Тема: Имя числительное |
||||
Класс: 6-7 |
||||
Тип урока: урок-обобщение |
||||
Форма урока: урок-игра |
||||
Цель: создание условий для закрепления темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучение индивидуальной рефлексии достижения цели, создание ситуации успеха через игровые моменты, творческие задания |
||||
Задачи: · актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; · зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия; · сформулировать тему урока; цель урока и задачи; · обозначить логическую необходимость изучения и обобщения этой темы; · установить состоятельность этого способа; · проверить свое умение применять изученный способ; · развивать умение самостоятельной проверки по кластеру; · научиться использовать полученные знания при написании теста; · способствовать коррекции речи |
||||
Межпредметные связи: литература, математика, биология, география, физкультура. |
||||
Оборудование: карточки с критериями оценки, ромашка-тест, видеофрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», колокольчик-звонок mp3, презентация. |
||||
Планируемые результаты: |
||||
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения изученного материала; развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности |
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. |
Личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно-познавательный интерес к обобщению материала. |
|
Ход урока |
||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результаты |
|
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
|
– Здравствуйте, ребята. Открой свои тетради, запишите число и классную работу, а также подпишите свои листы критериального оценивания.
- Почему мы не записываем тему? - Прежде чем определить тему урока, мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма. А пока вы будете его смотреть, вспомните его название и автора. Слайд 1 - Эпизод из какого мультфильма вы только что посмотрел? |
Приветствие учителя, записывают в тетради число, классная работа, подписывают листы критериального оценивания. - Тему нужно определить.
Просмотр видеофрагмента
- «В стране невыученных уроков». |
Настройка на работу на уроке |
|
2. Постановка целей и задач урока, определение темы |
- Про какую часть речи был этот эпизод? - Этот раздел мы с вами уже прошли, как вы думаете, зачем мы опять к нему возвращаемся? - Молодцы, ребята, это будет цель урока нашего урока. Слайд 2. - А теперь давайте каждый поставит сам себе задачу на уроке, начиная со слов «Я повторю…» или «Я вспомню…» Слайд 3. - Вы хорошо справились с этими заданиями. Мы с вами поставили цели и задачи урока, а теперь отталкиваясь от них, давайте сформулируем тему урока. Слайд 4. Наш урок называется "В стране выученных уроков". Почему выученных?
- На каких уроках вам помогают числительные? - Совершенно верно, но это далеко не все уроки, где нам помогают числительные. Я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Сегодняшний урок: за 45 минут мы побываем на 5 уроках. – Итак, отправляемся на уроки. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок. Слайд 5. |
- Про имя числительное. - Чтобы повторить и закрепить знания.
Постановка задач урока со слов «Я повторю…» или «Я вспомню…»
Определение темы урока «Имя числительное. Обобщение».
- Потому что тему имя числительное мы уже прошли.
- Русский язык, математика. |
Постановка целей и задач урока, определение темы |
|
3.Актаулизация знаний |
Урок русского языка - Первым уроком у нас русский язык. Вставьте пропущенные слова на слайде. Фронтальный опрос. Слайд 6.
- Вы хорошо справились с заданием, а теперь поработаем над словарным диктантом. Слайд 7.
- А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием. - Отличный результат! А теперь скажите пожалуйста, что мы сейчас делали и зачем?
- Как называются паузы между уроками? - А что дети делают на переменах? Вот и мы давайте поиграем Перемена – Отгадайте ребусы: смор1а, по2л, ви3на, 4'''верг, 5'ка, 6', в О 7, ''8я, 9'''очка. Слайд 8.
- Мы немножечко отдохнули, пора идти на следующий урок. - Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные.
- Молодцы, ребята. Как думаете, к какому уроку это относится? Урок литературы - Правильно! Перед вами стихотворение. Как вы думаете, что нам нужно будет с ним сделать? Слайд 9. Есть у нас 3 сес3цы. - А теперь давайте проверим правильность выполнения задания по образцу. Слайд 10 - А теперь запишите свои результаты в лист оценивания. - В употреблении какого числительного допущена ошибка? И почему?
- Выполняя это задание, что мы сейчас вспоминали?
- Устали? Что ж, тогда немножко отдохнём на переменке. Перемена. Слайд 11 (звонок) - Ответьте на вопросы 1.Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина»? 2. Сколько раз старик забрасывал свой невод в море? Какая попытка оказалась удачной? 3. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? - Но вот опять звенит звонок. О чём он нам говорит? Слайд 11 (звонок) - Пришло время немножко посчитать. На каком уроке вы это делаете? - Правильно! У нас урок математики. Урок математики. Слайд 12 - Посчитайте результат и запишите примеры словами: 47 + 15 = 189 – 33 = 72 : 12 =
- Давайте проверим, правильно ли вы решили эти примеры. Слайд 12. - А теперь запишите этот пример самостоятельно 18 Х 10 = - После того, как вы записали, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Давайте проверим правильность по образцу и выставим оценки в лист оценивания. Слайд 12 - Чем мы сейчас занимались? И что вспомнили о числительных? - Устали? А вот и звонок звенит? О чём он сообщает? Перемена. Слайд 13 (звонок) – С историей языка в нашу речь пришли устойчивые выражение – фразеологизмы. Вставьте числительные в фразеологизмы и расскажите их значение. 1.… нога здесь, другая там
2.Палка о … концах
3.Врать с … короба
4.В … стенах
5.Как телеге … колесо
6.… пятниц на неделе
7. Попасть в …
Выключить проектор |
Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на четыре разряда: количественные (два, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) и собирательные (оба, двое, пятеро) — отвечают на вопрос сколько?, порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый), дробные (одна пятая, три целых, две седьмых). Может быть любым членом предложения, но чаще всего является определением.
Проверка по образцу на слайде.
- Вспоминали, что такое имя числительное и правописание имён числительных.
- Перемены.
- Играют.
- Смородина, подвал, витрина, четверг, пятка, шест, восемь, семья, девочка.
Называют литературные произведения, в названиях которых встречаются имена числительные. - Литература.
- Заменить цифры буквами, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Выполняют задание.
Проверка правильности по образцу. Выставление результатов в лист оценивания. - Троих сестриц. Должно быть трёх, потому что это ж.р. - Правописание числительных, находили числительные в тексте, вспоминали употребление собирательных числительных.
- Тридцать лет и три года.
- Три раза.
Третья попытка.
- Семь богатырей.
- Пора на следующий урок.
- На математике.
С каждого ряда выходит один человек к доске и решает один пример (у доски три человека). Тот ряд, на котором сидит этот ученик, решает его пример у себя в тетради. Проверка решения по образцу.
Выполнение работы самостоятельно. Взаимопроверка, выставление оценок в лист оценивания.
- Употребление числительных при счёте. - Что пора на перемену.
Фронтальный опрос
- Одна. Очень быстро - Двух. О том, что может кончиться хорошо или плохо - Три. Очень много наговорить неправды. - Четырёх. Жить, не выходя из дому - Пятое. Об абсолютно ненужном - Семь. О том, кто часто меняет свои решения. - Десяточку. Попасть точно в цель.
|
Вспомнить определение имени числительного.
Вспомнить правописание имён числительных.
Развитие мыслительной деятельности в виде решения ребусов.
Умение находить ошибки в употреблении собирательных числительных, проверка правописания числительных, проверка деятельности по образцу, умение адекватно оценивать самого себя.
Вспомнить употребление числительных в сказках, пословицах, фразеологизмах.
Употребление числительных при счёте, проверка по образцу, взаимопроверка, адекватное оценивание друг друга, выставление оценок в лист оценивания.
Употребление числительных в фразеологизмах, объяснение значений фразеологизмов. |
|
4.Физминутка |
- А теперь наступило время вашего любимого урока. Какой ваш любимый урок? – На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, мы проверим ваши знания. Если вы не найдете числительное правильно, то на обратной стороне карточек записано задание спортивного направления. Тройня, четвероклассник, второй по- порядку в шеренге, четырехэтажный дом, шестеро участников в игре, четвероногий (друг), десять приседаний, четырежды, семимильными (шагами), семеро (детей). (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (мячей), седьмой (год). - Отлично поработали. А что делали на уроке физкультуры? Что совмещали? Что вспомнили?
- Что вам помогло в этом? Как вы это делали? |
- Физкультура.
Выполнение задания (задание написано на доске)
- Мы совмещали отдых и повторение. Вспомнили, как отличать имя числительное от других частей речи. - По вопросу. |
Умение отличать имя числительное от других частей речи с помощью вопроса, выполнение подвижных заданий для отдыха. |
|
5.Закрепление знаний |
- За последние два урока вы достаточно отдохнули, пришло время поработать. - Но прежде чем начать следующий урок, отгадайте загадку. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны. - О каком уроке пойдёт речь? Урок географии. - Где в географии встречаются числительные и зачем они нужны?
- Придумайте и запишите предложение с перечисленными существительными. Слайд 17.
- Зачем мы делали это задание? Как оно связано с числительными?
- Я думаю, что вы с этим заданием легко справились, но всё же снова звенит звонок, который нас зовёт на последнюю перемену. Перемена. Слайд 18 (звонок) |
- Глобус.
-География.
- Задания по группам
Ответ учеников
|
Употребление числительных с географическими мерами измерения, подбор правильных мер измерения к географическим терминам, работа в группах.
|
|
6.Тестирование по теме |
- Если перемена у нас была последняя, то о чём говорит очередной звонок? Слайд 18 (звонок) Урок биологии. Включить проектор. – На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки". Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные, поработайте в парах и напишите на лепестках те цифры, которые соответствуют группам числительных: Простые – цифра 1 Сложные – цифра 2 Составные – цифра 3
- А теперь давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Слайд 19 И запишем результат в лист оценивания. Слайд 20.
- Сколько числительных остались без номеров? Почему? |
- Он говорит, что начался последний урок.
Работа в парах, выполнение тестовой работы.
Проверка по образцу, выставление оценок в лист оценивания.
- Четыре. Потому что они относятся к другим разрядам числительных. |
Работа в парах, выполнение тестовой работы, вспомнить разряды числительных, умение выбирать числительные нужных разрядов, выборочно выполнять задание, адекватное оценивание друг друга и самого себя.
|
|
7.Подведение итогов урока |
- Посчитайте количество баллов в своих оценочных листах и поставьте себе оценку за урок. После этого сдайте свои листы. Я проверю ваши листы и выставлю вам оценки за урок. Слайд 21. |
Выставление итоговой оценки. |
Умение адекватно оценивать самого себя. |
|
8.Рефлексия |
- Давайте подведём итоги нашего урока, используя шаблонные фразы. Я открыл для себя… Я чувствовал себя… Слайд 22. |
Оценивание собственного результата на уроке с помощью шаблонных фраз. |
Умение оценивать себя и высказывать своё мнение. |
|
9.Домашнее задание |
На выбор: 1) составить словарный диктант с числительными; Слайд 23. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Умение выбирать из предложенных вариантов домашнего задание наиболее подходящее для себя по уровню сложности. |
|
|
- Спасибо за работу на уроке! До свидания! Слайд 24. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.