Тема урока: Фразеологизмы и их значение
Цель урока: расширять представление о фразеологизмах; показать их значение в речи; развивать навыки работы со словарями; научить правильно употреблять фразеологизмы в речи и исправлять неточности во фразеологизмах; воспитывать уважительное отношение к русскому языку
Планируемые результаты: знание понятий «фразеология», «фразеологизм», «фразеологический оборот», умение отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/[Д.Н. Чердаков и др.]; под общ. ред. Л.А. Вербицкой. – М.; СПб.: Просвещение, 2019. – 174 с.
Дополнительная литература:
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20, 23, 113 – 115; 159 с.
2. Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 224 с.
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: АСТ, 2006. - 479 с.
4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимат. Задачи по русскому языку: Книга для учащихся 5-7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
5. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 19– 23; 191. с.
Открытые электронные ресурсы:
1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru
2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру
http://slovari.gramota.ru
3. Сайт Словари.ру
http://slovari.ru
Ход урока
1. Организационный момент
2. Лексическая разминка
В предложенных предложения необходимо исправить ошибки, связанные с сочетаемостью слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Успехами мы не блестим.
4. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
5. Сын склонил колени перед матерью.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как сочетаются между собой слова, и отметили, что не всегда в словосочетаниях можно менять слова на их синонимы. А, выполнив данное упражнение, еще раз убедились, как важно правильно сочетать между собой слова в зависимости от их лексического значения, а также морфологических особенностей.
3. Актуализация знаний, постановка целей и задач урока
Ну а сегодня мы поговорим об особой группе сочетаний слов. Давайте прочитаем стихотворение и попробуем понять, что же это за сочетания.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж “немало воды утекло”,
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет!”
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: “как с гуся вода!”
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал!”
Лентяй отдыхает, а время идет –
“Под камень лежачий вода не течет”.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, “воду-то в ступе толочь!”
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду! Ты дело давай!”
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, – “воду носить решетом!”
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах-то вода”.
-Верно, сегодня мы с вами поговорим о фразеологизмах. Давайте определим, какова же цель нашего урока. Чему мы должны научиться? Какие навыки развить?
4. Открытие новых знаний
В 50-х годах прошлого века языковеды обратили внимание, что кроме огромного количества слов, составляющих лексический словарь нашего языка, есть особая группа устойчивых сочетаний слов, которые мы очень часто используем в речи. Они очень помогают нам строить образные и емкие выражения, делают нашу речь красочнее и ярче. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало. Однако далеко не все тайны открыты.
Давайте вспомним, что такое фразеологизмы. (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения)
Важно не забывать, что при соединении отдельных слов в фразеологический оборот каждое слово теряет свое собственное значение, но вместе эти слова обретают новый особенный смысл. Давайте еще раз посмотрим на наше стихотворение. И попробуем разобрать некоторые из использованных в нем стихотворений, посмотрим на значение отдельных слов и на значение фразеологизма, который они составляют.
Анализ фразеологизмов: немало воды утекло, пройти сквозь огонь и воду, воду в ступе толочь, как с гуся вода. (при необходимости использовать словарь)
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие выражения, ставшие крылатыми. Но устойчивые выражения есть не только в нашем языке.
Задание 1. Давайте попробуем подобрать иностранным идиомам (устойчивым сочетаниям) русские аналоги.
· Везти сов в Афины (греч.).
· Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.).
· Дождь льет алебардами (франц.).
· Дождь льет кошками и собаками (англ.).
Как и слова, фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы, то есть быть близкими или противоположными по значению. Давайте поучимся находить синонимы и антонимы фразеологических оборотов.
5. Первичное закрепление
Упражнение 319. Прочитайте фразеологические обороты и объясните их значение. Проверьте себя по фразеологическому словарю. Найдите фразеологические синонимы и выпишите их группами. (работа у доски)
Упражнение 322. Прочитайте фразеологизмы и объясните их значение. Найдите фразеологические антонимы и выпишите их парами. (у доски)
6. Самостоятельная работа по закреплению полученных знаний.
Из предложенного текста выписать все фразеологизмы, устно объяснить их значение.
7. Подведение итогов урока.
- Что изучает фразеология?
- Что такое фразеологизмы?
- какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке? Достигли ли ее?
8. Рефлексия
9. Домашнее задание
Прочитать § 46, запомнить основные особенности фразеологизмов
Составить текст, использовав в нем не менее 5 фразеологизмов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.