Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Мальчики".
Оценка 4.8

Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Мальчики".

Оценка 4.8
doc
26.12.2022
Конспект урока литературного чтения А.П.Чехов "Мальчики".
Урок-литературного-чтения-в-4-классе-Чехов-Мальчики.doc

 


 

Урок литературного чтения в 4 классе по программе УМК "Школа России” на

тему: "А.П. Чехов. "Мальчики"

Цель: проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи:

1.     Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.

2.      Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.

3.      Защитить творческие проекты.

4.    Сформулировать для себя правило взаимоотношения с миром и людьми. Планируемый результат (УУД):

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково - символические действия (моделирование);

Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно - следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Оборудование:

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.

Ход урока

I.      Организационный момент.

II.      Развитие внимания, речи.

Рыдают буквы на каждой строчке От наших букв одни кусочки У всех у нас одно начало,

И, как назло, оно пропало

Но если вы его найдёте, то Сразу все слова прочтёте.

(корм) -ушка (корм) -ит (корм) -илец

-      Что общего у этих слов? (У этих слов общий корень.)

-      Как можно назвать эти слова? (Однокоренными.)

-      Для чего люди делают кормушки для птиц поздней осенью и зимой?

-      А вы помогаете птицам?

-      Давайте попробуем стать поэтами. Нужно подобрать слова, которые подходят по рифме в четверостишье:

Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо____ .

Снегирь, синица, воробей Благодарят за корм_____ .

(Прочтите медленно, быстро, по слогам, весело.)

-      Обратите внимание на слово кормилец. Это старинное слово и обозначает оно обеспечивает едой, покровительствует.

-      Как вы думаете, кто для вас является кормильцем?

-      А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)

-       А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)

-      Я прошу вас всегда помнить об этом. И хочу вам напомнить, что этот год у нас в стране является годом семьи.

III.      Тема и цели урока.

-      На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.

IV.       Проверка домашнего задания.

-      Давайте вспомним слова над значением, которых работали на прошлом уроке. Чтение хором:

РОЗВАЛЬНИ

(низкие и широкие сани без спинки и сидения)

БАШЛЫК

(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)

СЮРТУК

(длинный двубортный пиджак)

САМОЕДЫ

(старое название ненцев и некоторых других северных народов)

БИЗОН

(дикий североамериканский бык)

ПАМПАСЫ (южноамериканские степи)

МУСТАНГ

(одичавшая домашняя лошадь)

ЧЕЧЕВИЦА

(растение семейства бобовых)

УРЯДНИК

(чин уездной полиции)

МАЙНРИД (английский писатель)

-      Дома вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?

1.                Первый приезд Володи.

2.                Действие в столовой.

3.                Действие в детской.

4.                Диалог Чечевицына с Катей.

5.                Девочки подслушивают разговор.

6.                Прощание с родными.

7.                Диалог Чечевицына с Володей.

8.                Поиск мальчиков.

9.                Второй приезд Володи.

10.           Отъезд Чечевицына.

V.      Работа с текстом произведения.

-      Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)

1.      Характеристика Чечевицына.

-      Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

-      Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)

-       Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

-      Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:

Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

-      Как он себя называет? (Монтогимо Ястребиный Коготь)

-       А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)

-      С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребиный Коготь.)

-      Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)

-      Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком,

который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

VI.      Физминутка.

2.      Характеристика Володи Королёва.

-      А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

-      Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)

-      Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

-      Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?

(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

-      Выберете какими чертами характера обладал Володя?

-       А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

-      Зачитайте план побега. (Стр.129)

3.      Проверка домашней задачи.

-       Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)

-      Реален ли был их план, и знали ли дети географию?

4.      Характеристика поступка.

-      Что они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)

-      Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?

-      Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)

-      Могли ли сбыться их мечты?

-      Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)

-Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?

-      Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?

-      Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

V.. Закрепление.

Проверочный тест.

1.     Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2.      Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

3.      Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В) развалины избы.

4.      События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б) Рождества; В) Крещения.

5.      В Калифорнии вместо чая пьют:

А) компот; Б) кофе; В) джин

6.      Мальчики решили сбежать в :

А) Африку; Б) Америку; В) Австралию.

7.      Пампасы это:

А) Южноамериканские степи; Б) местное население; В) плоды дерева.

8.      В путешествии мальчикам придётся:

А) сражаться с тиграми; Б) поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

9.      По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А) манную кашу; Б) горох и чечевицу; В)ничего.

10.     Урядник это:

A)       нарядно одетый человек; Б) управляющий хозяйством;

B)       полицейский чин.

VII.      Итог урока.

- Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»? (Ставить перед собой реальные, выполнимые цели. Беречь родителей и близких людей.

Не подвергать свою жизнь опасности.

Уметь отвечать за свои поступки.)

VIII.      Домашнее задание.

Пересказ рассказа по плану.


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения в 4 классе по программе

Урок литературного чтения в 4 классе по программе

Что общего у этих слов? (У этих слов об щ ий корень

Что общего у этих слов? (У этих слов об щ ий корень

УРЯДНИК (чин уездной полиции)

УРЯДНИК (чин уездной полиции)

Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил

Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил

Пампасы это: А) Южноамериканские степи;

Пампасы это: А) Южноамериканские степи;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.