МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципальный этап конкурса педагогического мастерства «Учитель года - 2021»
Технологическая карта урока информатики
«Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации»
(5 класс)
Учитель информатики
I квалификационной категории
Куриляк Алена Павловна
Технологическая карта урока
информатики по теме
«Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации»
для учащихся 5 класса
Учитель (ФИО): Куриляк А.П.
ОУ: МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»
Предмет (раздел программы): информатика Класс: 5 класс
Тема учебного занятия: «Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации»
Цель учебного занятия: Создать условия для формирования у обучающихся представления об информационных задачах и их разнообразии, создать условия для формирования умения различать два типа задач, связанных с обработкой информации.
Ожидаемый результат учебного занятия: иметь представление об информационных задачах и их разнообразии, понимать, что все разнообразие задач обработки информации делится на два типа, уметь систематизировать информацию.
Тема |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией |
|||
Цели |
Создать условия для формирования у обучающихся представления об информационных задачах и их разнообразии, создать условия для формирования умения различать два типа задач, связанных с обработкой информации. 1. обучающая - познакомить учащихся с информационными задачами, с их разнообразием, акцентировать внимание на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержания. 2. развивающая - развитие мыслительной деятельности, осмысление полученных знаний, способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта. 3. воспитательная - воспитывать чувство уверенности в себе, желание самому получить результат поиска. |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
||
Знать два типа обработки информации, уметь систематизировать информацию. |
Личностные: Смыслообразование, представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Познавательные: Основы ИКТ-компетентности, систематизация представлений о двух типах обработки информации, расширение представления о задачах обработки информации, направленных на изменение формы представления информации. Коммуникативные: Формировать умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. Регулятивные: Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, участвовать в распределении ролей при работе в группе. |
|||
Основные понятия |
Информация, обработка информации, информационная задача, систематизация информации. |
|||
Организация пространства |
||||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
||
Математика Русский язык История География ОБЖ |
Работа в парах. Групповая работа. Фронтальный опрос. Работа с онлайн-сервисами. Индивидуальная работа. |
Проектор, экран, компьютер. Мультимедийная презентация. Лист с информационной задачей. Конверты. Пазлы с изображением схемы «Обработка информации». Маркеры. Мобильные гаджеты. ПК учащихся. |
||
Этапы работы |
Содержание блоков |
|||
БЛОК 1 |
Время |
Используемые ресурсы |
||
МОТИВАЦИЯ |
5 минут |
Интерактивная презентация, экран, проектор, мобильные гаджеты, конверты. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
|
Цель – обеспечить мотивацию обучающегося. Задачи: постановка проблемы, выявление цели, задач.
При входе в кабинет дети выбирают конверт, на котором написано название предмета. В зависимости от выбранного конверта происходит рассадка детей по группам. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Посмотрите на доску. Перед вами набор слов. Подберите ко всем этим словам такое слово, которое их объединяет.
Совершенно верно, все эти слова являются синонимами к слову информация.
Скажите, какой информационный процесс происходит при поиске информации, при чтении книги, при решении математической задачи, при разгадывании ребуса, при логических рассуждениях?
Теперь я проверю, насколько вы были внимательны. Обсудите в парах, сколько существует способов обработки и преобразования информации. На обсуждение я вам даю одну минуту.
Время вышло. Возьмите планшет, введите в свой вариант ответа и нажмите кнопку “submit”.
Посмотрите, какие разные ответы у нас получились! На самом деле существует много разных способов обработки информации. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Все верно, а какую мы поставим перед собой цель?
А что нам для этого нужно сделать? Какие задачи предстоит решить?
|
Рассадка по группам. Приветствие учителя.
Слушают объяснение учителя. Отвечают (информация)
Отвечают (обработка информации)
Обсуждают
Вводят и отправляют ответы в интерактивную презентацию
Отвечают (об обработке информации, и др.)
Отвечают (научиться обрабатывать информацию)
Отвечают (какие способы обработки информации есть, обработать информацию разными способами) |
Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: уметь ставить перед собой цель и выявлять задачи для ее достижения, выражать положительное отношение к процессу познания. |
|
|
БЛОК 2 |
Время |
Используемые ресурсы |
||
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I |
10 минут |
Интерактивная презентация, экран, проектор, раздаточный материал (информационные задачи), мобильные гаджеты, конверты, пазлы. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
|
Цель – сформировать представление о двух типах обработки информации. Задачи: актуализация и систематизация представлений о процессе обработки информации и ее типах, формирование представления о процессе обработки информации как решении информационной задачи.
Обратите внимание, что мы разделились на 4 группы – любители математики, любители русского языка, любители истории и любители географии. Это не случайно, ведь, какой бы вы предмет не изучали и не любили, вы должны уметь обрабатывать информацию.
Процесс обработки информации можно назвать решением информационной задачи. Сейчас с вами решим информационные задачи, которые связаны непосредственно с обработкой информации.
У каждой группы на столах есть задачи. Обсудите решение задачи в группах, запишите решение. Время на решение – 2 минуты.
Время вышло. Возьмите планшет и отправьте ваши ответы в презентацию. Каждой группе задать вопрос – ответ задачи – это новая информация или измененная старая?
Посмотрите, мы все получили в ответе новую информацию, до этого никому не известную.
Решим еще одну информационную задачу. Расположите полученные числа в порядке возрастания. Для этого откройте приложение learningapps и в группах выполните предложенное задание. Время на выполнение – 2 минуты.
Время вышло. Посмотрите на доску – так ли у вас получилось? Таким образом мы с вами информацию систематизировали.
Скажите, при этом мы получили новую информацию? Что изменилось? Изменилась только ее форма представления.
Перед каждым из вас есть интересный конверт. Откройте его и посмотрите, что в нем.
Соберите пазл из деталей, которые у каждого из вас в конверте.
Время вышло. Посмотрите на доску и проверьте, так ли у вас получилось?
Внимательно изучите схему, которая у вас получилась. Скажите, на сколько типов можно разделить все задачи, связанные с обработкой информации? |
Слушают учителя.
Обсуждают решение задачи в группах, заполняют таблице решения, отправляют ответы в интерактивную презентацию.
Отвечает каждая группа (информация – новая)
Выполняют задание в приложении learningapps (упорядочивают имена детей из предыдущей задачи в порядке возрастания по критерию возраст)
Проверяют ответы.
Отвечают (нет, изменилась форма представления информации)
Открывают конверты, смотрят содержимое.
Собирают пазл.
Проверяют, отвечают.
Слушают, отвечают (два вида задач) |
Познавательные: развивать умение анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, развивать логическое и критическое мышление. Коммуникативные: Формировать умение слушать с целью полного понимания содержания, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: развивать умения осознания обучающимися того, что еще подлежит усвоению, уметь осуществлять самоконтроль. Личностные: развивать умения работать в группе, развитие зрительной памяти.
|
|
|
БЛОК 3 |
Время |
Используемые ресурсы |
||
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
|
3 минуты |
Примеры задач, схема «Обработка информации» на слайде. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
|
Цель – создать условия для психологической и физической разгрузки и закрепить изученный материал.
Я вижу, что вы немного устали. Предлагаю вам немного подвигаться и поиграть в игру. Давайте встанем. Я буду приводить пример задачи. Если задача относится к получению новой информации, то вы хлопаете, если задача только изменяет форму представления информации – вы топаете. Если у вас возникнут сложности – можно подглядывать на доску. |
Слушают учителя, реагируют |
Коммуникативные: Формировать умение слушать и отвечать в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные: Развивать умения смены видов деятельности, а также способов релаксации. Личностные: развивать умения работать в группе. |
|
|
БЛОК 4 |
Время |
Используемые ресурсы |
||
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ |
18 минут |
Раздаточный материал для практической работы, ПК учащихся. |
||
Деятельность учителя |
|
УУД |
|
|
Цель – закрепить полученные знания о разнообразии форм представления информации с использование персонального компьютера, промежуточный контроль знаний. Задачи: активизация ранее изученной материала, развитие памяти, логического мышления.
Посмотрим, что мы запомнили. Для этого я предлагаю вам пересесть за компьютеры и выполнить практическое задание. Но, прежде чем вы это сделаете, хочу напомнить вам, что при работе за компьютерами необходимо соблюдать технику безопасности! Просьба назвать основные моменты техники безопасности в компьютерном классе.
Объяснить задание практической работы, показать на примере, что нужно сделать и как.
Пересядьте за компьютеры. Рядом с каждым компьютером вы увидите задание, в котором пошагово описан ход выполнения практической работы. Если у вас возникнет вопрос, поднимите руку и я к вам подойду. Время на выполнение практической работы – 10 минут.
Предупредить о том, что на выполнение работы осталось 5 минут, 1 минута. Внимание, время вышло. Сохраните свою работу. Теперь оцените свою работу. Для этого откройте браузер, ответьте на вопросы и нажмите кнопку «отправить».
Попрошу вас вернуться в свои группы.
Давайте посмотрим, что у нас получилось, проанализируем выполненное практическое задание.
Давайте вернемся к нашему «пазлу». Обсудите в группах, какие виды задач сегодня вы научились решать? Выделите их маркером. Те виды задач, о которых мы сегодня не говорили, вы обязательно разберете на последующих уроках. |
Перечисляют основные правила техники безопасности в компьютерном классе.
Пересаживаются за ПК, выполняют практическое задание.
Оценивают работу, отправляют результат.
Пересаживаются за парты.
Смотрят на доску, слушают учителя.
Обсуждают в группах, работают с «пазлом». Отвечают |
Познавательные: Осуществлять актуализацию новых знаний, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт. Применять полученные знания для решения проставленных задач. Регулятивные: Контролировать учебную деятельность. Коммуникативные: Использовать наглядные средства для выполнения задания. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |
|
|
БЛОК 6 |
Время |
Используемые ресурсы |
||
РЕФЛЕКСИЯ |
4 минуты |
Интерактивная презентация, экран, проектор, мобильные гаджеты, маркеры, пазлы. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
|
Цель – обеспечить обратную качественную и эмоциональную связь оценки урока обучающимися. Задачи: психологическая разгрузка
Ребята, давайте подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Чему научились? Что показалось вам сложным?
К следующему уроку каждому из вас нужно будет придумать кроссворд из 5-7 понятий, связанных с обработкой информации. На помощь вам придет §12 из учебника.
Спасибо за урок, до свидания! |
Формулируют, чего удалось добиться, какие знания приобрели.
Слушают, фиксируют задание.
|
Коммуникативные: отвечать в соответствии с коммуникативной задачей. Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Умение контролировать результат учебной деятельности Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, развивать умения психологической разгрузки. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.