Конспект урока "Конфликт между пролетариатом и буржуазной интеллигенцией"

  • docx
  • 10.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конфликт между пролетариатом и буржуазной интеллигенцией.docx

Урок 87

Конфликт между пролетариатом и буржуазной интеллигенцией в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Здравствуйте!

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Как изображает Булгаков Москву тех лет?

 

Посмотрите на слайд. К чему призывали эти лозунги? Лозунги призывали к равноправию, к тому, чтобы у власти были простые рабочие люди.

Как вы думаете, кому такие лозунги не нравились? Кто был против революции? Буржуазия.

Какой конфликт назревал? Назревал конфликт между бедными и богатыми, между пролетариями и буржуазией.

Как этот конфликт будет показан в повести «Собачье сердце»? Чью сторону выберет автор? Узнаем сегодня на уроке.

 

Сформулируйте тему урока: Конфликт между пролетариатом и буржуазной интеллигенцией в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Задачи урока:

1.Узнать, что произойдёт с собакой.

2.Понять, как будет показан конфликт между пролетариатом и буржуазией.

3.Выяснить, о какой проблеме пишет Булгаков в повести.

 

Какова судьба собаки? Что с ней произойдёт в квартире профессора? Давайте узнаем.

Прочитайте вторую главу до слов «Окончательно пес очнулся …» и ответьте на вопросы:

1.Почему пёс стал сопротивляться? Он решил, что его сейчас буду лечить, испугался.

2.Что сделал Филипп Филиппович с собакой? Он её вылечил.

3.Кто пришёл на приём к Филиппу Филипповичу? Мужчина.

 

Прочитайте вторую главу со слов «Окончательно пес очнулся …» до конца и ответьте на вопросы:

1.Что возмутило Филиппа Филипповича? Четверо гостей запачкали калошами ему персидские ковры.

2.Какое замечание сделал молодым людям врач? Они не сняли головные уборы, когда зашли в квартиру.

3.Кем оказались неожиданные гости? Они из нового домоуправления вашего дома.

4.В чью квартиру их подселили? К Саблину.

5.Чего хотели члены нового домоуправления? Они хотели, чтобы врач отказался от столовой и смотровой, тогда к нему можно было бы подселить кого-нибудь.

6.Кому позвонил профессор? Петру Александровичу.

7.Как удалось профессору отстоять свои семь комнат? У него были связи, Пётр Александрович заступил за врача.

8.Кого ненавидит профессор? Пролетариат.

 

Что было причиной конфликта между профессором и неожиданными гостями? Пролетарии хотели, чтобы профессор отказался от двух комнат.

На каком основании эти люди забирали у буржуазной интеллигенции комнаты? Дома ученики должны были подготовить ответ на этот вопрос. «Калабуховский дом» - это особенный дом. Сразу по завершении строительства, в 1899 году, в квартиры в этом доме начали селиться зажиточные петербуржцы. После революции 1917 года старых жильцов дома, которые занимали «квартиры по 15 комнат с ванными», начали уплотнять: роскошные залы разделили перегородками, в коридорах устроили кладовки и кухни, а дом начал наполнятся товарищами.

Почему профессор не соглашался и был возмущён? Объясните его точку зрения. Эта квартира всегда была его собственностью, а сейчас просят впустить чужих людей и стать соседями. Профессор такого даже допустить не может. Он привык обедать в столовой, а читать в кабинете. Все комнаты ему были нужны. По его мнению, не было ни одной лишней.

Почему эти люди никогда не поймут друг друга? Какая пропасть лежит между ними? Они из разных сословий, жили и воспитывались в разных условиях. Профессор всегда жил в роскоши и достатке, он другой жизни не знал. А простые рабочие не могут понять, как один человек может занимать 7 комнат, потому что они всегда жили скромно. Социальное неравенство было слишком велико.

Прочитайте третью главу со слов «На разрисованных райскими …» до «Филипп Филиппович вошёл …» и ответьте на вопросы:

1.Что было на обед у Филиппа Филипповича? Икра, маринованные угри, сёмга.

2.Почему в марте 1917 года украли все калоши? Рабочие почувствовали вседозволенность и безнаказанность. Теперь они могли брать то, чего у них никогда не было.

3.Чьи калоши были на Швондере? Это калоши Филиппа Филипповича.

4.В чём видит проблему современного общества профессор? К власти пришли необразованные люди, которые понятия не имели, как правильно управлять страной, что нужно делать.

5.Каким делом должны заниматься пролетарии по мнению профессора? Они должны чистить сараи.

6.Кто виноват в разрухе, которая происходит в стране? Пролетариат.

 

Булгаков в своей повести показывает, как по-разному жили люди в одной стране. Расслоение в обществе было слишком очевидным, одни ели красную икру, а другие голодали. Простой народ решил восстановить справедливость, всё поделить.

Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других.  Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.

О какой проблеме говорит автор в этой повести? Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории.

Необразованному, незрелому “народу” нельзя давать власть, эти люди морально незрелы, их действия могут привести к катастрофе.

 

В конце урока предлагаю необычное задание на карточках.

Поставьте плюс рядом с теми фразами, которые мог бы написать в социальных сетях профессор Преображенский, если бы он жил в наши дни.

Фразы

+/-

1.На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено.

+

2.Разруха не в клозетах, а в головах.

+

3.Террором ничего поделать нельзя.

+

4.Столовых нет ни у кого в Москве. Даже у Айседоры Дункан!

-

5.Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!

+

6.Почему убрали ковёр с парадной лестницы?

+

7.Я вам не милостивый государь.

-

8.Я не жадный, я просто не хочу.

+

9.Успевает всюду тот, кто никуда не торопится!

+

10.Это меня в собачью лечебницу заманили.

-

 

Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.

Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

1.Согласны ли вы с мнением профессора Преображенского? Почему?

2.Почему пролетарии не могут понять буржуазную интеллигенцию?

3.Что нового вы узнали на уроке?

 

Домашнее задание: прочитать 3 и 4 главы.


 

Скачано с www.znanio.ru