Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Основные мотивы поэмы.
Цель: проанализировать сюжет поэмы, охарактеризовать образ Мцыри и попытаться ответить на вопрос: что значит жить и в чем смысл жизни (по мнению поэта и главного героя).
Планируемые результаты :
Личностные результаты: дети будут учиться способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью; прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта; учить организовывать рабочее место; оценивать работу друг друга.
Метапредметные результаты: дети научатся видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к родной природе, к родине, адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач;
Предметные результаты: продолжать знакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; учить проводить идейно-тематический анализ поэмы; выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: текст стихотворения, опорная запись на доске, карточки с опорным материалом, мультимедийная презентация (портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”), компьютер, проектор. Эпиграф. "Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил". Мцыри.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята!
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет? (Леонид Мартынов "След") Как вы думаете, о чем это стихотворение? Ребята, вы хотя бы раз задумывались над вопросом: зачем я живу на земле, в чем смысл жизни? Этот вопрос волновал человечество на протяжении многих тысячелетий и волнует нас сейчас.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- С каким поэтом и писателем мы с вами познакомились на прошлом занятии? О каком произведении начали говорить?
- Дома вы должны были прочитать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Слово учителя.
- Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Рассказ ученика:
- Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
- В чем разница между героем поэмы и героем легенды ?
В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
- Какова же цель нашего урока?
Цель урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить? В чем смысл жизни для Мцыри? И подумать, каковы тема и идея поэмы «Мцыри».
(Этот проблемный вопрос записан на доске).
У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. О чем говорит душа Мцыри? Поможет нам найти ответ разрезанное высказывание, которое вы сейчас соберете. Внимание на экран. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее).
- Так о чем же говорит душа Мцыри?
- Как в литературе называется такой герой?
- К какому лит. направлению можно его отнести?
- Поэма «Мцыри» является романтическим произведением. Какие мотивы характерны для этого направления?
- Какова тема сегодняшнего урока? (Основные мотивы поэмы М.Ю.
Лермонтова "Мцыри"). Число. Классная работа. Тема урока.
3. Актуализация знаний.
- А теперь обратимся к сюжету поэмы. В ходе урока мы будем заполнять фишбоун. Схема у каждого из вас на листе. Вспомним, как заполняется фишбоун. Начинаем с проблемы (головы), причины подтверждают факты и вывод по проблемному вопросу. Приступим. Мы с вами уже определили проблемный вопрос урока, запишите его.
4 Усвоение новых знаний.
4.1. Словарная работа.
- Что значит слово «мцыри»? (сноска в учебнике)
Таким образом, название "Мцыри" точно отображает содержание и отвечает характеру главного героя.
- Какова композиция поэмы?
В начале 3-ей главы читаем:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю…»
- Что же обозначает слово "исповедь"? Обратимся к толковому словарю. Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.
- В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
4.2. Работа с текстом поэмы. Беседа с учащимися.
- Как Мцыри попал в монастырь?
- Сколько ему было лет?
- Какие черты характера присущи ему в детстве?
- Каким он стал в монастыре?
- Почему он задыхался в стенах монастыря?
Подведем итог двух этапов его жизни. Нравилась ли Мцыри жизнь в монастыре?
- Что становится центром повествования в поэме?
Центр повествования – это “три блаженных дня”, в них всё счастье, весь смысл, вся трагедия жизни героя. Следовательно, в них мы и будем искать ответ на наш главный вопрос и заполнять фишбоун.
- Но сначала ответим на вопрос: что заставило Мцыри покинуть монастырь?
Учащиеся работают с текстом.
Представление о свободе, родине, красоте природы. Подтверждение текстом.
-Значит, каких ощущений был лишён Мцыри в монастыре?
- Мы говорили сегодня, что одной из причин побега Мцыри стало желание прожить жизнь, полную тревог. Удалось ли юноше реализовать своё желание?
4.3. Физминутка.
5. Первичная проверка понимания.
5.1. Работа с кластером.
- Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь (схема).
Столкновение мировоззрений
с одной стороны с другой стороны
Смирение Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Пассивность Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Боязнь потрясений и бурь Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Отказ от земных радостей Стремление к радостям и страданиям земной жизни, Жалкое упование на рай протест против церковного и всякого иного рабства небесный
Вывод. Столкновение мировоззрений привело к тому, что добро, сделанное монахами,обернулось для Мцыри злом.
5.2. Работа с текстом поэмы. Беседа с учащимися. - Что является кульминацией поэмы?
- Зачем Мцыри вступает в борьбу с барсом?
- Как он ведёт себя во время боя? Найдите в тексте.
- Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?
Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову.
Заполнение фишбоуна.
- О каком событии в жизни главного героя мы не упомянули?
- Какое чувство должен был испытать Мцыри?
- Может, кто-нибудь расскажет или найдет в тексте этот отрывок?
- В его душе идёт борьба чувств. Как бы ни был притягателен зов счастья и покоя, Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Почему?
Заполнение фишбоуна
6. Первичное закрепление.
- Что узнал Мцыри, пробыв три дня на свободе?
- Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?
- Так в чем же смысл жизни для Мцыри?
- Итак, нашёл ли Мцыри ответ на вопрос: Что значит для него жить?
Заполнение фишбоуна.
- Чем заканчивается поэма?
- Почему поэма имеет открытый финал?
7. Домашнее задание (дифференцированное)
Всем. Создать кластер на тему "Символы, встречающиеся на жизненном пути Мцыри"
1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы "Мцыри" (на выбор)
2. Написать сочинение-размышление "Три дня на воле - это много или мало?" 3. Написать письмо от имени Мцыри, которое будет начинаться словами: "Я родился для того, чтобы..."
8. Рефлексия.
8.1. Цифровой диктант Согласны ли вы, что: 1. Местом действия поэмы выбран Кавказ.
Да – 1 Нет -0
2. Считаете ли вы, что жизнь Мцыри « без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости …»
Да –0 Нет – 1
3.Кульминацией поэмы является встреча с грузинской девушкой.
Да – 1 Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы усвоили на 100 %.
8.2. Упражнение “Незаконченные предложения”.
Этот урок был для меня полезен …
Больше всего мне понравилось задание…
Я узнала новое… 9. Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.