Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу И.А. Бунина ""Лапти"
Оценка 5

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу И.А. Бунина ""Лапти"

Оценка 5
docx
27.02.2020
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу И.А. Бунина ""Лапти"
Открытый урок литературы в 6 классе по произведению Бунина.docx

Открытый урок литературы в 6 классе по произведению Бунина «Лапти»

Тема.  «Кто-то должен быть милосердным…» 

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: урок смешанного типа.

Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая (6 класс – 3 часа литературы в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2016. – 320 с., в соответствии с требованиями ФГОС общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

УМК: учебник «Литература. 6 класс». Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, Москва «Русское слово - учебник», 2016 г.

Цель урока: формировать читательскую компетенцию через тренинг в определении проблемы, идеи, находящих отражение в подвиге героя рассказа И.А. Бунина «Лапти».

Задачи урока:

Образовательные:

*      обучение элементам анализа рассказа;

*      обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности;

*      выявить лексическое значение слова «подвиг». 

Развивающие:

*      развитие логики;

*      развитие умение анализировать прочитанное;

*      развитие критического мышления;

*      развитие внимания;

*      развитие речи;

*      развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;

*      формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

Ø развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

Ø развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

Ø развивать умение применять новые знания;

Ø развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Ø формирование логических умений;

Ø развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

Ø развитие умения формулировать тему и цель урока;

Ø развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

*      воспитание милосердия, доброты, умения сострадать;

*      воспитание ценностного отношения к слову;

*      развитие коммуникативных УУД:

Ø создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Ø взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

Оборудование:

Ø  ПК;

Ø  мультимедийный проектор;

Ø  мультимедийная презентация к уроку;

Ø  личные ПК или смартфоны детей;

Ø  рабочий лист;

Структура урока:

Ø  Самоопределение деятельности.

Ø  Постановка учебной проблемы.

Ø  Актуализация опорных знаний.

Ø  Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Ø  Физ. минутка.

Ø  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление изученного материала.

Ø  Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Ø  Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Эпиграф: Одно есть только в мире счастье -
                     Весь божий свет душой любить.
                                                             И. Бунин

(слайд 1)

Как вы понимаете слова эпиграфа?

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-Знаете вы этих людей?

(Слайд 2) Актером театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд.   Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Актрисой Чулпан Хаматовой создан благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями "Подари жизнь".

-зачем они это делают?

-как называют таких людей и их дела?

2. Словарная работа(слайд)

Благотворительность (благо творить)

Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов)

Подвиг -

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Ребята, знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца.

На этом уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, родился 22 октября 1870г. в г. Воронеже, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.

Февральскую революцию воспринял с болью. И в 1918г. уезжает из Москвы в Одессу, а затем - за границу, во Францию. Постоянная тоска по Родине день ото дня становится всё глубже. В своём дневнике Бунин записывает: «Часто думаю о возвращении домой. Доживу ли?»

         Желание вернуться домой было острым и сильным. В 1939г. Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано за три дня до Великой Отечественной войны. Всё, что имело отношение не к войне, отодвинулось на задний план. Письмо осталось без ответа. Бунину не суждено было вернуться на Родину.

          8 – го ноября 1953г. писатель скончался в Париже, там же похоронен.

Человек умирает дважды: один раз – физически, второй раз, когда умирает память о нём. Бунин жив, благодаря своим произведениям, оставленным нам в наследство. Сегодня мы рассмотрим его рассказ «Лапти».

 

Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.

 

      IV. Осмысление содержания. 

       Пятый день несло непроглядной вьюгой. До слов …Где ж в такой ужас дойти!..

1-я остановка:

- С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

-Ребята, какое вам встретилось незнакомое слово? (Словарная работа.)

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает? Ответы ребят:

Справка из словаря на доске или у ребят словари (хотя бы один словарь на парту):

Фуксин – красная анилиновая (маслянистая) краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет«непроглядная вьюга»)

- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Вот так выглядели крестьянские дети того времени (слайд на экране или картинка на доске) – конца 18 века: худой, латаный-перелатанный кафтанчик, старые штаны, шапка да лапти. Их можно покрасить фуксином, чтобы они стали красными, но в народе этого не делали. Красные лапти в бреду пригрезились мальчику, герою рассказа Бунина.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев. (Слайд на экране)

- Похож Нефёд на них? Чем?

- Почему – больше на старца Перова?

- Какое главное качество углядели? (Кротость, добросердечие, смирение, сила) 

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? (Добрые.)

- Почему вы так решили? (Она называет его Нефёдушкой.)

- Пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст или нет, об этом мы узнаем из следующего эпизода?

        …Еще подумал.  до слов бешено несущемся степном море…

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

- Что взял с собой Нефёд? (КНУТ – изображение на картинке или на слайде) Для чего? (Может вызвать ЗАТРУДНЕНИЕ!!!) (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.)

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

- А в это время в  доме …. (Читаем текст).

          …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. до слов … а затем торопливый зловещий стук в окно…

3 остановка

- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

- Вот об этом мы узнаем из последнего отрывка.

          …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, до слов

            За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

4- я остановка:

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

         - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Как вы думаете, смерть Нефёда была напрасной?

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас новосельских мужиков? (Да, раскопав его, мужики поняли, что жильё рядом, близко).

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

За образами героев, как вы, наверное, заметили, стоит сам автор. Как бы вы определили писательскую позицию? К чему призывает И.А.Бунин? (К человечности, состраданию)

 

Физминутка.  Звучит композиция Г.В. Свиридова «Метель».

Отложите ручки и тетради, настройтесь на отдых. Закройте глаза и вслушайтесь в музыку. Можно ли сопоставить музыкальную композицию и сюжет рассказа? Почему? Представьте, как Нефёд пробирается сквозь вьюгу ради спасения мальчика. Почувствуйте, было ли ему трудно? Насколько?

(- Музыкальная композиция и сюжет сопоставимы: в рассказе стихия решает жизнь героя, в музыке также создается образ зимней вьюги)

Исследовательская работа

        Вы дома перечитали «Сказку о молодильных яблоках и живой воде», вспомнили последовательность частей, которая определяет сюжетно-композиционную основу волшебной сказки. (На доске)

Давайте проведем исследование и сопоставим сюжет рассказа И. Бунина «Лапти» с сюжетом волшебной сказки, выясняя сходства и отличия.

 

Учитель: Обратите внимание, что в тексте ярко представлены два цвета. Какие?

 - Что символизируют данные цвета? 

Как вы считаете, какие образы и символы рассказа И.А. Бунина «Лапти» можно отнести к данным цветам? 

Чтобы ответить на данный вопрос обратитесь к карточкам «Что окрашено в какой цвет?». Вам нужно распределить слова в карточке на две группы на основе цветовых ассоциаций. В белый вписать слова, которые ассоциируются, соотносятся в вашем представлении с белым цветом, в красный – ассоциирующиеся с красным цветом.

А пока вы работаете, прозвучит мелодия «Black and White», написанная Гильдой Бата (звучит музыка).

Работа в группах

-Что у вас получилось?

(Обучающиеся работают с символикой цвета, находят в тексте слова и выражения, ассоциирующиеся с тем или иным цветом.

- Красный и белый.

- Белый цвет – это добро, любовь. На стороне добра в рассказе находятся мать ребёнка, её молитва, Нефёд.

 

С другой стороны, белый цвет символизирует «Непроглядная вьюга», «страшные снега», «бездна снежного урагана и мрака» создают ощущение безысходности, это разбушевавшиеся тёмные силы.

 Красный цвет становится символом борьбы добра и зла, символом ПОДВИГА.)

Учитель: А теперь подведем итог нашей работы. На доске вы видите слово, которое красной нитью прошло сквозь наш урок. Это слово «подвиг». Сейчас я предлагаю записать к каждой букве слово-ассоциацию к данному понятию. Например, П-путь, помощь и т.д.

Учитель: Очень много ценных ассоциаций у Вас возникло, и это чудесно, это Ваш опыт, который пригодится Вам при выполнении домашнего задания.

Обобщение учителя.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Обобщающие вопросы.

1) Как вы думаете, мы сумели достичь цель урока?

2) Что для вас было сложным в понимании текста?

3) Сложно ли было читать это произведение?

Домашнее задание.

1.      Выучить стихотворение И. Бунина стр. 112.

2.      Нарисовать памятник Нефёду или обложку к рассказу «Лапти».

3.      Дописать концовку рассказа и защитить её на следующем уроке.

4.      Подготовить пересказ рассказа «Лапти»

 

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.

 

!!! - А урок мне хотелось бы закончить стихотворением Т. Кузовлёвой: (если останется время)

Путь к милосердию долог, но милосердие необходимо:

беспомощным людям и взрослым, особенно детям.

Не жалейте сердца: пусть недолго бьётся, беспокойное, оно,

Всё ж от своего земного долга сердце отступиться не должно:

от тревог за всех, кто рядом дышит, и от дум, что отгоняет ночь,

 и от страха: вдруг да не услышать чью-то просьбу тихую – помочь.


 

Открытый урок литературы в 6 классе по произведению

Открытый урок литературы в 6 классе по произведению

Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями

Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями

Ход урока. Эпиграф: Одно есть только в мире счастье -

Ход урока. Эпиграф: Одно есть только в мире счастье -

Желание вернуться домой было острым и сильным

Желание вернуться домой было острым и сильным

Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик»,

Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик»,

Почему автор назвал этот стук зловещим? (

Почему автор назвал этот стук зловещим? (

Как вы считаете, какие образы и символы рассказа

Как вы считаете, какие образы и символы рассказа

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020