Конспект урока литературного чтения «Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

  • docx
  • 13.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литература Кожевникова.docx

Конспект урока литературного чтения

Учитель: Кадулина Анна Юрьевна

Методист: Иванова Елена Юрьевна

Студент: Кожевникова Полина Андреевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 «А»

Тема: «Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

Цель: Познакомимся со стихотворением о Великой Отечественной войне, А.Ахматова «Мужество»

Задачи:

1.     Познакомить детей с произведением Анны Ахматовой «Мужество»

2.     Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме

3.     Воспитывать любовь к русской поэзии

 

Планируемые результаты:

Личностные:

·        Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные:

·        Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место;

Познавательные:

·        Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану;

Коммуникативные:

·        Умеет участвовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

Предметные:

·        Демонстрирует навык выразительного чтения.

·         

Оборудование: презентация, средства ТСО (компьютер, проектор), учебник.

 

Список используемой литературы: учебник 4 класс по литературному чтению, Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы

урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые результаты

Организационный момент

 

 

Слайд 1

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. И думаю, что этот урок будет интересным и занимательным.

Меня зовут Полина Андреевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь. На партах у вас должен быть учебник , пенал и дневник.

Здравствуйте

Садятся

Регулятивные:

Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место

 

Актуализация знаний

Скажите, какое произведение вы читали на прошлом уроке?

 -Верно, «Иван Сусанин».

 -Кто автор этого произведения?

 -Верно, Кондратий Федорович Рылеев.

 

 

Отлично, мы вспомнили с вами, какое произведение читали на прошлом уроке

 

Ребят, сейчас я вам предлагаю послушать песню

Тихо звучит песня в исполнении Марка Бернеса « С чего начинается Родина»

 

- Что для вас понятие «Родина»?

 

- Как еще можно назвать?

 

 

 

Отлично

Ребята, а что такое подвиг?

 

 

 

 

 

 

Бывает подвиг одного человека (Иван Сусанин), двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг целого народа

 

Приведите примеры подвига нашего народа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отлично, мы вспомнили с вами, что такое Родина, подвиги и какие подвиги осуществляли русский народ .

 

 

«Иван Сусанин»

 

Кондратий Федорович Рылеев

 

 

 

 

 

Приговорка

 

 

 

 

Отвечают

 

Родина

Отечество

Отчизна

Читают

 

Это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвуем всем

 

 

 

 

Дмитрий Донской возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. Победил на Куликовом поле.

Невский победа на Ледовом побоище

Коммуникативные:

Умеет учувствовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

Сообщение темы

Постановка целей и задач

 

 

Сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

 

Жестокий враг на нашу землю часто нападал.

Где только воин наш не воевал!

В родных лесах и на родных полях,

В степи, в пустыне, на воде, в горах.

К нам с давних пор предания дошли,

Как наши воины Отечество спасли.

Такой подвиг, о котором говорится в стихотворении, совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Попытайтесь определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?

Да, сегодня мы будем говорить о войне Тема урока: «Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

Исходя из темы урока сформулируйте цель, начинаться она будет со слова «Познакомимся»

Цель: Познакомимся со стихотворением о Великой Отечественной войне, А.Ахматова «Мужество»

 

Отлично, мы с вами узнали тему урока и сформулировали цель.

 

 

 

Читают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О войне

 

 

 

 

 

Познакомимся со стихотворением о Великой Отечественной войне, А.Ахматова «Мужество»

Личностные:

Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Коммуникативные:

Умеет учувствовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

Планирование

Зная тему и цель урока скажите, чем мы на уроке будем заниматься?

 

План нашего урока:

·        Знакомство с биографией А.Ахматовой

·        Работа со стихотворением А.Ахматовой «Мужество»

Изучим биографию А.Ахматовой, прочтём стихотворение, погорим о чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.

 

Практическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откройте учебники на стр. 94. Сегодня мы начинаем раздел (прочитаем хором): «Прошла по земле война».

 

Чтение вступительной статьи на стр. 94 (чтение «цепочкой»)

 

Итак, ребята когда была объявлена война на нашу Родину?

 

Что сделали фашисты когда подошли к Ленинграду?

 

Молодцы, вы внимательно слушали своих одноклассников

 

Знакомство с биографией А. А. Ахматовой.

Вывожу  портрет А. Ахматовой

 

Прочтём по «цепочкой» статью на стр. 94-95 – биография А. Ахматовой.

 

В каком году родилась поэтесса?

 

Что вы узнали из стать и детстве Ахматовой

 

 

 

 

Где была в момент Великой Отечественной войны А.Ахматова?

 

 

 

 

Молодцы, вы очень внимательны

 

Работа с рисунком на стр. 95.

 

- Рассмотрите заставку, завершающую статью.

 

- Какие детали военного времени вы здесь видите?

 

 

 

 

 

 

 

 

Отлично, вы хорошо постарались

 

 

 

«Прошла по земле война».

 

Читают

 

 

22 июня 1941

 

 

Окружили его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1889г

 

Что она родилась под Одессой, начала писать стихи в 11 лет.

 

Находилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде), видела своими глазами блокаду.

 

 

 

 

 

 

 

полосы прожекторов, пересекающие черное небо: железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу

Личностные:

Умеет самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Познавательные:

Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану;

 

Физминутка

Теперь давайте немного отдохнём

Видеофрагмент

Выполняют упражнения вместе с учителем

 

Практическая деятельность

 

 

 

 

 

 

Работа над стихотворением А. Ахматовой «Мужество»

Сейчас мы познакомимся со стихотворением А. Ахматовой «Мужество».

 

Но прежде скажите:

-Что значит слово «мужество»? Назовите синонимы этого слова?

 

Что значит «быть мужественным»?

 

Каких людей вы считаете героями?

 

 

 

 

Вспомните известных людей, которые совершали мужественные поступки ?

 

 

 

 

Отлично, молодцы

На протяжении всей многовековой истории человечества все народы мира превыше всего ценили верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости.

- Мужество особо почиталось в России. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить

- У русских считалось всегда, что не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

 

Слушание стихотворение «Мужество» в аудиозаписи.

 

Послушайте это стихотворение и подумайте, когда оно, по-вашему, было написано, в какие годы?

Да, это стихотворение она написала в первые годы войны и посвятила его блокадному городу Ленинграду (Санкт-Петербург), окруженному фашистами.

 

Понравилось вам это стихотворение?

 

Стихотворение «Мужество» А. Ахматова написала в 1942 году. Она жила во время блокады в Ленинграде.

В те дни, как и все ленинградцы, она вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощенная дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолетом в Ташкент. Но и там, под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. И, именно в Ташкенте, пишет она это произведение.

С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось ее стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых выступлениях.

 

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися

Прочитаем стихотворение громко выразительно

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

 

Анализ произведения.

- Почему Анна это страшное военное время называет часом мужества?

 

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

 

 

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

 Прочитайте первую строку стихотворения (…на весах)

О каких весах идет речь, кто ни будь знает?

Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини Фемиды

Фемида – богиня правосудия. Весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, поступки людей и их дела

 

Молодцы, ребята.

Вот мы с вами и разобрали стихотворение А.Ахматовой «Мужество»

 

 

 

 

 

 

 

Стойкость, храбрость, отвага, доблесть

 

Отвечают

 

Людей, которые совершили мужественные поступки

 

З. Космодемьянская, И. Сусанин, А. Матросов, А. Мересьев, Ю. Гагарин и др

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В годы Великой Отечественное войны(1942)

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают

 

 

 

Грусть, печаль, страх

 

Быть мужественными и нечего не бояться

 

 

Потому что

солдаты стояли за свою родину и мужество их не покидало

Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова

 

Ради русской речи

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Умеет самостоятельно организовывать своё рабочее место;

Познавательные:

Принимает учебную задачу, выполняет практические задания в нужном темпе и согласно плану;

Предметные:

Отрабатывает навыки выразительного чтения.

Коммуникативные:

Умеет учувствовать в диалоге, умеет слушать и понимать других и высказывать свою точку зрения по теме урока.

 

Осуществление контроля

Сейчас закрепим наши знания по теме, выполним самостоятельную работу

 

Выберите черты, подходящие защитнику Родины:

– трусость

- патриотизм

- решительность

-слабость

- смелость

- находчивость

- безответственность

- храбрость

 

В каком году была объявлена война ______________________________-

 

В какие годы был написан стих А.А Ахматовой ________________

 

Перечислите синонимы слова «Мужества?___________________

 

Листочки с последних парт на первые

Передаем.

Я проверю, и выставлю вам отметки

Выполняют

 

 

 

 

 

 

Личностные

Коммуникативные

 

ДЗ

Запишите в дневник

Литературное чтение: стихотворение «Мужество» выучить наизусть

Записывают

 

Подведение итогов

Вот и подошёл наш урок к концу.

Какая была тема урока?

Выполнили ли мы план урока?

Поднимите руку кому понравился/не понравился урок? Почему?

Спасибо! До свидания!

 

 

«Прошла по земле война. А.Ахматова «Мужество»

 

Да

 

Отвечают

Коммуникативные:

 

Учитель: _________________________________
Методист: _________________________________


 

Посмотрите также