Урок литературного чтения в 4 классе по программе УМК "Школа России” на
тему: "А.П. Чехов. "Мальчики"
Цель: проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.
Задачи:
1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.
2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.
3. Защитить творческие проекты.
4. Сформулировать для себя правило взаимоотношения с миром и людьми. Планируемый результат (УУД):
Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково - символические действия (моделирование);
Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно - следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.
Оборудование:
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Развитие внимания, речи.
Рыдают буквы на каждой строчке От наших букв одни кусочки У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало
Но если вы его найдёте, то Сразу все слова прочтёте.
(корм) -ушка (корм) -ит (корм) -илец
- Что общего у этих слов? (У этих слов общий корень.)
- Как можно назвать эти слова? (Однокоренными.)
- Для чего люди делают кормушки для птиц поздней осенью и зимой?
- А вы помогаете птицам?
- Давайте попробуем стать поэтами. Нужно подобрать слова, которые подходят по рифме в четверостишье:
Ребята принесли в лукошке
Овёс, гречиху, просо____ .
Снегирь, синица, воробей Благодарят за корм_____ .
(Прочтите медленно, быстро, по слогам, весело.)
- Обратите внимание на слово кормилец. Это старинное слово и обозначает оно обеспечивает едой, покровительствует.
- Как вы думаете, кто для вас является кормильцем?
- А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)
- А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)
- Я прошу вас всегда помнить об этом. И хочу вам напомнить, что этот год у нас в стране является годом семьи.
III. Тема и цели урока.
- На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.
IV. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним слова над значением, которых работали на прошлом уроке. Чтение хором:
РОЗВАЛЬНИ
(низкие и широкие сани без спинки и сидения)
БАШЛЫК
(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)
СЮРТУК
(длинный двубортный пиджак)
САМОЕДЫ
(старое название ненцев и некоторых других северных народов)
БИЗОН
(дикий североамериканский бык)
ПАМПАСЫ (южноамериканские степи)
МУСТАНГ
(одичавшая домашняя лошадь)
ЧЕЧЕВИЦА
(растение семейства бобовых)
УРЯДНИК
(чин уездной полиции)
МАЙНРИД (английский писатель)
- Дома вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?
1. Первый приезд Володи.
2. Действие в столовой.
3. Действие в детской.
4. Диалог Чечевицына с Катей.
5. Девочки подслушивают разговор.
6. Прощание с родными.
7. Диалог Чечевицына с Володей.
8. Поиск мальчиков.
9. Второй приезд Володи.
10. Отъезд Чечевицына.
V. Работа с текстом произведения.
- Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)
1. Характеристика Чечевицына.
- Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)
- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
- Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:
Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
- Как он себя называет? (Монтогимо Ястребиный Коготь)
- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребиный Коготь.)
- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)
- Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком,
который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)
VI. Физминутка.
2. Характеристика Володи Королёва.
- А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.
- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)
- Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
- Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
- Выберете какими чертами характера обладал Володя?
- А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)
- Зачитайте план побега. (Стр.129)
3. Проверка домашней задачи.
- Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)
- Реален ли был их план, и знали ли дети географию?
4. Характеристика поступка.
- Что они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)
- Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
- Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)
- Могли ли сбыться их мечты?
- Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
-Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
- Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?
- Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
V.. Закрепление.
Проверочный тест.
1. Имя одного из главных героев:
А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.
2. Мальчиков встречали:
А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.
3. Розвальни это:
А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В) развалины избы.
4. События рассказа происходят накануне:
А) Пасхи; Б) Рождества; В) Крещения.
5. В Калифорнии вместо чая пьют:
А) компот; Б) кофе; В) джин
6. Мальчики решили сбежать в :
А) Африку; Б) Америку; В) Австралию.
7. Пампасы это:
А) Южноамериканские степи; Б) местное население; В) плоды дерева.
8. В путешествии мальчикам придётся:
А) сражаться с тиграми; Б) поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.
9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:
А) манную кашу; Б) горох и чечевицу; В)ничего.
10. Урядник это:
A) нарядно одетый человек; Б) управляющий хозяйством;
B) полицейский чин.
VII. Итог урока.
- Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»? (Ставить перед собой реальные, выполнимые цели. Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)
VIII. Домашнее задание.
Пересказ рассказа по плану.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.