Конспект урока литературы. 6 класс. А. С. Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы (смысловое чтение).

  • docx
  • 18.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок.docx

 

Урок литературы в 6 классе

А. С. Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.

Цель: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения, получит возможность научиться выбирать путь анализа произведения.

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Ход урока

1.      История написания стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

2.      Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» (актерское исполнение).

3.      Словарная работа.

Выясняют значения слов.

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (устар.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

  4. Анализ стихотворения.

1)Составьте план стихотворения

Фронтальная проверка

2)– Участники стихотворения?

- Какое настроение создается в 1 строфе?

 Выразительное чтение 1 строфы.

- Как и почему меняется настроение во 2 строфе?

 Выразительное чтение 2 строфы.

3)По вариантам:

1 в. - Какие эпитеты находит поэт, чтобы выразить восторг, ликование, радость?

2 в. – Какие эпитеты характеризуют вечер накануне солнечного утра?

Проверка.

4) - Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в 3 строфе?

- Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?

- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?

- Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?

- Какие чувства переживает в финале стихотворения?

-Как изменения в природе связаны с состоянием людей? Заполните таблицу своими наблюдениями над текстом (Работа в паре)

 

Время

Природа

Человек

Вечор

 

 

Нынче

 

 

Проверка.

5)Работа в группе

5 групп. Каждая группа анализирует одну строфу и заполняет таблицу

 

Образная система

Антитезы

Художественные средства

Настроение

Природа

 

 

 

Человек

 

 

 

 

Проверка.

Вывод

– С какой целью поэт создает образ мира, построенный на антитезах?

- Согласны ли вы с тем, что стихотворение является гимном родной природе и радостному настроению поэта?

- Почему, несмотря на множество антитез, стихотворение воспринимается как целостная картина?

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что же изображает поэт в стихотворении? 

-Какова основная мысль стихотворения?

6.Домашнее задание.
 1)Создать устное сочинение: «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро». Используйте в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении А. С. Пушкина.
 2)Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Или

3)Создать синквейн.