Конспект урока "Имя прилагательное. Обобщение"
Оценка 4.7

Конспект урока "Имя прилагательное. Обобщение"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
22.07.2024
Конспект урока "Имя прилагательное. Обобщение"
Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" - "Имя прилагательное. Обобщение". Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов для подготовки урока по данной теме.
Конспект урока русского языка _Имя прилагательное. Обобщение._.docx

 

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России» 4 класс

Тема: «Имя прилагательное. Обобщение.»

Учитель: Брюханова Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Имя прилагательное. Обобщение.

Цель: повторить и обобщить знания об имени прилагательном. 
• учить использовать имена прилагательные в речи, обогатить речь прилагательными - синонимами и антонимами; 
• развивать внимание, память, логическое мышление; 
• содействовать эстетическому воспитанию на уроке. 

 Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена  работа на данном уроке.

 Предметные:

Развивать умения учащихся:

·       самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;

·       сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы;

·        систематизировать материал в кластер.

Метапредметные (УУД)

  Познавательные:

·       устанавливать аналогии, обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.                                                                     

 Регулятивные:

·       способность принимать и сохранять учебную задачу,

·       планировать, контролировать и оценивать свои действия;

·       адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров. 

  Коммуникативные:

·       учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

·       уметь формулировать собственное мнение и позицию;

·       строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

·       Осуществлять сотрудничество в парах, в группах  при выполнении заданий, оказывать взаимопомощь

·       считаться с мнением другого человека.

 

Оборудование урока: мультимедийный  проектор, компьютер, презентация MicrosoftPowerPoint,

Ход урока

I. Орг. момент.

  -Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, а гости в доме- это всегда к радости. Поприветствуйте наших гостей, подарите им улыбку, а теперь улыбнитесь друг другу и тихо  садитесь.

-Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут вам.

  2. Вызов

- Послушайте внимательно  стихотворение :

 «Я –часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет-

 В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!»  ( О. Головко)

-Вы догадались, какая часть речи так себя описала? (прилагательное)

-Посмотрите в окно.   С помощью имён  прилагательных, опишите сегодняшнее утро?
(Продолжите мою фразу: «Утро сегодня.. .светлое, яркое, солнечное, весеннее, погожее, рабочее…)

- Для чего мы используем в своей речи имена прилагательные? ( чтобы оживить предметы, придать красоту , сделать свою речь более  точной и выразительной и т.д)

-Вы догадались, какой части речи будет посвящена тема нашего урока?

-Это новая для вас тема? (нет)

-Поставьте цель урока, чем будем заниматься на уроке? Сегодня на уроке мы будем обобщать и проверять свои знания по разделу «Имя прилагательное. Обобщение.»)  На доске открыть

-На столах у вас лежат листы самоконтроля, отметьте каждый в своём, что вы уже знаете  по данной теме и с чем, как вы считаете, сможете справиться. Если есть сомнения, ставьте знак ?  или минус. В конце урока вы сможете определить свои знания – незнания по изученной теме, возможно измените своё мнение.

-С помощью оценочного листа попытаемся спланировать нашу работу. Какие знания по теме  имя прилагательное должны показать? ( уметь находить имена прилагательные в речи, знать морфологические  признаки прилагательного, род, падеж, число и тд)

-Хорошо, приступаем к работе.  Я предлагаю сыграть со мной в игру «Правда или ложь».

- Возьмите графические карточки со стола. Проверим. насколько хорошо каждый из вас знаком с именем прилагательным.  Если вы считаете, что я сказала правду, ставите +,  если не согласны с моим утверждением  -

1)    Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы  «какой? какая? какое?» обозначает признаки предмета? (+)

2)    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (-)

3)    Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (+)

4)    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (-)

5)    Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (+)

6)    Верите ли Вы, что имя прилагательное-это служебная часть речи? (-)

Самопроверка – таблица (Слайд 2 ) 

-Если вы верно отвечали, какую закономерность заметили?

 ( чередуются ответы). Кто поставит себе за это задание !. а кто + или -?

-Молодцы. Морфологические признаки какой части речи вам встретились в задании? ( имени существительного:  собственное или нарицательное;  одушевленное или неодушевленное)

«Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно. Изменит окончание, когда ему так нужно. Оно его не бросит в воде и на земле. Стоит в одном с ним роде, числе и падеже».

       Ш. Стадия осмысления

1. Работа в тетради.

 -Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. (1 минута )

- Обратите внимание на доску. Я приготовила вам для минутки чистописания следующие буквосочетания: ая,  яя,  ый,  ий, ой,  ое, ее,  ые, ие. Пропишите каждое буквосочетание у себя в тетради.

-Подумайте, как связаны данные буквосочетания и наша тема урока? Что могут обозначать эти буквы? ( окончания имён прилагательных) Попробуйте разделить на 4 группы: ж.р, м.р, ср.р, мн.ч

-Какие группы у вас получились? ( окончания имён прилагательных в им.п в ед.ч ж.р. м.р. ср.р и окончания прилагательных во мн.ч)

 

 

 

2. Словарная работа. (индивидуальная работа)

- С помощью имён прилагательных мы можем описать любой предмет, завывая только его признаки.

-Предлагаю проверить это с помощью  задания  «Угадай слово»

-Любите загадки? Вам необходимо будет по описанию узнать о ком идёт речь. Записать слово в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму. Один ученик у доски)

1.    Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять ( снегирь)

2.         Кто в беретке ярко красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит (дятел)

3.    Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

4.    Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

5.     Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица) 

-Какая орфограмма встретилась вам? (безударная гласная) открыть слайд со словами (слайд 3)

- Можем мы проверить гласный букву в корне? (нет, это словарные слова)

-Какая часть речи помогла вам отгадать загадки ? (имя прилагательное)

-Молодцы! (оценивают себя : кто написал все слова верно-! , у кого одна ошибка +, две и более-)

3.  Задание «Редакторы». ( гимнастика для глаз)

-Ребята, к нам с просьбой обратились из редакции одного журнала. Очень нужна ваша помощь.

-Сейчас я предлагаю вам поработать редакторами. Кто такие редакторы вы уже слышали (Люди, которые могут исправить текст, улучшить его). Вам необходимо внимательно прочитать текст, найти ошибки, записать исправленный текст, чтобы он вошёл в новый выпуск журнала

Текст: « Зимнем погожым утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь»

 

-Проверим,  как вы справились с этим заданием.  В словах какой части речи были допущены ошибки?  ( Зачитываем весь исправленный текст). Выделим окончания у прилагательных.

-Как вы определяли окончание у имён прилагательных? (по существительному, по вопросу)

-Молодцы! Предлагаю выполнить морфологический разбор имени прилагательного (сделать алгоритм разбора морфологического!)

 ( Зимним утром-(каким?) н.ф. –зимний., ср.р, ед.ч, в Т.п, втор.чл (определение)

 

4.Физкультминутка (слайд 4)

-Настало время отдохнуть. Приглашаю вас на физминутку.

-Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род –прыжки на месте, средний род- руки вверх

 

 « Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле,  пушистая ель, порывистый ветер,  ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней,  зимнее солнце,  зимняя природа»

Гимнастика для глаз.

-Чем похожи все словосочетания? С  их помощью можно описать зимний пейзаж.

5. Работа в парах.

-Девизом следующего задания станет пословица: «Одна голова хорошо, а две –лучше». Поработаем в парах.

Очень часто мы используем прилагательные при сравнении предметов.

 -Какие слова при этом используем? (Синонимы или антонимы)

-В приведённых ниже пословицах  необходимо найти прилагательные  и вместо черточек записать  слово, противоположное по смыслу (антоним).

1. У короткого  ума  (длинный_)__________язык.

2. Маленькое дело  лучше  (большого) безделья.

3.Доброе слово  лечит, а ___(злое)_________калечит.

4. Лучше горькая правда, чем (сладкая) ложь.

5.Корни учения (горькие), а его плоды-сладкие.

6.Лучшая вещь новая, лучший друг-(старый)

-Проверяем  -высказываются пары.

-Оцените свою работу ( ! + и _-)

 

 

6.Самостоятельная работа (индивидуальная , разноуровневая)

 

-Теперь проверим свои силы, узнаем  на каком уровне каждый  из вас усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь. ( детям раздать сразу все карточки, они сами выбирают, выполняют, а потом по очереди просто проверяем каждую карточку со слайда-дети могут сказать. Какую они выбрали)

1 карточка: (слайд 6)

 Даны слова, в двух столбиках. Соедините линиями прилагательные с существительными, подпишите число, род  прилагательных.

 

большой                                    река

 веселые                                   астры

белое                                         ребята

 красные                                   крокодил

 быстрая                                    облако    

 

 

2 карточка: (слова синонимы) (слайд 7)

 

 Игра  «Что «лишнее»? В каждой строке вычеркни одно лишнее слово.

 

1.                Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

2.                Стеклянный, хрупкий, деревянный

3.                Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

4.                Добрый, умный, ласковый, нежный

5.                Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

6.                Смелый, отважный, высокий, решительный

7.                Белый, синий, нежный, зеленый

 

 

Дети выполняют, дать время, если времени достаточно, проверяем 1 и 2 карточку. (слайд 8 -9)

 Если нет-просто открываем ответы, дети самостоятельно проверяют и оценивают себя.

!-всё верно.

+- 1-2 ошибки,

- более 3 ошибок.

 

 

 

!!! Если есть время в группах предложить составить кластер.

-Давайте подведём итог и вместе составим фоторобот (кластер)  части речи имени Прилагательного ( на доске) выбираем из разных карточек слова, относящиеся к этой части речи.

Подведение итогов урока.

-Вот и подходит к концу наш урок.

-  О какой части речи сегодня мы говорили на уроке ?  

-Возьмите свой лист самоконтроля , он вам поможет вспомнить. Если есть пункты, которые вы хотите добавить или исправить, вы можете сделать это.

 -Поставьте себе отметку за урок.

Рефлексия  

«Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?.

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным? Каким? (запишите в тетради прилагательные)

 

-А я бы хотела  оценить  вашу работу на уроке,  тоже используя имена прилагательные. Сегодня вы были:

 внимательные,

 умные,

 активные,

воспитанные,

 любознательные.

 

Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов

XI.Домашнее задание:  на выбор дать:

1.Придумать статью-описание  из 5 предложений о наступающей весне.  или

2. выполнить  задания на закрепление темы по теме «имя прилагательное» в  проверочной тетради на стр.66-67.

 

 

 

Лист самоконтроля:

Фамилия, имя

Я знаю:

Я умею:

1. Что такое имя прилагательное

1 Умею находить имена прилагательные в тексте

2. Определять род,

 

число  имени прилагательного

3.Определять  окончание прилагательного по  вопросу 

 

4.Подбирать противоположные

близкие

по смыслу имена прилагательные

_____________________________________________________________

Оценка за урок: моя -                                 учителя:  

 

 

 

Графическая карточка

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

1. У короткого  ума  __________язык.

2. Маленькое дело  лучше __________ безделья.

3. Доброе слово  лечит, а __________  калечит.

4. Лучше горькая правда, чем __________ложь.

5. Корни учения__________ а его плоды-сладкие.

6. Лучшая вещь новая, лучший друг__________.

 

 

 

 

Самостоятельная работа ( на выбор задания)

 

1 уровень:

 Даны слова, в двух столбиках. Соедините линиями прилагательные с существительными, подпишите число прилагательных.

 

 большой                                     река

 веселые                                     астры

 белое                                          ребята

 красные                                     крокодил

 быстрая                                     облако    

 

 

 

2 уровень (слова синонимы)

 

 Игра  «Что «лишнее»? В каждой строке вычеркни одно лишнее слово.

 

1.Смелый, трусливый, храбрый, отважный;

2.Стеклянный, хрупкий, деревянный

3.Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый

4.Добрый, умный, ласковый, нежный

5.Хороший, замечательный, прекрасный, молодой

6.Смелый, отважный, высокий, решительный

7.Белый, синий, нежный, зеленый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Прилагательное

 

Самостоятельная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Служебная  часть

 

 

 

 

 

            Роль

 

 

 

 

 

 

 

Распространяют предложения

 

Помогают описать предмет

 

Делают речь выразительной

 

 

Изменяется

                                                          По числам

По падежам                                              По родам

 

 

           Являются в предложении

 

 Определением

Сказуемым

 

Отвечает на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

 

     Обозначает

Признак предметов

 

 

 

Подлежащее

Кто? Что?

Действие предметов

Предмет

 

 Нарицательное

Собственное

 

 


 

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Тема: Имя прилагательное. Обобщение

Тема: Имя прилагательное. Обобщение

Ход урока I . Орг. момент . -

Ход урока I . Орг. момент . -

Хорошо, приступаем к работе.

Хорошо, приступаем к работе.

Словарная работа. (индивидуальная работа) -

Словарная работа. (индивидуальная работа) -

Проверим, как вы справились с этим заданием

Проверим, как вы справились с этим заданием

Самостоятельная работа (индивидуальная , разноуровневая) -Теперь проверим свои силы, узнаем на каком уровне каждый из вас усвоил материал

Самостоятельная работа (индивидуальная , разноуровневая) -Теперь проверим свои силы, узнаем на каком уровне каждый из вас усвоил материал

Если есть время в группах предложить составить кластер

Если есть время в группах предложить составить кластер

Лист самоконтроля: Фамилия, имя

Лист самоконтроля: Фамилия, имя

Самостоятельная работа ( на выбор задания) 1 уровень:

Самостоятельная работа ( на выбор задания) 1 уровень:

Конспект урока "Имя прилагательное. Обобщение"

Конспект урока "Имя прилагательное. Обобщение"

Прилагательное Самостоятельная часть

Прилагательное Самостоятельная часть

Служебная часть

Служебная часть

Распространяют предложения

Распространяют предложения

Изменяется

Изменяется

Являются в предложении Определением

Являются в предложении Определением

Отвечает на вопросы Какой?

Отвечает на вопросы Какой?

Обозначает Признак предметов

Обозначает Признак предметов

Подлежащее Кто? Что? Действие предметов

Подлежащее Кто? Что? Действие предметов

Нарицательное Собственное

Нарицательное Собственное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2024