Конспект урока «Географическое положение России» 8 класс
Ученик
Цель урока:
1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения.
2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам, анализировать рисунки, диаграммы, делать выводы.
3. Развивать интерес к географии
Оборудование:
Физическая карта полушарий, физическая карта России, политическая карта мира, презентация «Географическое положение России».
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
· Почему знакомство страны необходимо с определения ее географического положения?
Вспомним план характеристики географического положения страны.
Какие источники географических знаний мы будем использовать на уроке?
(учебник, атлас, справочники)
· Впишите пропущенные слова в предложенный вариант плана.
Атлас стр 2-3, учебник стр12. Самостоятельная работа учащихся.
1) Определить положение страны относительно экватора,_______
2) Определить по отношению к нулевому меридиану и 180° меридиану и полярных кругов______
3) Определить географические координаты крайних точек страны.
4) Определить положение страны на материке.
5) Определить, в каком направлении страна имеет наибольшую_____________ протяженность с севера на юг или с запада на восток
6) Определить __________, омывающие территорию страны.
7) Выявить, в каких__________поясах и областях расположена территория страны.
8) Указать государства, с которыми_______ страна.
9) Определить положение страны относительно крупнейших мировых районов сосредоточения населения.
10) Установить положение страны по отношению к крупным районам загрязнения окружающей среды.
11) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
· Укажите номера пунктов плана, характеризующие физико-географическое положение страны.
· Укажите какие виды географического положения страны характеризуют оставшиеся пункты плана.
Особенности географического положения России
· Россия имеет площадь 17,1 млн. км2. Это самая большая по площади страна в мире
- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ). Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
· Россия расположена на материке Евразия в ее северной части
· Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60 с.ш.)
· В каком полушарии мы живем? (В северном, восточном и западном)).
· Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин - 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
· Найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.
· Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км. От Калининграда до м. Дежнева почти 10 тыс км)
Вывод – Россия это самая большая по площади страна в мире. Россия – северная страна. Основная часть территории расположена к северу от 50° с.ш. Среднегодовая температура на территории России -5°С. Почти 70% нашей страны относится к зоне Севера. Отличительная черта – экстремальные условия жизни людей. Слабая заселенность и освоенность территории.
Проанализировать рубрик «Геофокус» и приведите конкретные примеры отрицательных сторон северного положения страны. Ученик стр №13
Отрицательные черты географического положения России:
1) Большие затраты на отопление и одежду, питание.
2) Для работы необходима дорогостоящая техника.
3) В полярных широтах зимой увеличиваются расходы на освещение
4) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
5) Усложняется, и дорожат строительство домов, дорог
6) Обширные территории не благоприятны для сельскохозяйственного производства.
Положительные черты географического положения России
1) Большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
2) Наличие морских границ. Свободный выход в океан.
3) Расположение большей части страны в умеренных широтах.
4) Красота и своеобразие природы России
5) Южные моря являются рекреационными зонами страны
6) Северные территории из-за суровых условий слабо освоены, а здесь располагаются 2/3 природных комплексов мира и обнаружены огромные запасы нефти. Российский сектор Арктики.
7) Использовать Северный морской путь, для транспортировки (транзит) импортных грузов.
Историческая справка. (До 1991 года СССР занимал 1/6 часть суши. Около 22. 4 мл км кв. СССР простирался с запада на восток почти н 10 тыс.км, с севера на юг 4,5 тыс. км. Что произошло в 1991 году? Как это отразилось на ФГП страны?)
Мои географические исследования. стр 13
Выполните задание 2, 3 используя учебник рис1.9. Физико-географическое положение России.
На основе анализа рисунка делаем вывод. Условия жизни и хозяйственной деятельности в целом схожи у России и Канады. (умеренные и северные широты 50-80°с.ш, совпадают изотермы января -32°С, июля +16°С. Северная граница США проходит на широте южных районов России. Их север там, где наш юг. Изотерма января 0°С проходит посредине территории США, а России эта изотерма располагается на Черноморском побережье. На территории США самые благоприятные природно-климатические условия )
Творческое задание. Представьте, что канадская компания предложила российскому сотруднику заключить трудовой контракт для работы Оттаве. Определит, для жителей какого российского города смена места жительства будет менее ощутима с точки зрения природных условий
(Екатринбург,Чита)
Россия – расположена в двух частях света. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 60° в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.) При этом сама территория страны распределена между частями света неравномерно. Анализируем рис 1.10 и 1.11. и делаем выводы.
(доля Европейской части составляет 25% ,а Азиатской 75% т.е. в три раза больше. Доля территории России в Европе составляет 40%, а в Азии всего 30% )
Анализ рубрики «Геофокус»
Помимо России двух частях света расположены Турция и Египет. Найдите разницу между положением этих трех стран.
( Россия - сухопутный мост между Европой и Азией. Россия переплетение европейских и азиатских культур. Для внешней торговли – здесь расположено более 40% всех стран мира.)
· Россия – страна между трех океанов. Работа с физической картой России.
Определяем место расположения морей трех океанов - Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.
Анализ рис 1.13. Выполняем рубрику « Мои географические исследования»
(3% доля морских границ Атлантического океана, 46% -Тихого это в 15 раз больше Ограничения – природно – климатические условия: туманы штормы, цунами, моря Тихого океана замерзают. Связь целесообразно осуществлять через города порты Атлантического океана со странами Европы, а Тихого океана со странами АТР)
Вывод : Россия может осуществлять связь со всеми странами мира. Она преимущественно открыта к Северному Ледовитому и Тихому океанам, но большая часть населения и хозяйства страны тяготеет к Атлантическому океану.
· Почему выгоды приморского положения в России не могут реализоваться? Работа с учебником стр15. Рис 1.14. Рубрика «Геофокус» (Основная зона хозяйственного
освоения удалена от морских побережий
Вывод урока. Россия – самая большая по площади страна в мире. Обширные пространства различных природных зон позволяют путешествовать, увидеть многообразие и красоту природы. Европейская и азиатская части слиты в единое гигантское пространство. Она расположена в трех полушариях. Большая часть территории страны лежит в северных и умеренных широтах. Россия морская держава омывается 13 морями. Граничит с 18 государствами. Физико-географическое положение определяет природные условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Большое влияние на природные условия и деятельность человека оказывают океаны и моря, омывающие Россию.
Закрепление
- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
- как географическое положение влияет на природу России?
- какова площадь территории России?
- назовите крайнюю северную материковую точку?
- с каким государством Россия имеет самую протяженную границу?
- какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?
- сколько морей омывает территорию России?
- какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?
- какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?
Работа в контурной карте:
1) Отметить крайние точки, подписать их координаты.
2) Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
3) Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.
Домашнее задание §3
Тема урока: «Географическое положение России».
Тип урока: открытие новых знаний.
Дидактическая задача урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, правил и закономерностей.
Образовательные задачи : обеспечение усвоения и закрепления понятий «географическое положение», «географические координаты крайних материковых и островных точек»; создание условия для формирования и закрепления умений определять географическое положение России на картах полушарий;
Развивающие задачи : совершенствование умения определение ГП по географической карте; сравнивать и анализировать ГП России и других государств. Продолжить формирование картографической грамотности; развитие навыков работы с ЭОР;
Воспитательные задачи : воспитание чувства гордости и любви к своей родине, ответственности в работе, чувства уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.