Конспект урока информатики по теме "Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации"
Оценка 4.9

Конспект урока информатики по теме "Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации"

Оценка 4.9
docx
11.02.2021
Конспект урока информатики по теме "Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации"
Конспект урока2.docx

МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»

Муниципальный этап конкурса педагогического мастерства «Учитель года - 2021»

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока информатики

«Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации»

(5 класс)

 

Учитель информатики

I квалификационной категории

Куриляк Алена Павловна

 

 

 

Технологическая карта урока информатики по теме
«Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации»
для учащихся 5 класса

 

Учитель (ФИО): Куриляк А.П.

ОУ: МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»

Предмет (раздел программы): информатика   Класс: 5 класс

Тема учебного занятия: «Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации»

Цель учебного занятия: Создать условия для формирования у обучающихся представления об информационных задачах и их разнообразии, создать условия для формирования умения различать два типа задач, связанных с обработкой информации.

Ожидаемый результат учебного занятия: иметь представление об информационных задачах и их разнообразии, понимать, что все разнообразие задач обработки информации делится на два типа, уметь систематизировать информацию.

 

Тема

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Цели

Создать условия для формирования у обучающихся представления об информационных задачах и их разнообразии, создать условия для формирования умения различать два типа задач, связанных с обработкой информации.

1.  обучающая - познакомить учащихся с информационными задачами, с их разнообразием, акцентировать внимание на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержания.

2.  развивающая - развитие мыслительной деятельности, осмысление полученных знаний, способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

3.  воспитательная - воспитывать чувство уверенности в себе, желание самому получить результат поиска.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Знать два типа обработки информации, уметь систематизировать информацию.

Личностные: Смыслообразование, представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Познавательные: Основы ИКТ-компетентности, систематизация представлений о двух типах обработки информации, расширение представления о задачах обработки информации, направленных на изменение формы представления информации.

Коммуникативные: Формировать умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

Регулятивные: Планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, участвовать в распределении ролей при работе в группе.

Основные понятия

Информация, обработка информации, информационная задача, систематизация информации.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Русский язык

История

География

ОБЖ

Работа в парах.

Групповая работа.

Фронтальный опрос.

Работа с онлайн-сервисами.

Индивидуальная работа.

Проектор, экран, компьютер.

Мультимедийная презентация.

Лист с информационной задачей.

Конверты.

Пазлы с изображением схемы «Обработка информации».

Маркеры.

Мобильные гаджеты.

ПК учащихся.

 


 

 Этапы работы

Содержание блоков

БЛОК 1

Время

Используемые ресурсы

МОТИВАЦИЯ

5 минут

Интерактивная презентация, экран, проектор, мобильные гаджеты, конверты.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

Цель – обеспечить мотивацию обучающегося.

Задачи: постановка проблемы, выявление цели, задач.

 

При входе в кабинет дети выбирают конверт, на котором написано название предмета. В зависимости от выбранного конверта происходит рассадка детей по группам. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

 

Посмотрите на доску. Перед вами набор слов. Подберите ко всем этим словам такое слово, которое их объединяет.

 

Совершенно верно, все эти слова являются синонимами к слову информация.

 

Скажите, какой информационный процесс происходит при поиске информации, при чтении книги, при решении математической задачи, при разгадывании ребуса, при логических рассуждениях?

 

Теперь я проверю, насколько вы были внимательны. Обсудите в парах, сколько существует способов обработки и преобразования информации. На обсуждение я вам даю одну минуту.

 

Время вышло. Возьмите планшет, введите в свой вариант ответа и нажмите кнопку “submit”.

 

 

Посмотрите, какие разные ответы у нас получились! На самом деле существует много разных способов обработки информации.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

 

Все верно, а какую мы поставим перед собой цель?

 

 

А что нам для этого нужно сделать? Какие задачи предстоит решить?

 

 

 

 

 

Рассадка по группам.

Приветствие учителя.

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя.

Отвечают (информация)

 

 

 

 

 

Отвечают (обработка информации)

 

 

 

Обсуждают

 

 

 

 

Вводят и отправляют ответы в интерактивную презентацию

 

 

Отвечают (об обработке информации, и др.)

 

 

 

Отвечают (научиться обрабатывать информацию)

 

Отвечают (какие способы обработки информации есть, обработать информацию разными способами)

Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: уметь ставить перед собой цель и выявлять задачи для ее достижения, выражать положительное отношение к процессу познания.

 

БЛОК 2

Время

Используемые ресурсы

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ I

10 минут

Интерактивная презентация, экран, проектор, раздаточный материал (информационные задачи), мобильные гаджеты, конверты, пазлы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

Цель – сформировать представление о двух типах обработки информации.

Задачи: актуализация и систематизация представлений о процессе обработки информации и ее типах, формирование представления о процессе обработки информации как решении информационной задачи.

 

Обратите внимание, что мы разделились на 4 группы – любители математики, любители русского языка, любители истории и любители географии. Это не случайно, ведь, какой бы вы предмет не изучали и не любили, вы должны уметь обрабатывать информацию.

 

Процесс обработки информации можно назвать решением информационной задачи.

Сейчас с вами решим информационные задачи, которые связаны непосредственно с обработкой информации.

 

У каждой группы на столах есть задачи. Обсудите решение задачи в группах, запишите решение. Время на решение – 2 минуты.

 

Время вышло. Возьмите планшет и отправьте ваши ответы в презентацию.

Каждой группе задать вопрос – ответ задачи – это новая информация или измененная старая?

 

Посмотрите, мы все получили в ответе новую информацию, до этого никому не известную.

 

Решим еще одну информационную задачу. Расположите полученные числа в порядке возрастания. Для этого откройте приложение learningapps и в группах выполните предложенное задание. Время на выполнение – 2 минуты.

 

Время вышло. Посмотрите на доску – так ли у вас получилось?

Таким образом мы с вами информацию систематизировали.

 

Скажите, при этом мы получили новую информацию? Что изменилось?

Изменилась только ее форма представления.

 

Перед каждым из вас есть интересный конверт. Откройте его и посмотрите, что в нем.

 

Соберите пазл из деталей, которые у каждого из вас в конверте.

 

Время вышло. Посмотрите на доску и проверьте, так ли у вас получилось?

 

Внимательно изучите схему, которая у вас получилась.

Скажите, на сколько типов можно разделить все задачи, связанные с обработкой информации?

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают решение задачи в группах, заполняют таблице решения, отправляют ответы в интерактивную презентацию.

 

 

 

Отвечает каждая группа (информация – новая)

 

 

 

Выполняют задание в приложении learningapps (упорядочивают имена детей из предыдущей задачи в порядке возрастания по критерию возраст)

 

Проверяют ответы.

 

 

 

 

Отвечают (нет, изменилась форма представления информации)

 

Открывают конверты, смотрят содержимое.

 

Собирают пазл.

 

 

Проверяют, отвечают.

 

 

Слушают, отвечают (два вида задач)

Познавательные: развивать умение анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, развивать логическое и критическое мышление.

Коммуникативные: Формировать умение слушать с целью полного понимания содержания, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: развивать умения осознания обучающимися того, что еще подлежит усвоению, уметь осуществлять самоконтроль.

Личностные: развивать умения работать в группе, развитие зрительной памяти.

 

 

БЛОК 3

Время

Используемые ресурсы

    ФИЗКУЛЬТПАУЗА

 

3 минуты

Примеры задач, схема «Обработка информации» на слайде.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

Цель – создать условия для психологической и физической разгрузки и закрепить изученный материал.

 

Я вижу, что вы немного устали. Предлагаю вам немного подвигаться и поиграть в игру. Давайте встанем.

Я буду приводить пример задачи. Если задача относится к получению новой информации, то вы хлопаете, если задача только изменяет форму представления информации – вы топаете.

Если у вас возникнут сложности – можно подглядывать на доску.

 

 

 

 

Слушают учителя, реагируют

Коммуникативные: Формировать умение слушать и отвечать в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: Развивать умения смены видов деятельности, а также способов релаксации.

Личностные: развивать умения работать в группе.

 

БЛОК 4

Время

Используемые ресурсы

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ

18 минут

Раздаточный материал для практической работы, ПК учащихся.

Деятельность учителя

 

УУД

 

Цель – закрепить полученные знания о разнообразии форм представления информации с использование персонального компьютера, промежуточный контроль знаний.

Задачи: активизация ранее изученной материала, развитие памяти, логического мышления.

 

Посмотрим, что мы запомнили. Для этого я предлагаю вам пересесть за компьютеры и выполнить практическое задание.

Но, прежде чем вы это сделаете, хочу напомнить вам, что при работе за компьютерами необходимо соблюдать технику безопасности!

Просьба назвать основные моменты техники безопасности в компьютерном классе.

 

Объяснить задание практической работы, показать на примере, что нужно сделать и как.

 

Пересядьте за компьютеры. Рядом с каждым компьютером вы увидите задание, в котором пошагово описан ход выполнения практической работы. Если у вас возникнет вопрос, поднимите руку и я к вам подойду. Время на выполнение практической работы – 10 минут.

 

Предупредить о том, что на выполнение работы осталось 5 минут, 1 минута.

Внимание, время вышло. Сохраните свою работу. 

Теперь оцените свою работу. Для этого откройте браузер, ответьте на вопросы и нажмите кнопку «отправить».

 

Попрошу вас вернуться в свои группы.

 

Давайте посмотрим, что у нас получилось, проанализируем выполненное практическое задание.

 

Давайте вернемся к нашему «пазлу». Обсудите в группах, какие виды задач сегодня вы научились решать? Выделите их маркером.

Те виды задач, о которых мы сегодня не говорили, вы обязательно разберете на последующих уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют основные правила техники безопасности в компьютерном классе.

 

 

 

 

 

 

Пересаживаются за ПК, выполняют практическое задание.

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу, отправляют результат.

 

 

Пересаживаются за парты.

 

Смотрят на доску, слушают учителя.

 

Обсуждают в группах, работают с «пазлом». Отвечают

Познавательные: Осуществлять актуализацию новых знаний, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт. Применять полученные знания для решения проставленных задач.

Регулятивные: Контролировать учебную деятельность.

Коммуникативные: Использовать наглядные средства для выполнения задания.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

 

БЛОК 6

Время

Используемые ресурсы

РЕФЛЕКСИЯ

4 минуты

Интерактивная презентация, экран, проектор, мобильные гаджеты, маркеры, пазлы.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

Цель – обеспечить обратную качественную и эмоциональную связь оценки урока обучающимися.

Задачи: психологическая разгрузка

 

Ребята, давайте подведем итоги урока. Что нового вы узнали? Чему научились? Что показалось вам сложным?

 

К следующему уроку каждому из вас нужно будет придумать кроссворд из 5-7 понятий, связанных с обработкой информации. На помощь вам придет §12 из учебника.

 

Спасибо за урок, до свидания!

 

 

 

 

Формулируют, чего удалось добиться, какие знания приобрели.

 

Слушают, фиксируют задание.

 

Коммуникативные: отвечать в соответствии с коммуникативной задачей. Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: Умение контролировать результат учебной деятельности

Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, развивать умения психологической разгрузки.

 

 


 

МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»

МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»

Технологическая карта урока информатики по теме «Разнообразие задач обработки информации

Технологическая карта урока информатики по теме «Разнообразие задач обработки информации

Знать два типа обработки информации, уметь систематизировать информацию

Знать два типа обработки информации, уметь систематизировать информацию

Этапы работыСодержание блоков

Этапы работыСодержание блоков

Посмотрите, какие разные ответы у нас получились!

Посмотрите, какие разные ответы у нас получились!

У каждой группы на столах есть задачи

У каждой группы на столах есть задачи

Внимательно изучите схему, которая у вас получилась

Внимательно изучите схему, которая у вас получилась

Объяснить задание практической работы, показать на примере, что нужно сделать и как

Объяснить задание практической работы, показать на примере, что нужно сделать и как

Ребята, давайте подведем итоги урока

Ребята, давайте подведем итоги урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021