитель: Города Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. И победу в этой борьбе одержал Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. По названию города всю эту древнюю страну называют Вавилонией. Расположен Вавилон на берегу Евфрата, где обе реки достаточно близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог.
Сл.3.
Цари Вавилона богатели в результате торговли. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонии был Хаммурапи.
Сл.4
Сл.5 Даты его правления 1792-1750 гг. до н. э.
Посчитайте, сколько лет он правил? (42 года)
За годы правления он сумел завоевать все Южное Двуречье и почти все Северное Двуречье.
Посмотрите на карту: вот границы Вавилонского царства при Хаммурапи (учащиеся находят это царство на карте в учебнике стр.35).
Сл.6. В 1901 году в Сузах археологи нашли столб из чёрного камня высотой больше 2 м. В верхней части столб закруглён и украшен рельефом с двумя фигурами — на троне восседает бог солнца и правосудия Шамаш, а перед ним почтительно стоит Хаммурапи. Бог вручает царю знаки высшей судебной власти — жезл и обруч.
Сл.7.
Сл.8. Внизу и на обратной стороне столба высечен длинный клинописный текст, который оказался очень важным историческим источником. Изучая законы Хаммурапи, учёные узнали многое о жизни людей более 37 веков тому назад.
Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же законам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.
? А как вы думаете, что такое законы.
Сл.9 Запишем: законы - это правила обязательные для всех жителей страны.
Сл.10 Шамаш, бог Солнца и справедливого суда: он вручает царю жезл - знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. В надписи на каменном столбе Хаммурапи говорится, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого. Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и не было произвола. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.
Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу “Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи”.
“7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо вола, либо раба, либо рабыню, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек - вор, его должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изоблечить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наемную плату… кирпичного мастера… плату ткача… плату камнереза… плату столяра… плату кожевника… плату плотника… плату корзинщика…плату строителя… в день он должен давать.”
Отрасли хозяйства |
Примеры из законов Хаммурапи |
Земледелие: какие культуры выращивали? |
|
Скотоводство: каких животных разводили? |
|
Ремесло: какие ремесленные профессии были известны? |
|
Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?
Сл.11 Задание: выяснить из кого состояло Общество Древнего Вавилона
(стр.34-35)
Сл.12 (царь, вельможи, чиновники, жрецы, армия, свободны люди (общинники), рабы)
Сл.13 Вавилонский царь обладал неограниченной властья
Сл.14 Такая форма правления называется: Деспотия – неограниченная власть правителя
Сл.15. Каждый город в Вавилонии имел своего небесного покровителя – бога или богиню. Поклонение многим богам называется язычеством
Сл.16
Сл.17 Боги Вавилона
Сл.18 В центре каждого города возвышался храм. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни и назывались – зиккураты.
Сл.19-20
Сл.21 новые слова
Сл.22 Д/З: п.11, тетрадь-тренажер , стр.22 (1-4)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.