Конспект урока: "М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

  • docx
  • 07.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала М.docx

М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»


Тип урока
: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цель урока: понять, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества, определить нравственные пороки общества, изображенные в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии Салтыкова-Щедрина;
  • показать особенности жанра сказки в творчестве писателя;
  • показать художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;
  • формировать навыки исследовательской работы с текстом;
  • актуализировать понятия сказка, сатира, рассмотрение понятий нравственность, порок, их отражение в сказке;

определение нравственных пороков общества через анализ и взаимоотношения главных героев;

  • рассмотреть образы главных героев;

развивающие:

  • развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
  • развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершен­ствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление;
  • закреплять и ввести термины: сатира, порок;
  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся.
  • развивать внимание, связную речь

воспитательные:

  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
  • формирование и воспитание духовно развитой личности;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге

Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, компьютер, карточки-задания, выставка книг, портрет писателя, разные издания произведений Салтыкова-Щедрина, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г

Ход урока

1.Психологический настрой

- Добрый день!

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

 II. Реализация домашнего задания. 

- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)

Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1). Биография Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина (статья учебника о биографии и творчестве стр. 289- 290). Показ презентации.

Сообщения учащихся.

Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.

Детство писателя:

Родился в январе 1826г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.

Учёба. Учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет).

Весной 1845г. начинается его служба в канцелярии Военного министерства. Появляются первые повести «Противоречия», «Запутанное дело».

Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки Щедрина – произведения иносказательные.

Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.

 

2). Викторина

- Проверим, как хорошо вы знаете содержание сказки. На слайде появятся вопросы и варианты ответов, ваша задача – найти верный ответ на вопрос (или работа по карточкам)

  • Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.Прилетели на ковре-самолете.

  • В чем мужик варил суп?

1. В котелке        

2. В пригоршне

3.В кастрюле

  • Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Вестник Москвы».

  • Как генералы отыскали на острове мужика?

1. По следам, оставленным на песке

2. По его храпу

3. По запаху мякинного хлеба

  • Кем этот мужик работал в Петербурге?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

  • В каком виде два генерала прибыли на остров?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

  • Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1. Пуговицу

2. Орден

3. Платок.

  • Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

1. Научиться работать

2. Всё время спать

3. Найти мужика

  • На какой улице в Петербурге жили генералы?

1. На Невском проспекте

2.На Фонтанной

3.На Подьяческой

  • Из чего мужик сделал силки для птиц?

1. Из собственных волос

2. Из собственной рубахи

3. Из собственных лаптей

  • Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же как и попали на остров

3. Мужик построил корабль.

  • Как генералы мужика при себе удерживали?

1. Цепью приковали

2. Веревочкой привязали

3. Смирительную рубашку надели.

  • Чем генералы наградили мужика?

1. Дали много денег

2. Медалью

3.Рюмкой водки и пятаком

 

3).Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.

1. «Служили генералы всю жизнь в регистратуре»

2. «Стали искать, где север и где юг».

3. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

4. «Попробовал полезть – ничего не вышло, только штаны изорвал».

5. «Выслали ему рюмку водки да пятак золота».

6. «И выстроил он корабль».

7. «Генералы соскучились по прежней жизни».

8. «Перед ними с одной стороны расстилалось море…»

9. «Проснулись и видят: оба на одной подушке лежат»

10. «До того изловчился, что стал даже в пригоршне кашу варить».

Выполнение задания, самопроверка.

Ответы: 2,4,5,9,10.

 

III. Анализ произведения

1. Словарная работа.

&Работа со словарём:

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Каллиграфия, рандеву, частный пристав, фестиваль, столпотворение, действительный статский советник.

2.Беседа по содержанию

- Где начинается действие произведения?

(В Петербурге, на улице Подьяческая).

- Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица?

(расположено много канцелярских учреждений).

-Кто герои произведения? (Два генерала и мужик)

- Почему местом действия выбран необитаемый остров?

(Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров).

3. Композиция сказки

-Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).

- Где развязка? (Возвращение героев в Петербург).

- Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

4. Особенности жанра «Повести...»
Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка?

 Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Задания:

  • Найдите в «Повести...» сказочные выражения. Определите их роль.
  • Запишем выражения на доске.

1)Жили да были два генерала, и так как оба были легко­мысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Стр. 291

  1. Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и ви­дит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды... стр.293
  1. Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Стр.299
  1. Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало! Стр.300
  2. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке ска­зать. Стр.300
  3. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загреб­ли - того ни в сказке сказать, ни пером описать! Стр.300

 

-Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?
(Описание петербургской жизни генералов: их  служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Причина, по которой произошло переме­щение генералов на остров:  «оба были легкомысленны»).

Составить таблицу «Сказочное в «Повести…».

Сказочное в «Повести…»

1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.

2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.

3. Три раза плакали – сказочная цифра 3

- Составить таблицу «Реальное в «Повести…»

Реальное в «Повести…»

Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.

 

5. Работа над образами главных героев

-Продолжим работу по анализу произведения.

-Работать будем по группам. ( Учащиеся получают групповые карточки - задания)

- Теперь поговорим о главных героях произведения мужике и двух генералах.

1 группа - Характеристика мужика

- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).

- Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.

    («Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»).

- Каким мы видим мужика в сказке? ( Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется. Умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Автор показывает мужика сноровистым, ловким. Мужик способен на все: «полез сперва ‑ наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…»).

-Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?

        (В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому  положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

Генералы убеждены в том, что мужик есть везде и что он должен на них работать).

-Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?

         (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои права.)

- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

(Автор печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь заставлять работать на себя. Салтыков ‑ Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие).

-Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к понятию, что такое нравственность? Порок?

  • Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)

Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства

-Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? в поступках?

         (Крестьянин свободен на острове. Но он остался рабом и даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти генералы, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать).

2 группа - Характеристика генералов

- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).

- Что мы знаем о петербургской жизни генералов? ((Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой ‑ то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию»).

 - В Петербурге они жили своим трудом? (Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь).

- Какой была регистратура, в которой служили генералы?

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове (нет людей)? (найти в тексте).

Анализ эпизода. Выразительное чтение «На острове» 

- Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?

- Приспособлены ли они к жизни? (Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»).

- О чем они думают? (Мысли о еде, поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? (Попытка отвлечься чтением от чувства голода).

- О чем пишут в газете? Найти в тексте. (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций)

- Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?

- О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объяс­няют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?

- Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?

(Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов - глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).

 

Эпизод с мужиком. 

- Какой выход находят генералы? (Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы»).

- О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов? (Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого).

- К кому можно отнести слово тунеядец?

- Как мужик угодил генералам?

- Изменилось ли отношение генералов к мужику? («Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…»).

- Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?

- Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?

- Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)

- Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов? (Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную уверенность в том, что блага на земле принадлежат им).

 

-Подведем итоги групповой работы.

Выступления учащихся, заполнение таблицы в тетрадях.

Генералы

Мужик

Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок.

Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.

Автор сравнивает представителей «высшего сословия» и простого мужика. Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

Дайте сравнительно – сопоставительную характеристику героям.

Сравнительно – сопоставительная характеристика

генералов и мужика

Внешний облик

В ночных рубашках, на шее по ордену

Громаднейший мужчина

Отношение к труду

жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни

Трудолюбивый, ловкий, находчивый

Умственные способности

«…ничего не понимали», слов никаких не знали

Догадливый, умный

Отношение к другим людям

Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ



Вывод:

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".

6. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.

- Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

 - Кто такой сатирик?

Сатирик - обличитель отрицательных явлений действительности.

-Проблемы общества автор показывает через использование сатиры.

- Что такое сатира?

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

- Какими приемами сатиры пользуется автор в этой сказке?

Карточки:

Основными приёмами сатиры является:

Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

Гипербола – преувеличение.

Фантастика

Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Работа в группах:

Аллегория (Генерал не может сорвать яблока с дерева)

Гипербола (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают. Газета, в которой говорится только о еде).

Фантастика (Заснули – попали на необитаемый остров).

Гротеск (Сцена остервенения генералов). Чтение по ролям.

Антитеза: мужику труженику противопоставлены ни к чему не приспособленные генералы.

Ирония: автор горько смеётся над мужиком, который безропотно спасает генералов. Под деревом, брюхом к верху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.

- С какой целью Салтыков – Щедрин использует эти приёмы?

(Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют. Они не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику).

- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

(Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом).

ΙV. Подведение итогов.

- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?

В этой сказке Салтыков – Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, не смотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.

       - Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
    (Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, заставляют работать на себя).

М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.

Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и терпение.

V. Домашнее задание: составить подробный цитатный план сказки. Разобрать вопросы теста.

 

Тест

 В чём заключается оригинальный способ приготовления ухи из налима? (Высечь налима, когда печень увеличиться кидать в уху) 

Как генералы мужика при себе удерживали?

Какие сведения из географии известны генералам?

 На какой улице в Петербурге жили два генерала?

В каком городе служили генералы?

Как называлась газета, которую они нашли на острове?

В чём необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове?

Как они наградили своего спасителя?

 Как два генерала оказались на необитаемом острове?

Как генералы отыскали на острове мужика?