Конспект урока "Фразеологизмы и их значение"
Оценка 5

Конспект урока "Фразеологизмы и их значение"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—9 кл
08.06.2023
Конспект урока "Фразеологизмы и их значение"
конспект урока Фразеологизмы и их значение.docx

Тема урока: Фразеологизмы и их значение

Цель урока: расширять представление о фразеологизмах; показать их значение в речи; развивать навыки работы со словарями; научить правильно употреблять фразеологизмы в речи и исправлять неточности во фразеологизмах; воспитывать уважительное отношение к русскому языку

Планируемые результаты: знание понятий «фразеология», «фразеологизм», «фразеологический оборот», умение отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться словарями, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/[Д.Н. Чердаков и др.]; под общ. ред. Л.А. Вербицкой. – М.; СПб.: Просвещение, 2019. – 174 с.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20, 23, 113 – 115; 159 с.

2. Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 224 с.

3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.  – М.: АСТ, 2006. - 479 с.

4. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимат. Задачи по русскому языку: Книга для учащихся 5-7 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

5. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 19– 23; 191. с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru 

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

http://slovari.gramota.ru 

3. Сайт Словари.ру

http://slovari.ru 

Ход урока

1.                  Организационный момент

2.                  Лексическая разминка

В предложенных предложения необходимо исправить ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

1.                  Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2.                  После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3.                  Успехами мы не блестим.

4.                  Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

5.                  Сын склонил колени перед матерью.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как сочетаются между собой слова, и отметили, что не всегда в словосочетаниях можно менять слова на их синонимы. А, выполнив данное упражнение, еще раз убедились, как важно правильно сочетать между собой слова в зависимости от их лексического значения, а также морфологических особенностей.

3.                  Актуализация знаний, постановка целей и задач урока

Ну а сегодня мы поговорим об особой группе сочетаний слов. Давайте прочитаем стихотворение и попробуем понять, что же это за сочетания.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово “вода”.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж “немало воды утекло”,

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет!”

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: “как с гуся вода!”

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? “Воды в рот набрал!”

Лентяй отдыхает, а время идет –

“Под камень лежачий вода не течет”.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

Довольно, мол, “воду-то в ступе толочь!”

Не прочь и другому сказать невзначай:

“Довольно лить воду! Ты дело давай!”

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, – “воду носить решетом!”

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: “В стихах-то вода”.

-Верно, сегодня мы с вами поговорим о фразеологизмах. Давайте определим, какова же цель нашего урока. Чему мы должны научиться? Какие навыки развить?

4. Открытие новых знаний

В 50-х годах прошлого века языковеды обратили внимание, что кроме огромного количества слов, составляющих лексический словарь нашего языка, есть особая группа устойчивых сочетаний слов, которые мы очень часто используем в речи. Они очень помогают нам строить образные и емкие выражения, делают нашу речь красочнее и ярче. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало. Однако далеко не все тайны открыты.

Давайте вспомним, что такое фразеологизмы. (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения)

Важно не забывать, что при соединении отдельных слов в фразеологический оборот каждое слово теряет свое собственное значение, но вместе эти слова обретают новый особенный смысл. Давайте еще раз посмотрим на наше стихотворение. И попробуем разобрать некоторые из использованных в нем стихотворений, посмотрим на значение отдельных слов и на значение фразеологизма, который они составляют.

Анализ фразеологизмов: немало воды утекло, пройти сквозь огонь и воду, воду в ступе толочь, как с гуся вода. (при необходимости использовать словарь)

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие выражения, ставшие крылатыми. Но устойчивые выражения есть не только в нашем языке.

Задание 1. Давайте попробуем подобрать иностранным идиомам (устойчивым сочетаниям) русские аналоги.

·                     Везти сов в Афины (греч.).

·                     Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.).

·                     Дождь льет алебардами (франц.).

·                     Дождь льет кошками и собаками (англ.).

Как и слова, фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы, то есть быть близкими или противоположными по значению. Давайте поучимся находить синонимы и антонимы фразеологических оборотов.

5. Первичное закрепление

Упражнение 319. Прочитайте фразеологические обороты и объясните их значение. Проверьте себя по фразеологическому словарю. Найдите фразеологические синонимы и выпишите их группами. (работа у доски)

Упражнение 322. Прочитайте фразеологизмы и объясните их значение. Найдите фразеологические антонимы и выпишите их парами. (у доски)

6.                  Самостоятельная работа по закреплению полученных знаний.

Из предложенного текста выписать все фразеологизмы, устно объяснить их значение.

7.                  Подведение итогов урока.

- Что изучает фразеология?

- Что такое фразеологизмы?

- какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке? Достигли ли ее?

8. Рефлексия

9. Домашнее задание

Прочитать § 46, запомнить основные особенности фразеологизмов

Составить текст, использовав в нем не менее 5 фразеологизмов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Фразеологизмы и их значение

Тема урока: Фразеологизмы и их значение

Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка

Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка

Верно, сегодня мы с вами поговорим о фразеологизмах

Верно, сегодня мы с вами поговорим о фразеологизмах

Упражнение 319. Прочитайте фразеологические обороты и объясните их значение

Упражнение 319. Прочитайте фразеологические обороты и объясните их значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2023