Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» (11 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» (11 класс)

Оценка 4.6
docx
21.06.2020
Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»  (11 класс)
!Конспект урока литературы_Бунин.docx

Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»  (11 класс)

 

Цели:  

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

Выяснить, как использование категории времени способствует выражению авторской идеи.

 

Методы: аналитическая беседа; анализ.

 

Ход урока

- Каковы особенности рассказа как вида эпического рода литературы?

Рассказ – эпическое произведение малой формы. В рассказе дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Это может быть эпизод, поворотный, важный в изображенном отрезке времени, это может быть эпизод, значимый для жизни только героя. Для рассказа характерно небольшое количество действующих лиц, кратковременность изображаемых событий, небольшой объем.

Однако отбор фактов в рассказе может быть настолько общественно значимым, что рассказ поднимается до широких обобщений, охватывающих весь строй общественной, нравственной, политической жизни того времени, которое изображено в рассказе.

- Скажите, знакомы ли вам произведения малых эпических жанров, имеющие признаки эпопеи? (Это рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Сегодня мы постараемся понять, о чем рассказал и что сказал писатель в своей «Холодной осени».

Во время Великой Отечественной войны, находясь в это время в эмиграции и живя на вилле «Жаннет» в Грассе, И.А. Бунин создал лучшее из всего написанного им – цикл рассказов «Темные аллеи». В нем писатель совершил беспрецедентную попытку: он тридцать восемь раз писал «об одном и том же» – о любви. Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: всякий раз Бунин повествует о любви по-новому, а острота сообщаемых «подробностей чувства» при этом не притупляется, а даже усиливается.

Один из лучших рассказов цикла – это «Холодная осень». Писатель писал о нем: «Очень самого трогает “Холодная осень”». Он был создан 3 мая 1944 года. Этот рассказ заметно выделяется среди других.

- Что его отличает? (Обычно Бунин ведёт повествование от третьего лица, в которое вклинивается исповедь героя, его воспоминание о каком-то ярком моменте жизни, о своей любви. А в описании чувства Бунин следует по определенной схеме: встреча – внезапное сближение – ослепительная вспышка чувств – неотвратимое расставание. И чаще всего писатель рассказывает о несколько запретной любви. Здесь же Бунин отказывается и от безличного повествования и от привычной схемы. Рассказ ведётся от лица героини, что делает произведение субъективно точным по выражению чувств, испытываемых героями.)

- О чем этот рассказ? (В рассказе «Холодная осень» И.А. Бунин рассказал историю женщины, оставшейся совершенно одинокой, потому что в ее судьбу вмешались исторические события, лишившие ее всех близких и родных ей людей. На первой мировой войне погибает ее жених, в военные годы умирают и ее родители, революция отнимает дом, гражданская война – мужа и людей, заменивших ей близких, - племянника мужа и его молоденькую жену. Подводя итог своей жизни, героиня приходит к выводу, что единственное, что было в ее жизни – это тот холодный вечер, когда еще был жив жених и были надежды на его возвращение, на будущее семейное счастье. В утешение ей остается вера в то, что где-то там, за той непостижимой чертой смерти, жених ждет ее с той же любовью и молодостью, как в тот далекий осенний вечер.)

Сюжет произведения довольно простой. Все события излагаются последовательно, одно за другим. Но сюжет – это то, что лежит на поверхности. Давайте с вами через универсальные категории — пространство и время, которые в тексте приобретают значение символическое –попробуем выяснить, как “сконструировано” данное произведение и как это способствует выражению авторской идеи.

-  Какие хронотопы мы можем выделить в рассказе и как они связаны друг с другом?

Художественное пространство

Пространство рассказа совмещает в себе два плана:

Локальный фон

Историко-географический фон

Герои и их близкое окружение

Фердинанд, Врангель, Сараево, первая мировая война, города и страны Европы, Екатеринодар, Новочеркасск и др.

Дом

Путь

·  Дом как храм и оберег,  как основа семейного счастья, благополучия (сияющие окна дома – маяк для героев, место, где они счастливы были); сад (ассоциация с «Антоновскими яблоками»).

·  Вечный дом, находящийся за пределами земного мира. Это то пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному, это движение к бессмертию: “И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер”. “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…” “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”.

Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное.

  • Путь как жизненный путь одного человека
  • Путь как исторический вектор России начала XX века.

 

Благодаря этому пространство рассказа расширяется до мировых пределов. При этом историко-географический фон является не только фоном, это не просто декорация. Все названные историко-культурные и географические реалии имеют непосредственное отношение к героям рассказа и к тому, что творится в их жизни. Любовная драма происходит на фоне первой мировой войны, вернее ее начала. Более того, она является причиной творящейся трагедии: «На Петров день к нам съехалось много народу, – были именины отца, и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…»

Художественное время

 

Внутреннее время рассказа можно разделить на три группы:

 

«Прошлое первое» - холодная осень. Заканчивается сообщением о смерти героя.

 

«Прошлое второе» (тридцать лет дальнейшей жизни). Умещается всего в одном абзаце.

Настоящее (проживание в Ницце, время рассказывания).

 

«Первое прошлое» заканчивается сообщением о смерти героя. Здесь время словно обрывается и мы переносимся в настоящее: «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет».

 «Первое прошлое» Здесь время словно обрывается и мы переносимся в настоящее: «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет».

В этом месте рассказ делится на две части, резко противопоставленные друг другу: холодный осенний вечер и «жизнь без него», казавшаяся такой невозможной. Потом хронология времени восстанавливается. А слова героя «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» в конце рассказа как бы возвращают нас к той холодной осени, о которой говорится в начале.

Ещё одна особенность времени в «Холодной осени» состоит в том, что не все события, составляющие сюжетную основу произведения, освещены одинаково подробно. Бóльшую половину рассказа занимают перипетии одного вечера, тогда как события тридцати лет жизни перечисляются в одном абзаце. Когда героиня говорит об осеннем вечере, время словно замедляется. Читатель вместе с героями погружается в состояние полудрёмы, слышится каждый вздох, каждый шорох.

 

Герои рассказа

Персонажей, как в любом рассказе, здесь немного: герой, героиня, ее отец и мать, ее муж и его племянник с женой и дочкой. Типичным для рассказов Бунина является то, что  у героев нет имен. Под местоимениями ОН и ОНА подразумеваются судьбы многих. В рассказе нет портретных характеристик (кому бы как не героине описать своего возлюбленного, но этого нет). Они – не конкретные люди, они – одни из тех, кто пострадал сначала от первой мировой войны, а потом от гражданской.

В конце своей жизни героиня спрашивает себя – «Что же все-таки было в моей жизни?» - и отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». А что было в тот холодный вечер? – Отец, мать, жених, дом, сад, родина, ожидание счастья, прошлое, настоящее и будущее – было все, был настоящий рай. Что есть у героини в настоящем – воспоминания о прошлом и надежда, возникшая благодаря вере, что «где-то там он ждет ее с той же любовью и молодостью».

Но сказал И. А. Бунин в своем рассказе гораздо больше, чем о личной трагедии отдельно взятого человека. Он сказал о гибели русского рода – обратите внимание, в рассказе нет собственных имен, однако есть широкое обозначение родственных связей. В произведении действуют отец, мать, дочь, жених, невеста, муж, жена, племянник, его жена, дочка племянника, вспоминаются бабушки и дедушки – круг обозначенных родственных связей не только широк – он уходит вглубь, к корням, к «временам наших дедушек и бабушек». Не случайно главный герой рассказа, обозначаемый в тексте как «он», однажды назван «сыном»: «Мать встала и перекрестила  своего будущего сына», а утром надела ему на шею тот «роковой мешочек», что «носили на войне ее отец и дед». Вот она, связь и непрерывность поколений: вернувшийся с войны дед (в этой фразе даже последовательность упоминания сначала деда, потом отца не случайна), отец и, далее, сын, но сыну не суждено вернуться с войны. «Убили его – какое странное слово! – через месяц»… И.А. Бунин не случайно подчеркивает это слово восклицанием героини – оно не просто обозначает событие, оно совпадает с кульминацией рассказа. И вместе с «будущим сыном» убито само будущее рода – не одного, многих родов, - отсутствие имен собственных указывает на это. Убито и прошлое – оно ведь осталось только в памяти героини, до тех пор, пока она сама жива.

Надежды на то, что девочка, которую воспитала героиня, начнет новый род , нет – она выросла не просто чужой, она «стала совсем француженкой». В отличие от героини рассказа, у девочки не было того, что определяет духовную сущность человека – Родины («где только не скиталась я с ней»), дома, семьи, в которой есть отец и мать, и жизнь ее уже не похожа на настоящую – в ней все мишурное, игрушечное – шоколадный магазин, золоченые шнурочки, серебряные ноготки.

 

Рассказ называется «Холодная осень», и это название соотносится с такими деталями рассказа, как цитата из стихотворения А.Фета, с той его строчкой, в которой говорится про пожар – «Смотри, меж чернеющих сосен как будто пожар восстает» - и событием, которым все наполнено в рассказе, – войной. Восстает пожар войны, и И.А. Бунин воспринял это событие, Первую мировую войну, как «холодную осень» человечества.

Недаром рассказ о Первой мировой войне написан в конце второй мировой.

И.А. Бунин по-особенному, очень трагично воспринял начало первой мировой войны, считая ее началом конца человеческой истории. Художественно эти мысли воплощены в рассказе «Холодная осень».

Новаторство И. А. Бунина заключается в том, что он необыкновенно расширил возможности рассказа. В центре рассказа как малого эпического жанра лежит событие, важное для центрального героя, событие, что-то меняющее в его отношении к миру, в нем самом, открывающее ему какую-то тайну человеческой жизни. В центре рассказа И.А. Бунина - событие, изменившее судьбу человечества. В сжатом, предельно ограниченном пространстве рассказа (в нем менее четырех страниц текста) И.А. Бунин сумел сказать то, о чем можно сказать на страницах романа-эпопеи, и в этом проявилось его великое художественное мастерство.

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Как я понимаю слова героини в конце рассказа: «И это всё, что было в моей жизни — остальное ненужный сон»?

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа

Конспект урока литературы «Идейно-художественное своеобразие рассказа

Подводя итог своей жизни, героиня приходит к выводу, что единственное, что было в ее жизни – это тот холодный вечер, когда еще был жив жених…

Подводя итог своей жизни, героиня приходит к выводу, что единственное, что было в ее жизни – это тот холодный вечер, когда еще был жив жених…

На Петров день к нам съехалось много народу, – были именины отца, и за обедом он был объявлен моим женихом

На Петров день к нам съехалось много народу, – были именины отца, и за обедом он был объявлен моим женихом

Не случайно главный герой рассказа, обозначаемый в тексте как «он», однажды назван «сыном»: «Мать встала и перекрестила своего будущего сына», а утром надела ему на…

Не случайно главный герой рассказа, обозначаемый в тексте как «он», однажды назван «сыном»: «Мать встала и перекрестила своего будущего сына», а утром надела ему на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2020