Конспект урока
Дата проведения: 12.10.2022г.
Класс: 3
УМК «Система Занкова»
Предмет: литературное чтение
Тема: Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана».
Цель – создание условий для знакомства с легендой «Земля со дна океана»; для сравнения мифологических персонажей легенды.
Задачи:
1. Познакомить с легендой «Земля со дна океана». Учить сравнивать мифологических персонажей славянского фольклора.
2. Развивать у учащихся грамотную речь, фонематический слух, память, внимание, воображение. Расширять словарный запас, формировать навык беглого чтения.
3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению литературного чтения; положительного отношения к добру, к добрым делам и поступкам.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение воспринимать литературное произведение на слух; - умение анализировать текст литературного произведения; - умение сравнивать героев литературного произведения; - умение называть имена греческих и славянских богов. |
1 уровень - ознакомительный |
Регулятивные УУД |
- умение определять и формулировать цель урока; – умение работать по плану; – умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; - волевая саморегуляция; – самоконтроль учебной деятельности; - умение осуществлять контроль результатов под руководством учителя |
2 уровень - репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать информацию; - умение сравнивать информацию; - умение обобщать полученные знания; - умение закреплять полученную информацию, делать выводы; |
2 уровень - репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя; – умение слушать, вступать в диалог; - умение грамотно оформлять свою речь; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; - умение работать в парах и группах. |
2 уровень - репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение познавательного интереса к изучению литературного чтения; - рефлексия своего отношения к содержанию темы; - выражение положительного отношения к добру, добрым делам и поступкам. |
2 уровень - репродуктивный |
Оборудование: учебник литературное чтение В.Ю. Свиридова, Ч. 1 (77 -79)
Наглядный материал: мультимедийная презентация, карточки с именами греческих и славянских богов (приложение 1), карточка с заданием на соединение (приложение 2), карточки со словами «Славянские», «Греческие», «Легенда» (приложение 3).
Ход урока
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный момент - Доброе утро, дорогие дети! Меня зовут Екатерина Алексеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. - Я очень рада вас видеть. Предлагаю подарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу по парте, теперь улыбнитесь мне. - Замечательно, благодаря вам в нашем классе стало уютнее. |
Слайд 1 Урок литературного чтения |
II |
01 |
Речевая разминка - Начнем наш урок с речевой разминки. Обратите внимание на слайд. Прочитаем хором. - Сначала медленно. Теперь чуть быстрее. Самый быстрый раз. (Испугался Рома грома, заревел он громче грома) - Молодцы. Старайтесь дружнее читать. - Ребята, посмотрите, я приготовила для вас пословицу. - Прочитаем ее. (Добро не умрет, а зло пропадет.) - Как вы понимаете ее смысл? (Люди, делающие добро, помогают другим людям, тем самым добро продолжает жить. Люди, творящие злые дела, губят жизни других, а иногда и свою собственную, поэтому зло пропадет.) - В этой пословице говорится о победе добра над злом. Добро будет жить вечно, если мы будем его творить, согласны? - Важно ли вам быть добрыми? Почему? - Хорошо, дети, в конце урока мы с вами вернемся к этой пословице. |
Слайд 2 Речевая разминка
Слайд 3 Пословица |
III |
05 |
Мотивационно – целевой - Недавно вы начали изучать новый раздел, новую главу, которая называется «В единой семье всего живого». - О чём эта глава? Что нового вы уже узнали? (Мы узнали о некоторых богах древнего мира) - Назовите мне богов древнего мира, которых вы знаете. (Гермес, Зевс, Посейдон, Перун, Стрибог, Аид, Афродита и др) - Молодцы! Скажите, это только греческие боги? (Нет, это и греческие и славянские боги) - Верно, сейчас я предлагаю вам выполнить задание, чтобы вспомнить то, что вы уже знаете про этих богов. - Работать будете по группам. - Первая группа, ваша задача из предложенных карточек, на которых написаны боги, выбрать только греческих богов. - Задача второй группы из предложенных богов выбрать только славянских. - Третья группа, ваша задача соединить имя бога и его силу, вы будете работать на листочке. Если все правильно соедините, мы с вами получим слово. - Итак, время на работу – 2 минуты. - Закончили, давайте будем проверять. Приглашаю выйти к доске первую группу, прикрепить выбранные вами карточки. - Вторая группа сделает тоже самое, мы посмотрим все ли верно. - Отлично, вы большие молодцы! - Проверим, как справились с работой группа номер 3. Ответ: Верховный бог Древней Греции – Зевс, Владыка вод – Посейдон, Царь подземного мира – Аид, богиня мудрости – Афина, бог солнца – Аполлон, богиня любви, красоты и юности – Афродита, бог огня и кузнечного дела – Гефест. - Отлично, какое слово у вас получилось? (Легенда) - Что такое легенда? (Это письменное предание о каких – нибудь вымышленных событиях и личностях) - Как слово легенда может быть связано с древнегреческими и славянскими богами? (Про этих богов могут быть написаны легенды) - Известны ли вам какие – нибудь легенды или мифы? (Да, мифы Древней Греции) - Хорошо. Догадались ли вы, чем мы будем с вами заниматься на сегодняшнем уроке? (Мы будем читать новую легенду, будем знакомиться с ее героями, будем сравнивать их и давать им характеристику) - Верно, план работы у нас такой: сначала я читаю вам легенду, затем мы читаем вместе и анализируем произведение. |
Слайд 4 Боги древнего мира
Работа в группах
Слайд 5 Изображения
Слайд 6 Слово «Легенда» |
IV |
10 |
Первичное чтение художественного произведения - Дети, приготовьтесь слушать. Будьте внимательны, сидите тихо. Я потом задам вам вопросы. Учитель читает легенду. - Итак, дети, вы послушали легенду. Как бы вы назвали ее? Варианты названий от детей, фиксация вариантов на доске. - Молодцы, у вас очень интересные названия. - Давайте же узнаем, как она называется на самом деле. Отройте учебник на странице 78. Как называется легенда? (Земля со дна океана) - Какое название, которые записаны на доске, наиболее близкое к настоящему названию легенды? Почему вы так считаете? - Название легенды мы узнали, что будем делать дальше? Предположите, пожалуйста. (Будем читать и анализировать содержание легенды) - Верно, но сначала я предлагаю вам немного отдохнуть. |
Слайд 7 Иллюстрация из легенды |
|
15 |
Физкультминутка - В путешествие мы отправляемся Очень быстро встаем, собираемся. - По горам быстрей шагаем, Про Грецию мы многое уже с вами знаем. Вот оливки собираем, Их с деревьев мы снимаем. Видим бога Зевса мы, Поклонимся до земли. На триере мы гребём, Не отвлекаемся, не отстаем! - Все приплыли на места, Заниматься нам пора! |
|
V |
16 |
Вторичное чтение и анализ художественного произведения - Замечательно, теперь вы готовы работать! - Дети, прежде чем будем читать, скажите, пожалуйста, кто главные герои легенды? (Белбог и Чернобог) - Кто это? Вы знаете? (Это боги Славянского мира. Белбог – это воплощение светлой, доброй стороны, а Чернобог – это воплощение всего чёрного и злого.) - Верно, это боги, которые всегда противостоят и борются друг с другом. Наша легенда как раз и сложена о борьбе двух братьев. - Начинаем читать по предложению. Следим внимательно. Прочитали текст на странице 78 По ходу чтения разбор неизвестных слов - Дети, что вы можете сказать о характере Белбога сейчас? Докажите, используя примеры из текста. (Белбог – добрый (мечтал основать царство добра), трудолюбивый (нырял усердно), радостный) - Отлично, что можете сказать про Чернобога? (Чернобог - злой (хотел создать злой мир), ленивый (скоро оставил эту затею), сердитый) - Какие это герои? (Противоположные) - Продолжаем читать. Слушаем и следим дальше. Дочитывают легенду - Молодцы. Закончили. Как закончилась легенда? (Белбог создал много земли, а на ней траву, деревья и цветы. Тогда, как Чернобог создал болота, корявые деревья, жесткую траву) - Смотрите, ребята, только доброе существо, добрый человек может сотворить что – то красивое, прекрасное, живое, а злой человек может сотворить только что? (Только что – то некрасивое, нехорошее, неприятное) - По делам человека можно увидеть, какой он, согласны? - Предлагаю вам поработать в парах. Представьте себя на минуту художниками. Как бы вы изобразили Чернобога и Белбога? Обсудите вместе. Время на выполнение – 1 минута. - Расскажите, как бы вы изобразили этих героев? (Белбог – белая одежда, худой, высокий, с белой бородой, на голове белый колпак на котором нарисовано солнце …Чернобог – в чёрной одежде маленькие хитрые глазки, толстый …..) - Здорово. Теперь посмотрите на иллюстрацию на странице 78. - Как художник изобразил Белбога? Какой он? (Белбог – радостный, у него широко открытые глаза, светлый, одежда у него яркая, используются желтый, красный, оранжевый цвета – это теплые цвета, он изображен летающим) - А как изображен Чернобог, посмотрите. (Чернобог – сердитый, у него хитрый взгляд, он мрачный, сидит в воде, у него темные волосы, холодные цвета) - Верно, Белбог – добро, свет, день и жизнь, а Чернобог, наоборот, - зло, тень, ночь и смерть. |
Слайд 8 Белбог и Чернобог
Работа в парах |
VI |
30 |
Обобщение прочитанного - С какой легендой мы сегодня с вами познакомились? (Земля со дна океана) - Почему она так названа? Объясните. - Скажите, пожалуйста, почему Белбог и Чернобог решили примириться друг с другом? Найдите в тексте. Прочитайте. - Дети, давайте вернемся к пословице, которую мы разбирали в начале урока. - Прочитаем ее хором. (Добро не умрет, а зло пропадет) - Можно ли сказать, что эта пословица подходит и раскрывает содержание легенды? Почему? - Ребята, даже сейчас, вокруг нас много как добрых, так и злых людей. Помните, что увидеть, какой перед нами человек мы сможем, если посмотрим на его дела. - Так, например, добрые люди, как Белбог будут сеять вокруг себя добро, добрые дела и поступки, вокруг них будет радость, свет и жизнь, правда? - Наоборот будет с людьми, которые наполнены злобой. - Так Белбог символизирует всех добрых людей в мире, а Чернобог – злых. Добро продолжает бороться со злом и сейчас. - Каждый из нас с вами сам создает царство внутри себя, и только нам решать, каким оно будет, добрым или злым. - Какое царство хотите основать вы? Почему? |
Слайд 9 Пословица |
VII |
35 |
Рефлексивно – оценочный - Отлично, ребята, как звучала тема урока? - Что мы с вами делали сегодня? - С какой легендой познакомились? - Какие это боги? Греческие или славянские? - Что для вас было интересным? - Что вы узнали сегодня? - Понравилась ли вам легенда? Почему? - Чему она нас учит? - Сегодня вы очень старались, были внимательны. Благодаря вам, вашей работе, мы многое успели. Молодцы! |
|
VIII |
40 |
Итог урока - Запишите домашнее задание в дневник. - Учебник страница 78 – 79 прочитать легенду еще раз, нарисовать портрет одного из братьев на ваш выбор. |
|
Греческие
Славянские
1 группа |
2 группа |
Гефест |
Гефест |
Афродита |
Афродита |
Аполлон |
Аполлон |
Афина |
Афина |
Аид |
Аид |
Посейдон |
Посейдон |
Зевс |
Зевс |
Стрибог |
Стрибог |
Сварог |
Сварог |
Перун |
Перун |
Велес |
Велес |
Лада |
Лада |
Даждьбог |
Даждьбог |
Род |
Род |
Верховный бог древней Греции |
Зевс Л |
Владыка вод |
Посейдон Е |
Царь подземного мира |
Аид Г |
Богиня мудрости |
Афина Е |
Бог солнца |
Аполлон Н |
Богиня любви и красоты |
Афродита Д |
Бог огня и кузнечного дела |
Гефест А |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.