Конспект урока ИЗО в 3 классе по программе Б. Неменского «Посуда у тебя дома»

  • Документация
  • docx
  • 05.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока ИЗО в 3 классе по программе Б. Неменского «Посуда у тебя дома»
Иконка файла материала конспект урока Посуда у тебя дома.docx

Конспект урока изобразительного искусства

Мирошкина С.А.

 

Класс: 3 класс

Тема года: Искусство вокруг нас

Тема четверти: Искусство в твоем доме

Тема урока: Посуда у тебя дома

Тип урока: Урок комплексного использования знаний

Цели урока:

- по содержанию: знать о разнообразии посуды: ее конструкции, форме, материале, силуэте, нарядном декоре, в том числе о посуде, созданной мастерами промыслов Гжели, Хохломы, Жостово, знать особенности хохломской росписи. 

- по способу работы: уметь создавать образ посуды, украшать ее по мотивам хохломской росписи.

Задачи урока:

Воспитывать любовь к  народным промыслам, эстетическое отношение к окружающему миру и умение давать эстетическую оценку декору посуды, понимание ценности труда в жизни человека, бережное отношение к предметам быта.

Показать единство формы и декора, обучать навыкам создания выразительной формы посуды и ее декорирования.

Развивать фантазию, способность к украшению изделий (посуды) своими руками.

Результаты обучения:

·  Личностные: понимать значение работы Братьев-Мастеров в жизни человека, в т.ч. декора, восхищаться красотой родной природы и ее красотой ее отражения в творчестве мастеров народных промыслов, осознать потребность в общении с русской волшебной сказкой и природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа.

· Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть,  наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении реальном и сказочном.

· Предметные: развивать навыки работы гуашью, создавать образы волшебных трав и  цветов, украшать посуду по мотивам  хохломской росписи.

Наглядный и дидактический материалы:

Индивидуальный: нет

Общеклассный: Красивая посуда – вазы, чашки,  братины, презентация о посуде, ее конструкции, форме, нарядном декоре, материалах и назначении.

Литературный ряд: стихотворения П. Синявского «Хохлома», В. Набокова «Хохлома», Л. Шерешевского (пер.) «Приданное Хохломы» и др. (Приложение 1)

ИКТ-оборудование:

Индивидуальное: нет

Общеклассное: компьютер и электронная доска Smart Board.

Художественные материалы: лист А3, банки с водой, гуашь (домики для красок), бумага для упражнений, проские большие кисти и синтетические круглые №3, ушные палочки – тычки, тряпочки.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты каждого этапа (выводы по этапам)

1.Организационный этап

1 мин

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих

 

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Подготовка рабочего места

 

Класс готов к уроку, все материалы имеются, отсутствует 4 учащихся по уважительной причине

2. Актуализация и мотивация

3-6 мин

Актуализация знаний, введение в тему урока.

1.Вводная беседа по ходу презентации.

Создание проблемы:

Нужна ли дома красивая посуда? А на свадебном столе?

А на пиру в русской сказке?

-У всех у нас дома есть красивая посуда. Покажите, какую посуду Вы принесли.

- Из каких материалов сделана эта посуда?

 

- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, краси­вой, нужной людям?

 

 

- Что такое сервиз? Похожи ли предметы в сервизе по форме и рос­писи?  (по времени)

А знаете ли Вы какая посуда была на пирах. Вспомните строки из сказки: «Я там был, мед, пиво пил…»

-Кто знает этот промысел?

-Какую красивую форму находили хохломские мастера для создания посуды?

Как Вы думаете, почему?

Это не случайно, ведь птица – символ души, добрый помощник, вестник.

Представьте, что мы снимает фильм о русской волшебной сказке. Сегодня мы будем художниками, которые создадут эскизы посуды для свадебного пира по мотивам хохломской росписи.

- Вам понятна тема и цели?

-Можем мы сразу ее нарисовать?

 -Какие задачи нужно решить для создания посуды на русский пир? (важно это, нужно, зачем?)

Отвечают на вопросы:

 

 

 

 

 

-Да…..

 

-Разная…Смотрим, определяем особенности…

-Их дерева, металла, фарфора, стекла, серебра, глины….

 -Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он продумывал, для чего она, нужно ли ее украшать и как…

Рассказывают, обосновывают мнение…

-Ендова, братина, чарка, кубок… Сейчас эти названия редко можно услышать.

- Хохлома

-Ковш-чаша, братина напоминает птичку-уточку или ладью

??? Символ мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да.

-Да, нет..

-Изучить особенности посуды, элементы росписи, какого она цвета, ….

Удивить удалось, через проблемную ситуацию, подвела учащихся к теме урока, практически все включились в деятельность по принятию цели.

Учащиеся активно отвечали на вопросы.

 

3. Изучение и закрепление первичных знаний

3-5  мин

1.Просмотр презентации на CD ROM на CD ROM «Элементы хохломской росписи».

Ответьте на вопросы:

Как украшали посуду? Какой орнамент используют художники?

Какие использовали цвета?

 

 

Почему именно эти цвета? Какие чувства символизируют эти цвета? (по времени пожно прочитать стихотворения – Приложение 2).

 

 

 

Какие использовали элементы росписи?

 

 

 

 

 

Где они  брали образцы?

И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.

Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения?

 

 

 

 

-Травяной, растительный, видны листья, веточки, цветы и т.д.).

-Красный, черный, зеленый, желтый, золотой

- Цвета природы

- Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность.

- Главный элемент росписи - травка. Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад.

-В природе…

 

 

 

 

-Да

Презентацию смотрели с интересом, переполняли чувства восхищения формой посуды и ее декором.

Активно отвечали на вопросы.

 

4. Отработка навыков

8-10 мин

1. Выполнение упражнений по рисованию элементов росписи:

-«осочки»;
-«травинки»;
-«капельки»;
-«усики;
-«завитки»;
-«кустик»;
-«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (ушные палочки); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью.

2.Какие элементы используют народные мастера?

Рисование капелек, осочки, травки. Далее основного элемента – криуля с добавлением капелек, осочки. Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся

 

 

 

 

-Осочки, травинки, капельки…

С упражнениями справились хорошо.

 

5. Применение новых знаний

20 мин

1.Практическая работа.

Послушайте стихотворение П. Синявского (по времени)

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.

…Что за чародеи Хохлому одели 
В этот несказанный праздничный наряд? 
Роспись хохломская словно колдовская 
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий 
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Во время практической работы -  целевые обходы:

1)контроль организации рабочего места;

 2)контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Работают самостоятельно.

 

У некоторых получилось мало травки, 2 учащихся не  сумели справиться с работой в полном объеме.

6. Рефлексия

5 мин

Итог урока. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей 1. Общая оценка работы класса

Чему Вы научились?  Понравился урок?

Что понравилось? 

В чем затруднялись?

2. Выставка работ учащихся.

Какие работы понравились и почему?

3. Заключительное слово. В ваших работах вы сумели показать красоту хохломской посуды.

4. Домашнее задание:

Посетите выставочный зал «Лейта», рассмотрите хохломскую посуду.

Выясните в беседе с мамой или бабушкой, какие им нравятся платки, принести самые красивые на следующий урок

Спасибо за урок!

5. Уборка рабочих мест.

 

Собирают кисти.

 

 

 

 

 

 

-Украшать посуду…

-Да, нет, почему

-Высказывают свои впечатления от урока

Объясняют, почему понравились работы…

 

 

 

 

 

Записывают в дневники домашнее задание 

Урок достиг цели. Итог подвели, посмотрели лучшие работы, результаты понравились всем – смайлики радостные.

Не все справились с работой в полном объеме. Порядок наводили на перемене.

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также