Конспект урока "Информация и информатика. Информационная грамотность и информационная культура"
Оценка 4.6

Конспект урока "Информация и информатика. Информационная грамотность и информационная культура"

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
информатика
10 кл
11.09.2023
Конспект урока "Информация и информатика. Информационная грамотность и информационная культура"
Информация и информационная грамотность.docx

Конспект урока

Тема — Информация и информатика. Информационная грамотность и информационная культура

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: Информация — фундаментальное понятие современной науки. Свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность, релевантность). Виды информации. Информатика — научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информационная культура и информационная грамотность. Этапы работы с информацией

Глоссарий по теме: Информатика, информация, свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность, релевантность), виды информации, информационные процессы, информационная культура, информационная грамотность.

Основная литература по теме урока:

Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017

Дополнительная литература по теме урока:

И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Цифровое неравенство // Наука и жизнь. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/6053/ (дата обращения: 19.07.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Каждый из нас понимает, что такое информация, а вот сформулировать строгое определение вряд ли кому-то удастся. Обратимся к словарям. Тут нас тоже ждет проблема: двух одинаковых определений не найти. В чем же тут дело?

На уроке нам предстоит определить свойства информации, которые делают ее качественной, пригодной для принятия решений.

А так же определить, что должен уметь делать современный человек, чтобы получать от информации пользу? То есть обсудить понятия «информационная грамотность» и «информационная культура».

На уроке вы будете оценивать информацию с позиции ее свойств. И классифицировать по принятому основанию.

Анализировать сущность понятий «информационная культура» и «информационная грамотность».

Выполнять работу по свертыванию большого объема текстовой информации с помощью графической формы (кластера, интеллект-карты и др.).

Посмотрите, как разные ученые вводили определение информации. Удивительно, но каждый из них представлял отдельную область науки. Академик Яглом — советский геометр, автор популярных книг по математике, Уильям Росс Эшби — психиатр, специалист по кибернетике, как и Норберт Виннер, которого называют «отцом кибернетики». Абраам Антуан Моль — французский физик и культуролог, Клод Шеннон — инженер, математик. криптоаналитик. Виктор Михайлович Глушков – советский математик и кибернетик. (под его руководством была разработана первая отечественная персональная ЭВМ МИР-1).

Почему же эти определения такие разные?

Это связано с тем, что «информация» — понятие, не принадлежащее никакой отдельной науке, и в то же время, используемое всеми науками и сферами жизни. Знаменитая фраза «Кто владеет информацией — то владеет миром» принадлежит не математику, не философу, а финансисту Натану Ротшильду и еще раз подтверждает важность информации.

Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия.

Рассмотрим три философские концепции информации:

— Атрибутивную.

— Функциональную.

— Антропоцентрическую.

Коротко различия в этих концепциях можно описать так:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6471/20190205105453/OEBPS/objects/c_info_10_1_1/8c7f490d-b5ea-4519-a022-e97b3da1afcb.png

Характеристики информации определяют границы ее использования. Идеальная информация, пригодная для использования должна обладать следующими свойствами:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6471/20190205105453/OEBPS/objects/c_info_10_1_1/553d725e-1f5c-4910-a61c-d67ce415dca0.jpeg

Любая информация не идеальна, ее свойства достигаются условно. Так свойство объективности информации достигается условно потому, что информации свойственен дуализм — она объективна в силу объективности данных и субъективна в силу применяемых методов.

Это противоречие иллюстрирует график зависимости количества полученных знаний от того, какая доля информации в сообщении уже известна получателю.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6471/20190205105453/OEBPS/objects/c_info_10_1_1/04b87063-e6ce-48c8-912f-c5f932c7b33a.jpeg

Нарушение свойств информации может привести к социальным конфликтам, так, например, нарушение свойства «доступность информации» породило такое социальное явление, как «цифровое неравенство». Об этом вы можете прочитать в статье С. Бондаренко «Цифровое неравенство». Ссылка на статью есть в списке литературы.

Информацию удобно классифицировать, выбрав для классификации различные основания.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6471/20190205105453/OEBPS/objects/c_info_10_1_1/b29e56db-0c57-444d-a62d-9fda01b6a180.jpeg

Изучение принципов работы с информацией, закономерностей протекания информационных процессов в различных средах, а также методов и средств их автоматизации — задача информатики. Наука информатика очень молода. Несмотря на короткую историю в качестве официальной научной дисциплины, информатика внесла фундаментальный вклад в науку и общество. По сути, это одна из основополагающих наук текущей эпохи человеческой истории.

Современное общество называют информационным потому, что большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией. Накопление и использование информации происходит с невероятной быстротой, лавинообразно и уже в конце XX века получило название «информационного взрыва». Важным для современного человека стало не накопление знаний, а умение эффективно использовать информационные потоки, привлекая на службу информационные ресурсы и технологии.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации. Умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

Работу человека с информацией обязательно нужно планировать. Правильная, хорошо продуманная работа с информацией экономит время, повышает эффективность, снижает уровень информационного стресса. Несомненно, этот навык развивается и не стоит ждать быстрых результатов.

Большая часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение читать и ориентироваться в прочитанном позволят некоторые приемы работы с текстовой информацией.

Самым простым приемом, доступным и в бумажном и в цифровом тексте — делать отметки. Каждый может придумать свои знаки для замечаний внутри текста, например:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6471/20190205105453/OEBPS/objects/c_info_10_1_1/326fa6be-2e3e-4f70-8112-2e1138048aed.jpeg

Свертывание одного текста в другой, более компактный — тоже известный и хорошо зарекомендовавший себя прием. Формы сворачивания текста хорошо вам известны.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6471/20190205105453/OEBPS/objects/c_info_10_1_1/e034f3ce-6f12-4dc5-807b-b4f6e7050e83.jpeg

Хотя способ замены текста рисунками был известен еще во времена эпохи Возрождения, сегодня он востребован не только в виде электрических схем и чертежей.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/6471/20190205105453/OEBPS/objects/c_info_10_1_1/51baabc2-b1fa-4e52-9960-bd9b5e2e2252.png

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. 

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.

Денотатный граф – графическая схема позволяющая вычленить из текста существенные признаки ключевого понятия

Подведем итоги.

Информация — одно из фундаментальных понятий современной науки.

Свойства информации: объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность и др.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек была предложена трактовка данного определения:

правильная идентификация информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы.

 

Источники:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6471/conspect/51672/


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Тема — Информация и информатика

Конспект урока Тема — Информация и информатика

Глушков – советский математик и кибернетик

Глушков – советский математик и кибернетик

Любая информация не идеальна, ее свойства достигаются условно

Любая информация не идеальна, ее свойства достигаются условно

Изучение принципов работы с информацией, закономерностей протекания информационных процессов в различных средах, а также методов и средств их автоматизации — задача информатики

Изучение принципов работы с информацией, закономерностей протекания информационных процессов в различных средах, а также методов и средств их автоматизации — задача информатики

Свертывание одного текста в другой, более компактный — тоже известный и хорошо зарекомендовавший себя прием

Свертывание одного текста в другой, более компактный — тоже известный и хорошо зарекомендовавший себя прием

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2023