Конспект урока географии в 8 классе по теме "Географическое положение России"
Оценка 4.8

Конспект урока географии в 8 классе по теме "Географическое положение России"

Оценка 4.8
docx
18.09.2021
Конспект урока географии в 8 классе по теме "Географическое положение России"
Конспект урока по географии на тему _Географическое положение России_.docx

Конспект урока «Географическое положение России» 8 класс

Ученик

Цель урока:

1.      Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на природу,  жизнь и хозяйственную деятельность населения.

2.      Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам, анализировать рисунки, диаграммы, делать выводы.

3.      Развивать  интерес к географии

Оборудование:

Физическая карта полушарий, физическая карта России, политическая карта мира, презентация  «Географическое положение России».

Ход урока.

1.             Организационный момент

2.  Изучение нового материала

·         Почему знакомство страны необходимо с определения ее  географического положения?

Вспомним план характеристики географического положения страны.

Какие источники географических знаний мы будем использовать на уроке?

(учебник, атлас, справочники)

·         Впишите пропущенные слова в предложенный вариант плана.

Атлас стр 2-3, учебник стр12. Самостоятельная  работа учащихся.

1)      Определить положение страны   относительно  экватора,_______

2)      Определить по отношению к нулевому меридиану и 180°  меридиану и полярных кругов______

3)      Определить географические  координаты крайних точек страны.

4)      Определить положение страны на материке.

5)      Определить, в каком направлении страна имеет наибольшую_____________ протяженность с севера на юг или с запада на восток

6)      Определить __________, омывающие территорию страны.

7)      Выявить, в каких__________поясах и областях расположена  территория страны.

8)      Указать государства, с которыми_______ страна.

9)      Определить положение страны относительно крупнейших мировых районов сосредоточения населения.

10)  Установить положение страны по отношению к крупным районам загрязнения  окружающей среды.

11)  Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

 

·         Укажите номера пунктов плана, характеризующие физико-географическое положение страны.

·         Укажите какие виды географического положения страны характеризуют оставшиеся пункты плана.

Особенности географического положения России

·         Россия имеет площадь 17,1 млн. км2.  Это самая большая по площади страна в мире

- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь  17,1 млн.км2  , что примерно равно площади  Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ).  Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади  Канады, Китая, США).

·         Россия расположена на материке Евразия в ее северной части

·         Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,6с.ш.)

·         В каком полушарии мы живем?  (В северном, восточном и западном)).

·         Какие широты имеют самая северная и южная точка России?  (северная – мыс Челюскин  - 770 43 с.ш., островная – мыс Флигели 81049 с.ш.  крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю  410 11 с.ш. на Кавказе, Дагестан,)

·         Найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.

·         Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км. От Калининграда до м. Дежнева почти 10 тыс км)  

Вывод – Россия это самая большая по площади страна в мире. Россия – северная страна. Основная часть территории расположена  к северу от 50° с.ш.  Среднегодовая температура на территории России -5°С. Почти 70% нашей страны относится к зоне Севера. Отличительная черта – экстремальные условия жизни людей. Слабая заселенность и освоенность территории.

Проанализировать рубрик «Геофокус» и приведите конкретные примеры отрицательных сторон северного положения  страны. Ученик стр №13

Отрицательные черты географического положения России:

1) Большие затраты на отопление и одежду, питание.

2) Для работы необходима дорогостоящая техника.

3) В полярных  широтах зимой увеличиваются расходы на освещение

4) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

5) Усложняется, и дорожат строительство домов, дорог

6) Обширные территории не благоприятны для сельскохозяйственного производства.

Положительные черты географического положения России

 1) Большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

2) Наличие морских границ. Свободный выход в океан.

3) Расположение большей части страны в умеренных широтах.

4) Красота и своеобразие природы России

5) Южные моря являются рекреационными зонами страны

6)  Северные территории из-за суровых условий слабо освоены, а здесь  располагаются 2/3 природных комплексов мира и обнаружены огромные запасы нефти. Российский сектор Арктики.

7) Использовать Северный морской путь, для транспортировки (транзит) импортных грузов.

Историческая справка. (До 1991 года СССР занимал 1/6 часть суши. Около 22. 4 мл км кв. СССР простирался с запада на восток почти н 10 тыс.км,  с севера на юг 4,5 тыс. км. Что произошло в 1991 году? Как это отразилось на ФГП страны?)

           Мои географические исследования. стр 13

           Выполните задание 2, 3 используя учебник  рис1.9. Физико-географическое положение России.  

На основе анализа рисунка делаем вывод. Условия жизни и хозяйственной деятельности в целом схожи у России и Канады. (умеренные и северные широты 50-80°с.ш, совпадают изотермы января -32°С, июля +16°С. Северная граница США проходит на широте южных районов России. Их север там, где наш юг. Изотерма  января 0°С проходит посредине территории США, а  России эта изотерма располагается на Черноморском  побережье. На территории США самые благоприятные природно-климатические условия )

Творческое задание. Представьте, что канадская компания предложила российскому сотруднику заключить трудовой контракт для работы  Оттаве. Определит, для  жителей какого российского города смена места жительства будет менее ощутима с точки  зрения природных условий

(Екатринбург,Чита)

Россия – расположена  в двух частях света.  Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 60° в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.) При этом сама территория страны распределена между частями света неравномерно.  Анализируем рис 1.10 и  1.11. и делаем выводы.

(доля Европейской части составляет 25% ,а Азиатской 75% т.е. в три раза больше. Доля территории России в Европе составляет 40%, а в Азии всего 30% )

Анализ рубрики «Геофокус»

Помимо России  двух частях света расположены Турция и Египет. Найдите разницу между положением этих трех стран.

( Россия -  сухопутный мост между Европой и Азией. Россия переплетение европейских и азиатских культур. Для внешней торговли – здесь расположено более 40% всех стран мира.)

·         Россия – страна между трех океанов. Работа с физической картой России.

Определяем место расположения морей трех океанов - Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.

Анализ рис 1.13. Выполняем рубрику « Мои географические исследования»

 (3% доля морских границ  Атлантического океана, 46% -Тихого это в 15 раз больше Ограничения – природно – климатические условия: туманы штормы, цунами, моря Тихого океана замерзают. Связь целесообразно осуществлять через города порты Атлантического океана со странами  Европы, а Тихого океана со странами АТР)

Вывод : Россия может осуществлять связь со всеми  странами мира. Она преимущественно  открыта к Северному Ледовитому и Тихому океанам, но большая часть населения и хозяйства страны тяготеет к Атлантическому океану.

·         Почему выгоды  приморского  положения в России не могут реализоваться? Работа с учебником  стр15.  Рис 1.14. Рубрика «Геофокус»  (Основная зона хозяйственного

освоения удалена от морских побережий

Вывод урока.  Россия – самая большая по площади страна в мире. Обширные пространства различных природных зон позволяют путешествовать, увидеть многообразие и красоту природы.  Европейская  и азиатская части слиты в единое гигантское пространство. Она расположена в трех полушариях. Большая часть территории страны лежит  в  северных и умеренных широтах. Россия морская держава омывается 13 морями. Граничит с 18 государствами. Физико-географическое положение определяет природные условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Большое влияние на природные условия и деятельность человека оказывают океаны и моря, омывающие Россию.

 Закрепление

- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

- как географическое положение влияет на природу России?

     - какова площадь территории России?

     - назовите крайнюю северную материковую точку?

     - с каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

     - какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?

    - сколько морей омывает территорию России?

    - какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?

   -  какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?

Работа в контурной карте:

1)        Отметить крайние точки, подписать их координаты.

2)        Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

3)        Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние  моря.

Домашнее задание §3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Географическое положение России».

Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическая задача урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, правил и закономерностей.

Образовательные задачи : обеспечение усвоения и закрепления понятий «географическое положение», «географические координаты крайних  материковых и островных точек»;  создание условия для формирования и закрепления умений определять географическое положение России на картах полушарий;

Развивающие задачи :  совершенствование умения определение ГП по географической карте; сравнивать и анализировать ГП России и других государств. Продолжить   формирование картографической грамотности; развитие навыков работы с ЭОР;

Воспитательные задачи : воспитание чувства гордости и любви к своей родине, ответственности в работе, чувства уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля;


 

Конспект урока «Географическое положение

Конспект урока «Географическое положение

Россия имеет площадь 17,1 млн. км 2

Россия имеет площадь 17,1 млн. км 2

Выполните задание 2, 3 используя учебник рис1

Выполните задание 2, 3 используя учебник рис1

Она расположена в трех полушариях

Она расположена в трех полушариях

Тема урока: «Географическое положение

Тема урока: «Географическое положение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2021