Технологическая карта урока
1. Класс: 1
2. Предмет: окружающий мир
3. Тема: «Кто такие птицы? »
4. Цель урока: Создать условия для формирования знаний о многообразии птиц, их строении и образе жизни.
5. Задачи:
· Образовательные: способствовать усвоению понятия «птицы», знаний о строении, образе жизни и существенных отличиях птиц.
· Развивающие: содействовать развитию познавательных умений и навыков; осознанного ознакомления с информацией.
· Воспитательные: способствовать воспитанию чуткого отношения к животному миру и птицам.
6. Дидактические средства:
· для учителя – учебник, презентация.
· для обучающегося – учебник.
· Форма работы: фронтальная
Ход урока
№ |
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
1. |
1. Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности. |
Слайд 1 |
Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место.
|
фронтальная |
2. |
2. Актуализация и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по царству природы! Вместе с нами в путешествие отправятся наши верные помощники Черепаха и муравей Вопросик. А начнем мы наше путешествие с того места, которое нам уже знакомо. Посмотрите на слайд. (Слайд 2) Что вы видите? Вспомните, какие группы животных мы уже изучили и скажите, кого мы могли бы здесь встретить? (Слайд 2 – клик – появляются рыбы и насекомые) Правильно! Скажите, а кто такие насекомые? А чем рыбы отличаются от других животных? Перечислите, какие насекомые изображены на слайде?
Скажите, а где живут рыбы?
Представьте, что мы сидим на берегу этой реки. В ней плавают рыбы, вокруг нас летают и прыгают насекомые… но, кажется, кого-то не хватает. Как вы думаете, кого еще мы могли бы здесь встретить? Верно! А где бы мы увидели птиц?
|
Речку и траву Рыб и насекомых
Это животные, у которых 6 ног. Их тело покрыто чешуёй. Стрекоза, 2 бабочки, богомол, муравей, кузнечик, пчела, божья коровка.
В воде – в реке, в море.
Птиц В небе.
О птицах. |
фронтальная |
3.
|
Постановка проблемы. Выявление места и
причины затруднения
|
Да, говорить на уроке мы будем о птицах. А тема нашего урока: «Кто такие птицы?» (Слайд 3) А как вы думаете, что мы узнаем на уроке и чему научимся?
Давайте откроем учебник на странице 36 и посмотрим, такие ли задачи сегодня перед нами ставит муравей Вопросик?
Для начала давайте вспомним, каких птиц вы знаете? Молодцы! Много названий птиц вы уже знаете. Посмотрите на слайд. (Слайд 4) Что на нем изображено? На земле есть огромное количество разнообразных птиц, которые отличаются по своей окраске, образу жизни и другим особенностям. На слайде изображены не все птицы. Я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы к нам прилетели еще несколько птиц!
(После каждой загадки – клик, чтобы появилась птица) Разносчик добрых он вестей – Несёт родителям детей. И, судя по всему, смекалист: Устроился
отлично… Тук-тук-тук — с утра весь день Как стучать ему не лень? Может, он немного спятил? — Тук-тук-тук
— в ответ нам … Эта птица-планер Высоко над нами, Всегда величественный вид И
в небе так легко парит!
Чик
– чирик, да чик – чирик, По дорожке прыг, да прыг, Любит петь среди ветвей,
Серый, смелый?…
Молодцы ребята, все мои загадки угадали. Предлагаю вам немного размяться перед предстоящими открытиями. |
- Узнаем, кто такие птицы; - Отличать птиц от других животных; - Научимся определять птиц и описывать их по плану.
Читают задачи, поставленные Вопросиком в начале темы.
Перечисляют знакомых птиц: воробей, ворона, курица и т.д.
Дерево с птицами.
Аис
Дятел
Орел
Цапля
воробей
гусь |
Фронтальная
|
Физминутка |
Вот летит большая птица, Плавно кружит над рекой.
Наконец, она садится На корягу над водой. |
Движения руками, имитирующие махи крыльями. Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед. |
|
|
4. |
Усвоение новых знаний (15 мин) |
Ребята, мудрая Черепаха мне подсказывают, что нам пора отправляться в путь по Царству Природы! Вы готовы?
Ой, подождите, Вопросик просит у нас помощи! Ему нужно выполнить одно задание: сказать, какое животное из изображенных – птица, и рассказать все, что вы о ней знаете! Поможем ему?
Слайд 5. Стр. 36.
Молодцы, ребята! С заданием Вопросика справились, теперь можно отправиться в путь! Закройте глаза и представьте, что мы с вами отходим от речки, возле которой были в начале урока и направляемся в сторону леса по красивому парку. Ярко светит солнышко, согревая нас своим теплом. Впереди мы видим красивые зеленые деревья, лавочки и ….ой, кто это? Ребята, посмотрите, знаете ли вы, что это за птица? (Слайд 6)
Верно! Это голубь! Наша помощница Черепаха предлагает рассмотреть этого голубя и изучить строение тела птицы. Слайд 6 - клик. Стр. 36 Как вы думаете, какие части тела можно выделить у каждой птицы?
Давайте посмотрим на слайд и узнаем, правы ли вы… Слайд 6 – второй клик. Да,
ребята, Вы были правы.
Ребята, голубь которого мы встретили, хочет познакомить нас со своими друзьями, тоже птицами. Для этого мы с вами отправимся в лес. Посмотрите на слайд. Каких птиц мы здесь видим? Слайд 7. Стр. 37
Мудрая Черепаха просит нас, чтобы мы описали одну из птиц по плану на странице 37.
Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями в нашем путешествии. А теперь я предлагаю вам отдохнуть. |
Да!
Да!
Птица – курица! Рассказывают, все, что знают о курице.
Это голубь!
Перечисляют: Голова, клюв, шея, туловище, ноги, крылья, хвост.
Повторяют за учителем названия частей тела птиц.
Называют изображенных птиц. Дятел,
воробей, ласточка, утка, сова, синица.
Несколько детей описывают по одной птице из показанных на картинке. |
фронтальная |
5. |
Динамическая пауза
|
Физкультминутка. Это
лёгкая забава - Можно дальше продолжать. |
|
|
6. |
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи. |
Пока мы с вами отдыхали, у муравья Вопросика появился вопрос: что объединяет всех птиц? Какой признак?
Верно. Запомните: Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями! Давайте попробуем отгадать, чьи перья изображены на картинке. Слайд 8 (Если не отгадывают сразу, можно дать подсказку в виде известных фактов)
Гусь – у него длинная шея и крепкие оранжевые лапы. Он шипит, когда видит опасность.
Ворона – птица обладает черно-серым окрасом, у неё большой мощный клюв. Можно встретить в любом месте города или деревни.
Дятел – птица с красной головой, стучит клювом по деревьям.
Воробей – птица небольшого размера, питаются семенами и насекомыми. Также можно встретить в любой местности.
Утка – домашняя птица, любит плавать на воде. Окрас головы чаще зеленого цвета.
Сова – ночная птица. Бывает серого, коричневого и белого цвета. Ловит мышей, хорошо видит в темноте.
Молодцы, ребята, отгадали перья всех птиц. Давайте посмотрим, из чего состоит птичье перо. (Слайд 9) Начинается перо с очина (показываем). Далее идет стержень (показываем). А на стержне держится опахало (показываем). Давайте вместе со мной повторим названия этих элементов. (повторяем)
Молодцы, ребята! (слайд 10) А теперь закройте глаза и представьте, что мы гуляем по красивому, зеленому лесу. Осматриваем деревья, листья и тропинки. И вот нам встречается дерево с дуплом, в которое мы с интересом заглядываем… Ой, кто это там? Ребята, что это за птица? (Слайд 10 - клик)
Верно, это сова! А вы знаете, что сова считается самой мудрой птицей? Кажется, она хочет нам что-то сказать, давайте посмотрим. (Слайд 10: каждый клик – новая реплика совы)
Давайте попробуем выполнить задание совы и придумать самую интересную историю по этой картинке!
Отлично! Вы все прекрасно справились с заданием. |
У них у всех есть перья.
Называют по очереди, чьи перья изображены.
(Каждый клик открывает перо, а второй клик – название птицы)
Повторяют за учителем Сова Совместно с учителем придумывают историю по иллюстрации.
|
Фронтальная |
7. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
К сожалению, наше путешествие подходит к концу! Интересно вам было путешествовать по царству природы? (Слайд 11) Давайте вспомним, что мы должны были узнать на уроке? Скажите, кто такие птицы? Назовите основной признак всех птиц? Приведите примеры известных вам птиц? По какому плану мы описывали птиц? (подсказка - стр. 37)
Доп. Вопросы: Из каких частей состоит тело птицы? Из каких элементов состоит перо?
Ребята, я хочу сказать вам спасибо! Вы сегодня отлично поработали на уроке и узнали много нового. (Слайд 11 – клик) Наш урок подошел к концу – не забудьте убрать свои рабочие места. |
Отвечают.
Кто такие птицы, их многообразие, строение так далее.
Отвечают на вопросы. |
фронтальная |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.