Конспект урока литературного чтения "Легенда "Земля со дна океана"" УМК "Система Занкова"
Оценка 5

Конспект урока литературного чтения "Легенда "Земля со дна океана"" УМК "Система Занкова"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
12.05.2023
Конспект урока литературного чтения "Легенда "Земля со дна океана"" УМК "Система Занкова"
Конспект урока литературное чтение Легенда.docx

Конспект урока

Дата проведения: 12.10.2022г.  

Класс: 3

УМК «Система Занкова»

Предмет: литературное чтение

Тема: Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Легенда «Земля со дна океана».

Цель – создание условий для знакомства с легендой «Земля со дна океана»; для сравнения мифологических персонажей легенды.

Задачи:

1.      Познакомить с легендой  «Земля со дна океана». Учить сравнивать мифологических персонажей славянского фольклора.

2.      Развивать у учащихся грамотную речь, фонематический слух, память, внимание, воображение. Расширять словарный запас, формировать навык беглого чтения.

3.      Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению литературного чтения; положительного отношения к добру, к добрым делам и поступкам.

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

 

Планируемый уровень достижения

Предметные УД

-  умение воспринимать литературное произведение на слух;

- умение анализировать текст литературного произведения;

- умение сравнивать героев литературного произведения;

- умение называть имена греческих и славянских богов.

1 уровень - ознакомительный

Регулятивные  УУД

- умение определять и формулировать цель урока;

– умение работать по плану;

–  умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

- волевая саморегуляция;

– самоконтроль учебной деятельности;

- умение осуществлять контроль результатов под руководством учителя

2 уровень - репродуктивный

Познавательные УУД

– умение анализировать информацию;

- умение сравнивать информацию;

- умение обобщать полученные знания;

- умение закреплять полученную информацию, делать выводы;

2 уровень - репродуктивный

Коммуникативные УУД

-  умение отвечать на вопросы учителя;

– умение слушать, вступать в диалог;

- умение грамотно оформлять свою речь;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

- умение работать в парах и группах.

2 уровень - репродуктивный

Личностные  УУД

- выражение познавательного интереса к изучению литературного чтения;

- рефлексия   своего отношения к содержанию темы;

- выражение положительного отношения к добру, добрым делам и поступкам.

2 уровень - репродуктивный

 

Оборудование: учебник литературное чтение В.Ю. Свиридова, Ч. 1 (77 -79)

Наглядный материал: мультимедийная презентация, карточки с именами греческих и славянских богов (приложение 1), карточка с заданием на соединение (приложение 2), карточки со словами «Славянские», «Греческие», «Легенда» (приложение 3).

Ход урока

 

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент

- Доброе утро, дорогие дети! Меня зовут Екатерина Алексеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

- Я очень рада вас видеть. Предлагаю подарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу по парте, теперь улыбнитесь мне.

- Замечательно, благодаря вам в нашем классе стало уютнее.

 

Слайд 1

Урок литературного чтения

II

01

Речевая разминка

- Начнем наш урок с речевой разминки. Обратите внимание на слайд. Прочитаем хором.

- Сначала медленно. Теперь чуть быстрее. Самый быстрый раз.

  (Испугался Рома грома, заревел он громче грома)

- Молодцы. Старайтесь дружнее читать.

- Ребята, посмотрите, я приготовила для вас пословицу.

- Прочитаем ее.

  (Добро не умрет, а зло пропадет.)

- Как вы понимаете ее смысл?

  (Люди, делающие добро, помогают другим людям, тем самым добро продолжает жить. Люди, творящие злые дела, губят жизни других, а иногда и свою собственную, поэтому зло пропадет.)

- В этой пословице говорится о победе добра над злом. Добро будет жить вечно, если мы будем его творить, согласны?

- Важно ли вам быть добрыми? Почему?

- Хорошо, дети, в конце урока мы с вами вернемся к этой пословице.

 

Слайд 2

Речевая разминка

 

 

Слайд 3

Пословица

III

05

Мотивационно – целевой

- Недавно вы начали изучать новый раздел, новую главу, которая называется «В единой семье всего живого».

- О чём эта глава? Что нового вы уже узнали?

  (Мы узнали о некоторых богах древнего мира)

- Назовите мне богов древнего мира, которых вы знаете.

  (Гермес, Зевс, Посейдон, Перун, Стрибог, Аид, Афродита и др)

- Молодцы! Скажите, это только греческие боги?

  (Нет, это и греческие и славянские боги)

- Верно, сейчас я предлагаю вам выполнить задание, чтобы вспомнить то, что вы уже знаете про этих богов.

- Работать будете по группам.

- Первая группа, ваша задача из предложенных карточек, на которых написаны боги, выбрать только греческих богов.

- Задача второй группы из предложенных богов выбрать только славянских.

- Третья группа, ваша задача соединить имя бога и его силу, вы будете работать на листочке. Если все правильно соедините, мы с вами получим слово.

- Итак, время на работу – 2 минуты.

- Закончили, давайте будем проверять. Приглашаю выйти к доске первую группу, прикрепить выбранные вами карточки.

- Вторая группа сделает тоже самое, мы посмотрим все ли верно.

- Отлично, вы большие молодцы!

- Проверим, как справились с работой группа номер 3.

Ответ: Верховный бог Древней Греции – Зевс, Владыка вод – Посейдон, Царь подземного мира – Аид, богиня мудрости – Афина,  бог солнца – Аполлон, богиня любви, красоты и юности – Афродита, бог огня и кузнечного дела – Гефест.

- Отлично, какое слово у вас получилось?

  (Легенда)

- Что такое легенда?

  (Это письменное предание о каких – нибудь вымышленных событиях и личностях)

- Как слово легенда может быть связано с древнегреческими и славянскими богами?

  (Про этих богов могут быть написаны легенды)

- Известны ли вам какие – нибудь легенды или мифы?

  (Да, мифы Древней Греции)

- Хорошо. Догадались ли вы, чем мы будем с вами заниматься на сегодняшнем уроке?

  (Мы будем читать новую легенду, будем знакомиться с ее героями, будем сравнивать их и давать им характеристику)

- Верно, план работы у нас такой: сначала я читаю вам легенду, затем мы читаем вместе и анализируем произведение.

 

 

 

Слайд 4

Боги древнего мира

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Изображения

 

 

 

Слайд 6

Слово «Легенда»

IV

10

Первичное чтение художественного произведения

- Дети, приготовьтесь слушать. Будьте внимательны, сидите тихо. Я потом задам вам вопросы.

Учитель читает легенду.

- Итак, дети, вы послушали легенду. Как бы вы назвали ее?

Варианты названий от детей, фиксация вариантов на доске.

- Молодцы, у вас очень интересные названия.

- Давайте же узнаем, как она называется на самом деле. Отройте учебник на странице 78. Как называется легенда?

  (Земля со дна океана)

- Какое название, которые записаны на доске, наиболее близкое к настоящему названию легенды? Почему вы так считаете?

- Название легенды мы узнали, что будем делать дальше? Предположите, пожалуйста.

  (Будем читать и анализировать содержание легенды)

- Верно, но сначала я предлагаю вам немного отдохнуть.

 

 

Слайд 7

Иллюстрация из легенды

 

15

Физкультминутка

- В путешествие мы отправляемся

  Очень быстро встаем, собираемся.

- По горам быстрей шагаем,

  Про Грецию мы многое уже с вами знаем.

  Вот оливки собираем,

  Их с деревьев мы снимаем.

  Видим бога Зевса мы,

  Поклонимся до земли.

  На триере мы гребём,

  Не отвлекаемся, не отстаем!

- Все приплыли на места,

  Заниматься нам пора!

 

V

16

Вторичное чтение и анализ художественного произведения

- Замечательно, теперь вы готовы работать!

- Дети, прежде чем будем читать, скажите, пожалуйста, кто главные герои легенды?

  (Белбог и Чернобог)

- Кто это? Вы знаете?

  (Это боги Славянского мира. Белбог – это воплощение светлой, доброй стороны, а Чернобог – это воплощение всего чёрного и злого.)

- Верно, это боги, которые всегда противостоят и борются друг с другом. Наша легенда как раз и сложена о борьбе двух братьев.

- Начинаем читать по предложению. Следим внимательно.

Прочитали текст на странице 78

По ходу чтения разбор неизвестных слов

- Дети, что вы можете сказать о характере Белбога сейчас? Докажите, используя примеры из  текста.

  (Белбог – добрый (мечтал основать царство добра), трудолюбивый (нырял усердно), радостный)

- Отлично, что можете сказать про Чернобога?

  (Чернобог  - злой (хотел создать злой мир), ленивый (скоро оставил эту затею), сердитый)

- Какие это герои?

  (Противоположные)

- Продолжаем читать. Слушаем и следим дальше.

Дочитывают легенду

- Молодцы. Закончили. Как закончилась легенда?

  (Белбог создал много земли, а на ней траву, деревья и цветы. Тогда, как Чернобог создал болота, корявые деревья, жесткую траву)

- Смотрите, ребята, только доброе существо, добрый человек может сотворить что – то красивое, прекрасное, живое, а злой человек может сотворить только что?

  (Только что – то некрасивое, нехорошее, неприятное)

- По делам человека можно увидеть, какой он, согласны?

- Предлагаю вам поработать в парах. Представьте себя на минуту художниками. Как бы вы изобразили Чернобога и Белбога? Обсудите вместе. Время на выполнение – 1 минута.

- Расскажите, как бы вы изобразили этих героев?

  (Белбог – белая одежда, худой, высокий, с белой бородой, на голове белый колпак на котором нарисовано солнце …Чернобог – в чёрной одежде маленькие хитрые глазки, толстый …..)

- Здорово. Теперь посмотрите на иллюстрацию на странице 78.

- Как художник изобразил Белбога? Какой он?

  (Белбог – радостный, у него широко открытые глаза, светлый, одежда у него яркая, используются желтый, красный, оранжевый цвета – это теплые цвета, он изображен летающим)

- А как изображен Чернобог, посмотрите.

  (Чернобог – сердитый, у него хитрый взгляд, он мрачный, сидит в воде, у него темные волосы, холодные цвета)

- Верно, Белбог – добро, свет, день и жизнь, а Чернобог, наоборот, - зло, тень, ночь и смерть.

 

 

Слайд 8

Белбог и Чернобог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

VI

30

Обобщение прочитанного

- С какой легендой мы сегодня с вами познакомились?

  (Земля со дна океана)

- Почему она так названа? Объясните.

- Скажите, пожалуйста, почему Белбог и Чернобог решили примириться друг с другом? Найдите в тексте. Прочитайте.

- Дети, давайте вернемся к пословице, которую мы разбирали в начале урока.

- Прочитаем ее хором.

  (Добро не умрет, а зло пропадет)

- Можно ли сказать, что эта пословица подходит и раскрывает содержание легенды? Почему?

- Ребята, даже сейчас, вокруг нас много как добрых, так и злых людей. Помните, что увидеть, какой перед нами человек мы сможем, если посмотрим на его дела.

- Так, например, добрые люди, как Белбог будут сеять вокруг себя добро, добрые дела и поступки, вокруг них будет радость, свет и жизнь, правда?

- Наоборот будет с людьми, которые наполнены злобой.

- Так Белбог символизирует всех добрых людей в мире, а Чернобог – злых. Добро продолжает бороться со злом и сейчас.

- Каждый из нас  с вами сам создает царство внутри себя, и только нам решать, каким оно будет, добрым или злым.

- Какое царство хотите основать вы? Почему?

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

Пословица

VII

35

Рефлексивно – оценочный

- Отлично, ребята, как звучала тема урока?

- Что мы с вами делали сегодня?

- С какой легендой познакомились?

- Какие это боги? Греческие или славянские?

- Что для вас было интересным?

- Что вы узнали сегодня?

- Понравилась ли вам легенда? Почему?

- Чему она нас учит?

- Сегодня вы очень старались, были внимательны. Благодаря вам, вашей работе, мы многое успели. Молодцы!

 

VIII

40

Итог урока

- Запишите домашнее задание в дневник.

- Учебник страница 78 – 79 прочитать легенду еще раз, нарисовать портрет одного из братьев на ваш выбор.

 

 

 

 

Греческие   

Славянские

 

 

 

 

1 группа

2 группа

Гефест

Гефест

Афродита

Афродита

Аполлон

Аполлон

Афина

Афина

Аид

Аид

Посейдон

Посейдон

Зевс

Зевс

Стрибог

Стрибог

Сварог

Сварог

Перун

Перун

Велес

Велес

Лада

Лада

Даждьбог

Даждьбог

Род

Род

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верховный бог древней Греции

Зевс                Л

Владыка вод

Посейдон       Е

Царь подземного мира

Аид                Г

Богиня мудрости

Афина      

Е

Бог солнца

Аполлон       Н

Богиня любви и красоты

Афродита    

Д

Бог огня и кузнечного дела

Гефест         

А

 


 

Конспект урока Дата проведения: 12

Конспект урока Дата проведения: 12

Ход урока Этап

Ход урока Этап

Афродита, бог огня и кузнечного дела –

Афродита, бог огня и кузнечного дела –

Наша легенда как раз и сложена о борьбе двух братьев

Наша легенда как раз и сложена о борьбе двух братьев

VI 30 Обобщение прочитанного -

VI 30 Обобщение прочитанного -

Гефест Гефест Афродита

Гефест Гефест Афродита

Перун Перун Велес

Перун Перун Велес

Верховный бог древней Греции

Верховный бог древней Греции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023