Министерство образования, науки и молодежной политики РК
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Конспект урока
изобразительного искусства
Тема «Народы гор и степей»
Составила студентка 342 группы:
Лобанова Лилиана Александровна
МАОУ СОШ № 16, класс 4 «А» каб. № 13
Дата проведения занятия: _17.02.2022_
Смена 1 Номер урока 4
Начало урока __10:50___
ФИО учителя школы:
Пинкова Вера Ивановна
Допущена к проведению урока:
________________ дата ________
(подпись учителя)
Цель: создание изображения жилья в степи/ гор и красоты пустых/горных пространств. Задачи: Личностные: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны;сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные: умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Метапредметные:
Регулятивные: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные: овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником |
Оборудование: У учителя: презентация, учебник У учащихся: альбом, карандаш, гелиевая ручка ,учебник
|
Ход урока
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|
1. Организационный момент Цель этапа – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности
выполнения |
||
- Для начала давайте проверим вашу готовность к уроку. Скажите, с чем вы сегодня пришли на занятие? |
Мы принесли гуашь, альбом, непроливайку, кисточки, простой карандаш и ластик. |
|
- Замечательно! Вижу, что вы действительно готовы трудиться! |
Слушают учителя. |
|
2. Вводная беседа Цель этапа – актуализация знаний через пробное учебное действие. |
||
- С какой страны началось ваше знакомство с искусством разных стран мира? |
Япония |
|
– Как еще называют Японию? |
|
|
– Что вы рисовали на прошлых уроках, какие запомнили особенности этой страны? |
|
|
3. Изучение нового материала Цель этапа – выполнение рисунка осенних листьев с натуры. |
||
- Знаете ли вы, как разнообразна природа нашей планеты, как непохожи условия жизни разных народов? |
Слушают учителя. |
|
Люди научились жить и в горах, и в низинах, заливаемых во время разливов рек и среди снегов, и среди раскаленных песков. |
Слушают учителя. |
|
Что необходимо человеку для существования? |
жилье,дом |
|
Всюду, где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода, горы вокруг или степи и от природных материалов, которыми можно воспользоваться |
|
|
Какие природные зоны вы знаете? Отвечаем по поднятой руке. |
Тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина (саванна), пустыни и полупустыни, степи и лесостепи, влажный тропический лес. |
|
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить? |
Предполагают чем будут заниматься на уроке
|
|
- Сегодня мы поговорим о разнообразии природы нашей планеты, полюбуемся красотой гор и степей, познакомимся с искусством народов этих мест. |
|
|
Давайте поближе познакомимся с искусством народов гор. |
Слушают учителя. |
|
Как вы думаете, в каких жилищах живут люди в горах? |
|
|
Жилища горцев – сакли ютятся одно подле другого. Они чем-то напоминают башни, а весь аул в целом крепость. Крыша сакли плоская, человек может на ней спать в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты, а маленькие окна не случайно напоминают бойницы, ведь в прошлом на аулы часто нападали соседние племена и людям приходилось обороняться. Силуэт горного аула напоминает скалы, в которых он приютился, а издали сакли сливаются с четкими линиями горных хребтов |
|
|
Почему жилища в горах делались не из дерева, а из глины, камня? |
В этих местах недостаточно было леса для построек, а камень как строительный материал был им доступен. Места было мало, и дома располагали на разных уровнях. Дворы-площадки были крошечные и, чтобы в таких дворах удобно было держать скот, люди строили ограды из веток, кирпича, валунов |
|
А сейчас мы отправимся в гости к народам степей, и познакомимся с их искусством. |
Слушают учителя. |
|
Представьте, что мы с вами путешествуем по степным просторам нашей Родины много-много лет назад. Кочевники перегоняют свои бесчисленные стада и табуны с одного места на другое, белеют среди разнотравья умело собранные юрты. Вьется сизоватый дымок. Разносится ароматный запах крепкого чая, доносятся звуки домбры |
Слушают учителя. |
|
Как же называется дом кочевника? |
Слушают учителя. |
|
Казахская юрта- это жилище переносного типа, которое и по сей день используют на летних отгонных пастбищах. Юрта во всем ее великолепии. Ее укрывной материал не только спасает от непогоды, но и придает национальный колорит необычному жилищу. Материал для них берется подручный – войлок, кожа, и лишь каркас и дверь (богато украшенная росписью) выполнены из дерева |
Слушают учителя. |
|
Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Снаружи юрта похожа на купол. Часто она бывает из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. Юрту украшают со смыслом, орнаменты обозначают стремление оградить дом от несчастий и пожелать процветания. Внутри юрты пол и стены устилают теплые красочные ковры. У каждой части свое назначение в хозяйстве. Здесь все строго определено и не сделаешь перестановку. Зато величина юрты может быть разной. |
Слушают учителя. |
|
Сейчас пришло время узнать о народе Севера |
Слушают учителя. |
|
Их жилища появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. |
Слушают учителя. |
|
Чум –
шалаш из жердей, это переносное жилище народов |
Слушают учителя. |
|
Иглу – у канадских эскимосов так называлось зимнее жилище, часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота его около двух метров, диаметр – 3 или 4 метра Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. |
Слушают учителя. |
|
Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. |
Слушают учителя. |
|
Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается иглу и освещается жирниками – плошками с жиром, светильниками. |
Слушают учителя. |
|
4. Закрепление нового материала Цель этапа – проверить уровень усвоения нового знания. |
||
- Как вы думаете, почему так не похожи дома народов гор и Севера? |
|
|
-Молодцы! Сегодня мы с вами попробуем нарисовать жилье и местность гор или степи |
|
|
-Для начала необходимо определиться, что будем рисовать? Каждый сам. |
|
|
– Если степи, то какая будет местность? Какие цвета могут присутствовать? В степях можно встретить лошадей? Как их нарисовать? |
|
|
– Если рисуем горы, какая будет местность? Какие цвета могут присутствовать? |
|
|
– Мы познакомились с различными жилищами степей и гор, обязательно необходимо нарисовать жилье. |
|
|
– Рассмотрим видео, как можно изобразить пейзаж с юртой. Для начала проводим линию горизонта, потом рисуем горы |
|
|
- Перед тем, как вы приступите к выполнению, давайте вспомним правила работы на уроках изобразительного искусства?
|
1) Необходимо подготовить свое рабочее место перед началом работы: проверить наличие гуаши, альбома, непроливайки, кисточек, простого карандаша, ластика, конверта с письмом. 2) Не отвлекаться и не мешать работать своим товарищам. 3) Если возникают затруднения при выполнении работы, необходимо поднять руку и задать вопрос учителю, чтобы разрешить проблему и продолжить работу. 4) По окончании работы необходимо убрать своё рабочее место. |
|
5. Самостоятельная работа Цель этапа – проверить умение применять новые знания на практике. |
||
- Итак, думаю, вы готовы приступить к работе. Каждый этап работы был вам продемонстрирован и показан на видео. Если у вас возникнут трудности – поднимайте руку. Старайтесь сохранять тишину и не мешать своимтоварищам. Удачи при выполнении портрета! И пусть у каждого он получится изумительным! |
Слушают учителя. |
|
6. Итог занятия. Рефлексия Цель этапа – самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя. |
||
- Ну что же, время подходит к концу! Кто хочет показать свою работу, выходите к доске и кратко расскажите, что вы изобразили. |
Проводят самооценку |
|
Встаньте со своих мест те, кто доволен своей работой на уроке. Похлопайте в ладоши те, у кого возникали трудности, но их удалось решить. Потопайте те, у кого ничего не получилось на уроке, и кто не доволен своей работой.
|
Самооценивание. |
|
- А сейчас мы все дружно и аккуратно убираем свои рабочие места и готовимся к следующему уроку. |
Убирают рабочее место, готовятся к последующему уроку. |
|
- Урок окончен! |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.