Урок литературы в 6 классе
А. С. Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.
Цель: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.
Ожидаемые результаты:
Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения, получит возможность научиться выбирать путь анализа произведения.
Метапредметные:
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Ход урока
1. История написания стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
2. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» (актерское исполнение).
3. Словарная работа.
Выясняют значения слов.
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
4. Анализ стихотворения.
1)Составьте план стихотворения
Фронтальная проверка
2)– Участники стихотворения?
- Какое настроение создается в 1 строфе?
Выразительное чтение 1 строфы.
- Как и почему меняется настроение во 2 строфе?
Выразительное чтение 2 строфы.
3)По вариантам:
1 в. - Какие эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость?
2 в. – Какие эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?
Проверка.
4) - Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в 3 строфе?
- Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?
- Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
- Какие чувства переживает в финале стихотворения?
-Как изменения в природе связаны с состоянием людей? Заполните таблицу своими наблюдениями над текстом (Работа в паре)
Время |
Природа |
Человек |
Вечор |
|
|
Нынче |
|
|
Проверка.
5)Работа в группе
5 групп. Каждая группа анализирует одну строфу и заполняет таблицу
Образная система |
Антитезы |
Художественные средства |
Настроение |
Природа |
|
|
|
Человек |
|
|
|
Проверка.
Вывод
– С какой целью поэт создает образ мира, построенный на антитезах?
- Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе и радостному настроению поэта?
- Почему, несмотря на множество антитез, стихотворение воспринимается как целостная картина?
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что же изображает поэт в стихотворении?
-Какова основная мысль стихотворения?
6.Домашнее задание.
1)Создать устное сочинение: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро».
Используйте в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в
стихотворении А. С. Пушкина.
2)Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Или
3)Создать синквейн.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.