Конспект урока литературного чтения. Тема: М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».
Оценка 4.9

Конспект урока литературного чтения. Тема: М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».

Оценка 4.9
docx
23.02.2020
Конспект урока литературного чтения. Тема: М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».
Конспект урока литературного чтения.docx

Конспект урока литературного чтения.

Тема: М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока».

Цель: Познакомить детей с  произведениями М.М.Пришвина. Формировать у учащихся умение определять основную мысль текста. На основе рассказа М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных.

Задачи:

1.       Познакомить учащихся с рассказами Пришвина ;

2.       Работать над совершенствованием техники чтения, обучать выразительному чтению, находить главную мысль;

3.       Закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ;

4.       Воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

Тип урока: получение новых  знаний.

Оборудование: учебник «Азбука» часть 2 В.Г. Горецкий, портрет писателя.

1.Организационный момент

Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Покажите мне на ваших смайликах.

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

2. Мотивационный этап

Работа с чистоговоркой, скороговоркой.

Повторяйте за мной.

1. Чистоговорки. Произносим четко, чтобы хорошо было слышно все звуки.

ка-ка-ка – подарили мне щенка,

ку-ку-ку – молоко даю щенку,

ок-ок-ок – замечательный щенок,

ик-ик-ик- - я к нему уже привык.

2.Скороговорка.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

- прочитайте скороговорку;

- произнесите ее про себя три раза;

- вслух по желанию; 1ряд – по одному, 2 ряд – в парах, 3 ряд – хором.

Молодцы!

- Ребята, а как можно заменить слово пёс? ( Собака, щенок, четвероногий друг)

3. Актуализация знаний

С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке?

Какие произведения вы помните?

4. Постановка учебной задачи, целеполагание

какие рассказы он написал? А уз-

нать хотите? Тогда за дело

Откройте учебник на стр 104 и прочитайте фамилию писателя .Вы знаете этого писателя, какие книги он написал? Узнать хотите?

— Это портрет М. М. Пришвина. Рассмотрите обложки книг  с произведениями  автора. Что общего в этих книгах? (На обложках нарисованы животные, картины природы.)

Как вы думаете, о чём эти рассказы? (О природе, о лисе, о щенке, о журавле, о птичках и т. д.)

Михаил Михайлович Пришвин писал о жизни растений и животных, хотя по образованию он не был писателем. Некоторое время он даже работал учителем и библиотекарем. Вспомните, произведения о природе какого автора мы с вами уже читали? (Бианки.)

Михаил Михайлович Пришвин писал о жизни растений и животных, хотя по образованию он не был писателем. Некоторое время он даже работал учителем и библиотекарем. Вспомните, произведения о природе какого автора мы с вами уже читали? (Бианки.)

Да. В этом они похожи. Михаил Пришвин с ранней весны до поздней осени ходил по лесам с охотничьей сумкой и с ружьём, наблюдая за растениями и животными. Пришвин — охотник, учёный, путешественник — много неизвестного, удивительного, нового заметил в жизни природы. И об этом он рассказал во многих своих произведениях. Рассказал просто, красиво, задушевно, занимательно. Прочитав рассказы Пришвина, вы научитесь лучше видеть, наблюдать и понимать жизнь природы, замечать её красоту, любить свою Родину. Я прочитаю вам маленький рассказ М. М. Пришвина «Красные шишки». Послушайте его и скажите, с кем разговаривал автор.

Красные шишки.

Росы холодные и свежий ветер днем умеряют летний жар. И только потому еще можно ходить в лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днем, а по утрам и по вечерам комаров. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.

В свежее солнечное утро иду я в лес полями. Рабочие люди спокойно отдыхают, окутываясь паром своего дыхания. Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы еще не раскрывали венчиков. Шевелятся только листья осины, с гладкой верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.

— Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?

И они отвечают, что все благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.

Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.

С кем разговаривал автор? (Пришвин говорил с ёлочками.)

Какими качествами должен обладать человек, если он понимает даже язык деревьев? (Писатель очень наблюдательный, внимательный, любит природу, видит её красоты, замечает всех и всё.)

Да, Михаил Михайлович тонко чувствует природу, понимает её, как говорят, с полуслова. Природа для него — родной дом.

 Физминутка

Мы пришли сегодня в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Практическая работа с текстом.

Рассмотрите иллюстрации на странице 102. Как вы думаете, кто это? (Пришвин.)

Чем занят М. М. Пришвин? (Он рисует природу, животных.)

Прочитайте название рассказа. («Предмайское утро».)

Как вы понимаете слово предмайское? (Перед маем, в конце апреля.)

Давайте прочитаем с выражением. Какое настроение вызывает весна? (радостное), прочитаем с радостью. В тексте будут встречаться слова: горизонт, на доске, карточка, зеленя.

Мы уже знакомы с этим словом, кто помнит, что оно обозначает?

Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей.

Зеленя. – От какого слова? (цвет - зеленый).

Поля, засеянные под зиму (осенью), с приходом весны очень зеленая молодая поросль.

Текст читает учитель. Дети слушают.

 - Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку? Сейчас вы будете сами читать текст, карандашом отметьте, чем нас радует каждый месяц? Почему автор так написал? Найдите в тексте какими красками описывает это утро?

Трава – зеленеет.

Березы – шоколадного цвета.

Почки – густые.

А какой лес в тексте? (не одет, но… почки).

Как вы это представляете? На каких деревьях в лесу появляется первая зелень (на ивах) верба. Какое выражение использует автор, чтобы передать красоту первой зелени? (чуть дымится первая зелень)

Чтобы почувствовать красоту природы, как надо прочитать? (целыми словами, с чувством хорошего настроения).

Практическая работа с текстом.

Рассмотрите иллюстрацию.

- Как вы думаете, о чем или о ком будет этот текст?

Прочитайте заголовок рассказа. Попробуйте уточнить свои предположения с помощью заглавия.

Прочитаем хором ключевые слова

Лада

Молоко

Заболела 

Ласка

Спасли жизнь

- Изменилось ли ваше предположение о чем будет рассказ?

- Артем прочитает, а вы внимательно послушаете и поделитесь своими впечатлениями, эмоциями, чувствами.

- Какие чувства, эмоции вызвал у вас этот рассказ?

(дети делятся своими впечатлениями)

Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и попробуем глубже вникнуть в содержание текста, подумаем « От чьего имени ведется рассказ?»

Повторное чтение по абзацам.

Беседа в ходе чтения.

А) – Кто такая Лада?

Что с ней случилось?

Как понимаете слово отвертывалась?

Б) – Кого позвали к Ладе?

- Как Лада отреагировала на появление автора ?

- Как понимаете выражение « забила прутом» (завиляла хвостом), « жизнь заиграла» (глаза стали радостные)

В)- Что сказал автор Ладе ?

Как Лада отреагировала на слова автора ?

Беседа после чтения.

- От чьего имени ведётся рассказ? 

Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?

- Так что же помогло Ладе?

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.

- Так в чём заключается основная мысль рассказа? (что лаской можно многого добиться).

- Что можно сказать о самом авторе, как о человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, любит животных)

Рефлексия

Как вы понимаете пословицу «Мы в ответе за тех кого приручили» ( Чтобы не было бездомных животных. Мы  приручили, значит, мы должны и заботиться: кормить, лечить, играть)

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

- Прежде, чем завести себе друга – животного, о чём вы должны хорошо подумать?

Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

И прежде чем заводить домашнего питомца, хорошенько подумайте!

Кто любит собак

Или прочих животных -

Серьезных котов

И щенков беззаботных,

Кто может любить

И осла, и козла,

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока литературного чтения

Конспект урока литературного чтения

Молодцы! - Ребята, а как можно заменить слово пёс ? (

Молодцы! - Ребята, а как можно заменить слово пёс ? (

Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?

Здравствуйте, знакомые елочки, как поживаете, что нового?

Трава – зеленеет. Березы – шоколадного цвета

Трава – зеленеет. Березы – шоколадного цвета

Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни? -

Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020