Тема урока: « Гамма ре мажор»
Цель: Познакомить учащихся с гаммой ре мажор и научить строить ее от тоники до тоники
Ход урока
1. Организационный момент
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс (Приветствие, проверка отсутствующих)
2. Повторение. 2.1 Раздели на такты ритмический рисунок
2.2 Определи размер:
3. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Тональность - это мажорный или минорный лад, у которого есть тоника.
В любой тональности есть устойчивые и неустойчивые ступени.
Устойчивые ступени: I-III-V, из этих ступеней складывается
аккорд - тоническое трезвучие. (состоит из 3-х звуков, расположенных через один).
Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII. Они разрешаются в устойчивые: II и IV ступени разрешаются вниз и вверх, т.к. их окружают устойчивые ступени, VI- только в V, VII –только в I ступень.
Гамма До мажор
![]() |
Вводные звуки – это звуки, окружающие тонику, VII и II ступени.
Мажорная гамма от звука «РЕ» называется «Ре мажор». В Ре мажоре тоникой является I ступень – звук «РЕ».
Мажорную гамму можно построить от любого звука, используя схему строения мажора.
В Ре мажоре, кроме белых, встречаются и чёрные клавиши – фа# и до#.
Для удобства
написания знаки в Ре мажоре
выставляются при ключе и действуют
(повышают звуки) на протяжении всего музыкального произведения. Такие знаки называются
«ключевые».
Вокально-интонационные навыки
1.Спеть гамму Ре мажор, в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I, V-III-I-II-I (пение по столбице, ручным знакам).
Задание №1: играть и петь гамму Ре мажор, устойчивые звуки.
2.Слуховая работа. Определение на слух (и запись) элементов гаммы Ре мажор:
а) поступенное движение вверх и вниз;
б) движение по устойчивым звукам вверх и вниз; в) повторность звуков;
г) движение мелодии по вводным звукам (опевание тоники).
![]() |
4..Закрасить неустойчивые звуки в До мажоре, показать стрелками разрешние:
5Вставить звуки нужной длительности вместо цифр
![]() |
- после проигрывания преподавателя определить, какой ритм звучит;
- прохлопать данные ритмические примеры:
![]() |
7.Соединить фразы из песен с соответственным ритмическим рисунком:
Анд-рей во-ро-бей |
|
Е-дет, е-дет па-ро-воз |
|
Э-то мажор, свет-лый ма-жор |
|
Музыкальный диктант № 4
Запишите гамму ре мажор
![]() |
Тоническое трезвучие |
Устойчивые ступени |
Неустойчивые ступени |
Вводные ступени |
Опевание устойчивых ступеней |
|
Д/З.-Сочинить ритмический аккомпанемент к песне
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.