Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"
Оценка 4.7

Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"

Оценка 4.7
docx
11.10.2020
Конспект урока литературы в 10 классе "Базаров перед лицом смерти"
Урок литературы в 10 классе Базаров перед лицом смерти.docx

Урок литературы в 10 классе.

 

Тема урока: Базаров перед лицом смерти.

 

Цель:

проанализировать сцену смерти Базарова, показать духовное богатство и силу духа героя романа.

 

Оборудование:

 

1.     Экран, компьютер, проектор, портрет И. С. Тургенева

2.     Музыкальное сопровождение: «Сарабанда» Г.Ф. Генделя, «Реквием» В.А. Моцарта

3.     Картина В. Перова «Старики-родители на могиле сына»

4.     Эпизод художественного фильма В. Никифорова «Отцы и дети»

 

                                                                  Эпиграф к уроку

Весь интерес, весь смысл романа

заключается в смерти Базарова…

Д. И. Писарев

                  

                        

Организационный момент.

Формулировка темы и цели урока.

 

В руке учителя горит свеча, которую он через некоторое время тушит.

 

- Ребята, в руках у меня свеча, каким образом этот предмет, этот символ связан с нашим произведением и главным героем? (Базаров сам назвал себя умирающей лампадой, которая гаснет) Эпизод смерти Базарова – самая сильная сцена романа.

 

Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником эпизода «Смерть Базарова» на фоне музыки. (Звучит «Сарабанда» Г.Ф.  Генделя)

(Дело мое дрянное. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность. И через несколько дней меня хоронить будут. Пока еще моя голова в моей власти. Завтра или по послезавтра мозг мой в отставку подаст. Я и теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь… Вокруг меня красные собаки бегают. Точно я пьяный. Больше ничего не нужно. Странно! Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно…, и больше ничего.

…Сила-то, сила, вся еще тут, а надо умирать!.. Старик тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?

Не хочу бредить, что за вздор!.. Из восьми вычесть десять, сколько выйдет? Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчичники к желудку... кровопускании,… наступил кризис... прошел кризис... Слово-то что значит! Нашел его, сказал: «кризис» - и утешен. Кризис прошел или наступил? Исполнить долг христианина? Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему… Наступил кризис... Беспамятных тоже причащают. Я подожду. А теперь я хочу спать.

Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство… Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается.

Ну, прощайте! Живите долго, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно.

Я нужен России... Нет, видно не нужен, да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Прощайте… Прощайте... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...)

 

- Лампада – свеча – символ жизни. Какой троп используется для создания этого образа? (Метафора.)

- Какие чувства у вас вызывает сцена смерти Базарова? (Жалко, что гибнет такой человек. Одна из самых проникновенных сцен романа.)

 

- Последние страницы романа (с ними вы познакомились дома), посвященные смерти главного героя, — самые важные. Д.И. Писарев сказал такие слова: «…Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

- Посмотрите на эпиграф. Что имел в виду литературный критик Писарев, написав: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова…»? Это вопрос, на который нам предстоит ответить.

На предыдущих уроках мы с вами рассматривали отношения Базарова с родителями, с народом, с Кирсановыми, с Одинцовой, с родителями. Говорили о том, что автор изображает жизненный путь героя, последовательно устраивая ему экзамен во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах – и Базаров проваливается всюду.

 

-Вспомните, как складывались его отношения с окружающими?

       ( Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считал неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие, любовь. Он не принимает и даже не пытается понять противоположную его убеждениям точку зрения. В результате его столкновения с П.П. Кирсановым заканчиваются дуэлью. В Аркадии Кирсанове Евгений видел хороший материал для создания настоящего человека, подобного себе самому, путем искоренения разного вздора вроде романтизма и наставления на путь истинный. Базарову было сначала приятно восхищение своего ученика, ему нравилась  роль творца нового человека, но потом, увидев, что из романтичного, мечтательного Аркадия не получится нигилиста, просто махнул на него рукой. Он говорит Аркадию: «Так ты задумал гнездо свить.. Ты поступил умно. Для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан... Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Его высокомерное, часто неоправданно грубое обращение с Аркадием нарушает все извечные законы человеческих отношений и неминуемо ведет к разрыву. Ведь дружба - это равноправное партнерство, уважение, а не рабство и не покровительство.

        Считая, что настоящий человек не должен отвлекаться на восхищение природой, музыку, поэзию, любовь, искусство, - Базаров уверен, что любые чувства можно обуздать и искоренить в себе усилием воли. Однако судьба сводит Евгения с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и «дышит» своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его убеждениями, которые уже стали частью его самого.

        Взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Вначале кажется, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но проявлять их открыто он просто не считает нужным. И окружающим не позволяет этого. Родители знают эту черту сына, поэтому стараются не раздражать его излишним проявлением внимания.)

 

-А сейчас перед нами другой, настоящий Базаров.

 

- Согласны ли вы, что испытание, которое он выдержал с честью, - это испытание смертью? - Докажите это.

 

(Изменилось его отношение к родителям (работа с текстом) Мы видим, что Базаров – нежный и любящий сын. Сам находясь при смерти, он становится более терпимым по отношению к родителям, утешает отца, просит его  поберечь мать - скрыть от нее всю тяжесть его положения.

 Изменилось его отношение к Одинцовой. (работа с текстом) Оказывается, Базаров умеет любить искренне и преданно. Именно поэтому перед смертью он хочет видеть любимую женщину и сказать ей все то, что не решался сказать раньше. Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству. Перед лицом смерти проявились лучшие черты характера Базарова: сила воли, мужество, жалость к родителям, способность восторгаться и любить. И не случайно русский критик Дмитрий Иванович Писарев сказал о смерти Базарова: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».)

 

 

- Вспомните, как на вопрос Павла Петровича Кирсанова: «Как, вы все отрицаете?»- Базаров безапелляционно отвечает: «Все!» А оказывается, есть вещи, которые мы не в состоянии изменить, которые существуют объективно вне нас. Порядок жизни и смерти не нами заведен, и мы не можем на него повлиять.

Вся его нигилистическая теория рассыпалась как карточный домик. Это осознает и сам Базаров. И в этом тоже проявляется его настоящая суть.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нужен» России. Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

 

- Да, испытание смертью он выдержал блестяще: ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не уронил своего человеческого достоинства. Лишь с одним испытанием Базаров не справился: он не выдержал столкновений с самим автором, которые даны в романе как подтекст, как подводное течение. Столкновений этих два. Тургенев опровергает тезис своего героя: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - изображая в романе природу как храм; а затем автор, показывая готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений - действовать, то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности действовать. Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России

 

- «Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым…» О чем эти строчки в конце 27 главы?

(О том месте, где все когда-то найдут свое убежище. Базарова нет, а есть жизнь бесконечная, есть природа.)

- Чем так измучен и от чего устал Базаров? Притворяться? Но он не притворялся. Мы выяснили, каким окружающие видели Базарова и каков он настоящий.

(Устал казаться, а не быть; устал соответствовать принципам, им же придуманным.)

- Жизнь бесконечна, но только истинная... Цветы на могиле Евгения Базарова подтверждают это.

Обратимся к тому абзацу, с которого мы начали наш урок. Мы не можем пройти мимо последних строк: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, говорят о вечном примирении и жизни бесконечной…»

 

- С кем же примирила Базарова смерть?

(Со всеми, кто его окружал, но в первую очередь она примирила героя с самим собой.)

 

- Вот как отозвался о романе А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

 

- Давайте прочувствуем это. Откройте последний абзац романа. Его часто называют реквиемом по главному герою. Реквием (лат. «покой») – траурное музыкальное произведение. Постепенно этот термин вошел и в литературу.

 

Ученик выразительно читает финал романа под музыку австрийского композитора Моцарта “Реквием”.

(Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (музыка затихает) О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...)

 

- Вы слушали чтение на фоне «Реквиема» Моцарта. По какому литературному произведению вы знакомы с Моцартом? (Маленькая трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».)

- Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Музыка Моцарта усиливает это впечатление.)

- Какие языковые средства передают глубину чувств автора (Повторы, восклицания, риторические вопросы.)

- Вспоминается фраза писателя о своем герое: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я,– я виновен и не достиг своей цели».

- В эпилоге романа поэтическая сила реквиема очень велика. Неслучайно под впечатлением от финальных глав романа художник В. Г. Перов в 1874 году заканчивает картину «Старики родители на могиле сына», которая в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее. Вы дома рассмотрели её (домашнее задание), сейчас она перед вами.

- Как художником изображены старики Базаровы?-вопрос домашнего задания. (Художник запечатлел сельское кладбище в одном из удаленных уголков России, среди заросших могилок выделяя одну, ту, к которой и подошли сгорбленные муж с женою, похоронившие своего сына несколько лет назад. Несмотря на то, что художник рисует своих героев со спины, по их позам нетрудно догадаться, что они чувствуют. Родители будто стараются, но не могут смириться с потерей любимого «Енюши». Художник как будто повторяет вопросы, заданные Тургеневым: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» 
       Окружающий пейзаж спокойной «равнодушной» природы также говорит о «вечном примирении и о жизни бесконечной». Судя по уже зарастающей травой могилке, похоронен сын давно. Безутешное когда-то горе стариков перешло в тихую печаль и покорность несправедливой, но неизбежной судьбе: молодому человеку-лежать земле, старикам-доживать свой век без единственной опоры в их жизни. Со спины не видно их лиц, низко склонены их головы. Тем не менее фигуры стариков полны внутреннего достоинства. Интересно, что в начале своего замысла художник хотел показать родителей лицом к зрителю. Отца-с низко опущенной головой, мать-коленопреклонённую возле могилы. Но затем художник изменил своё решение, и картина стала известна именно в таком варианте.)

Художники пишут картины, режиссёры снимают фильмы, театральные режиссеры ставят спектакли по этому произведению. Известны 5 экранизаций романа (первая- в 1915 г., последняя -в 2008 г.) Предлагаю вам посмотреть финальный эпизод (Объяснение Базарова с Одинцовой-5 мин) советского 4-серийного художественного фильма Вячеслава Никифорова. (1983 г.) и оценить игру актёров.

-Что кажется вам удачным воплощением авторского замысла?

- В чём режиссёр отошёл от литературного первоисточника? Почему, как вы думаете?

-Что бы вы изменили, оказавшись на месте режиссёра?

(Обсуждение версий учащихся)

 

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. В то время велись горячие споры о романе, об образе Базарова. Не утихают они и по сей день. Тема нашего следующего урока – «Образ Базарова в литературной критике». Вам нужно познакомиться со статьями литературных критиков. 

 

 

 

 

 


 

Урок литературы в 10 классе.

Урок литературы в 10 классе.

Ребята, в руках у меня свеча, каким образом этот предмет, этот символ связан с нашим произведением и главным героем? (Базаров сам назвал себя умирающей лампадой,…

Ребята, в руках у меня свеча, каким образом этот предмет, этот символ связан с нашим произведением и главным героем? (Базаров сам назвал себя умирающей лампадой,…

Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается

Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается

Базаров проваливается всюду. -Вспомните, как складывались его отношения с окружающими? (

Базаров проваливается всюду. -Вспомните, как складывались его отношения с окружающими? (

Взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно

Взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно

Вспомните, как на вопрос Павла

Вспомните, как на вопрос Павла

Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым …»

Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым …»

Ученик выразительно читает финал романа под музыку австрийского композитора

Ученик выразительно читает финал романа под музыку австрийского композитора

Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и величественно рисует

Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и величественно рисует

Со спины не видно их лиц, низко склонены их головы

Со спины не видно их лиц, низко склонены их головы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2020