Конспект урока.
Составила: учитель географии Кубышкина Л.Б. (г. Пермь, 2022г.)
Тема: Эпоха Великих географических открытий.
Мотивационно-целевой этап
Бывают в истории такие периоды, когда складываются определённые условия для успешного развития какого-либо вида деятельности. В области географии такой период начался в ХV веке. Его назвают: ? Расшифруйте анаграммы на доске: «ХЭПОА Великих географических ТОКИЙРЫТ».
Запишите тему в тетрадь.
Этап актуализации знаний
Что означает слово «эпоха»? Почему «Великие» , а раньше нет? Какие вопросы ещё вы бы задали, узнать об этой эпохе побольше? ( Выслушать варианты ответов )
Формулируем цель: дополняя фразы:
Узнать……………………………………………………… (причину начала эпохи ВГО)
Познакомиться………………………………………… (с персоналиями)
Научиться…………………………………………………( описывать маршрут путешественника, наносить геогр. объекты на контурную карту )
Уметь………………………………………………………..( находить информацию)
Этап изучения нового знания
Часть 1.
Итак откройте учебники и на стр.21 найдите информацию какому времени соответствует эпоха ВГО ( Великих географических открытий). ( Запись в тетрадь)
Смотрим иллюстрации усовершенствованных навигационных приборов, новых морских судов конца XV, рисунки 12,17 в учебнике(Великий шёлковый путь и Дорога специй). Формулируем причины начала эпохи ВГО. Записывают в тетрадь основные:
- задача поиска морского пути в Индию;
- усовершенствовались навигационные приборы, изобретены навигационные карты;
- появились новые виды судов.
Часть 2.
Одной из причин развития мореплавания в это время была жажда наживы( огромные прибыли сулила торговля пряностями) и захват новых территорий. Стремление Португалии и Испании открыть новый морской путь из Европы в Азию положило начало эпохе Великих географических открытий.
Предположите, эти государства совместными усилиями искали морской путь до Индии и Китая, или были соперниками? Выскажите своё мнение и аргументируйте его.
Для выполнения следующих заданий разделимся на португальцев и испанцев.. Какая из команд проявит себя лучше добираясь до цели нашего урока?
Групповая (парная) работа. (Смотри файлы «задания для испанцев», «задания для португальцев») .
Выступления по порядку : (один из пары отвечает, другая пара может поправлять)
Задание № 1 .Португальцы (Бартоломеоу Диаш)
Задание № 2 .Португальцы ( Васко да Гамма)
Задание № 3 .Португальцы ( Васко да Гамма)
За каждое правильно выполненное задание команде начислять баллы. (смотри этап самоконтроля)
Задание № 1 .Испанцы (Христофор Колумб)
Задание № 2 .Испанцы (Христофор Колумб)
Задание № 3 .Испанцы (Христофор Колумб)
За каждое правильно выполненное задание команде начислять баллы.
Динамическая пауза:
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону.
Выполните задание:
Задание СООТВЕТСТВИЕ.
Найти соответствие (буква- цифра):
А. Бартоломеу Диаш |
1.открытый материк в Новом Свете назван его именем |
Б. Васко да Гама |
2. первый европеец, который обогнул Африку до мыса Доброй Надежды |
В. Христофор Колумб |
3. первый, из европейцев, морем дошёл до Индии |
Г. Генрих Мореплаватель (принц Энрике) |
4. открыл Новый Свет |
Д. Америго Веспуччи |
5. Вкладывал деньги в морские экспедиции, основал навигационную школу
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Ответы :
Поменяйтесь тетрадками и осуществите проверку по образцу:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Ключ:
Оценивают работу.
Динамическая пауза:
Этап включение в систему знаний и умений. Практическая работа
Мы с Вами описали маршруты экспедиций Бартоломеу Диаша, путешествий Васко да Гаммы и Христофора Колумба. Они участвовали в нескольких экспедициях, открыли и нанесли на карту новые географические объекты.
Давайте и мы с вами, как эти капитаны, поработаем на контурных картах.
(Смотреть файл «практическая работа»)
Выполняют задания практической работы, выполняют самопроверку по образцу.
Оценивают свою работу.
Этап самоконтроля и самооценки
Выполняют самопроверку по образцу.
Оценивают свою работу.
Каждый ученик оценивает свою работу на уроке.
Задание ПУТЕШЕСТВЕННИКИ |
|
||||||
Задание СООТВЕТСТВИЕ |
|
||||||
Практическая работа |
|
||||||
Работа на уроке |
|
||||||
Итого |
Максимум – 8 баллов |
||||||
Перевод баллов в оценку |
|
Какая команда сегодня лучше работала и отвечала? Испанцы или португальцы двигались к цели также упорно как мореплаватели эпохи Великих географических открытий? ( Выслушать мнения учеников, похвалить лучшую команду, поставить оценки за урок)
Этап рефлексии учебной деятельности.
Ребята выбирают на какой остров прикрепить кораблик :
о. Открытий (было интересно), о. Успеха (всё получилось), о. Бурь( было трудно), о. Тихий( очень устал)
Домашнее задание на выбор:
1)Читать параграф 4.Заполнить таблицу «Великие географические открытия», выполнить задание на стр.24 учебника
2) Читать параграф 4.Заполнить таблицу «Великие географические открытия», выполнить практико- ориентированное задание взять из файла «практико-ориентированное задание»
3) Читать параграф 4.Заполнить таблицу «Великие географические открытия», нарисовать каравеллу.
Используемые:
1) И.С. Колечкин «Сборник задач и упражнений. География», М. 2018г.
2) https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/kak-razvivalis-geograficheskie-znaniia-o-zemle-18807/epokha-velikikh-geograficheskikh-otkrytii-49944/re-5161e741-3f60-44a8-84eb-f0d48b8d5eef
3) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.