М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования
навыков и умений
Цель урока: понять, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества, определить нравственные пороки общества, изображенные в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
Задачи:
образовательные:
определение нравственных пороков общества через анализ и взаимоотношения главных героев;
развивающие:
воспитательные:
Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, компьютер, карточки-задания, выставка книг, портрет писателя, разные издания произведений Салтыкова-Щедрина, учебник: Литература, 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015г
Ход урока
1.Психологический настрой
- Добрый день!
-Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
II. Реализация домашнего задания.
- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)
Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1). Биография Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина (статья учебника о биографии и творчестве стр. 289- 290). Показ презентации.
Сообщения учащихся.
Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.
Детство писателя:
Родился в январе 1826г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.
Учёба. Учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет).
Весной 1845г. начинается его служба в канцелярии Военного министерства. Появляются первые повести «Противоречия», «Запутанное дело».
Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки Щедрина – произведения иносказательные.
Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.
2). Викторина
- Проверим, как хорошо вы знаете содержание сказки. На слайде появятся вопросы и варианты ответов, ваша задача – найти верный ответ на вопрос (или работа по карточкам)
1.В результате кораблекрушения
2.По щучьему велению, по моему хотению
3.Прилетели на ковре-самолете.
1. В котелке
2. В пригоршне
3.В кастрюле
1. «Московскую правду»
2.«Московские ведомости»
3. «Вестник Москвы».
1. По следам, оставленным на песке
2. По его храпу
3. По запаху мякинного хлеба
1. Поваром
2. Кузнецом
3. Маляром
1. В мундирах
2. В ночных рубашках
3. В шубах и валенках
1. Пуговицу
2. Орден
3. Платок.
1. Научиться работать
2. Всё время спать
3. Найти мужика
1. На Невском проспекте
2.На Фонтанной
3.На Подьяческой
1. Из собственных волос
2. Из собственной рубахи
3. Из собственных лаптей
1. Заснули и проснулись дома
2. Так же как и попали на остров
3. Мужик построил корабль.
1. Цепью приковали
2. Веревочкой привязали
3. Смирительную рубашку надели.
1. Дали много денег
2. Медалью
3.Рюмкой водки и пятаком
3).Из предложенных высказываний исключите ненужное. Запишите то, что нужно исключить.
1. «Служили генералы всю жизнь в регистратуре»
2. «Стали искать, где север и где юг».
3. «Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
4. «Попробовал полезть – ничего не вышло, только штаны изорвал».
5. «Выслали ему рюмку водки да пятак золота».
6. «И выстроил он корабль».
7. «Генералы соскучились по прежней жизни».
8. «Перед ними с одной стороны расстилалось море…»
9. «Проснулись и видят: оба на одной подушке лежат»
10. «До того изловчился, что стал даже в пригоршне кашу варить».
Выполнение задания, самопроверка.
Ответы: 2,4,5,9,10.
III. Анализ произведения
1. Словарная работа.
&Работа со словарём:
Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.
Каллиграфия, рандеву, частный пристав, фестиваль, столпотворение, действительный статский советник.
2.Беседа по содержанию
- Где начинается действие произведения?
(В Петербурге, на улице Подьяческая).
- Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.
- Почему так названа улица?
(расположено много канцелярских учреждений).
-Кто герои произведения? (Два генерала и мужик)
- Почему местом действия выбран необитаемый остров?
(Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров).
3. Композиция сказки
-Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).
- Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).
- Где развязка? (Возвращение героев в Петербург).
- Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.
4. Особенности
жанра «Повести...»
Итак,
мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка?
Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Задания:
1)Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Стр. 291
-Что в
«Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?
(Описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в
школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о
кухарках. Причина, по которой произошло перемещение генералов на остров:
«оба были легкомысленны»).
- Составить таблицу «Сказочное в «Повести…».
Сказочное в «Повести…» |
1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать. |
2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль. |
3. Три раза плакали – сказочная цифра 3 |
- Составить таблицу «Реальное в «Повести…»
Реальное в «Повести…» |
Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости. |
5. Работа над образами главных героев
-Продолжим работу по анализу произведения.
-Работать будем по группам. ( Учащиеся получают групповые карточки - задания)
- Теперь поговорим о главных героях произведения мужике и двух генералах.
1 группа - Характеристика мужика
- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).
- Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.
(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»).
- Каким мы видим мужика в сказке? ( Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).
- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется. Умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»
Автор показывает мужика сноровистым, ловким. Мужик способен на все: «полез сперва ‑ наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…»).
-Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?
(В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.
Генералы убеждены в том, что мужик есть везде и что он должен на них работать).
-Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?
(Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои права.)
- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
(Автор печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь заставлять работать на себя. Салтыков ‑ Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие).
-Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к понятию, что такое нравственность? Порок?
Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства
-Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? в поступках?
(Крестьянин свободен на острове. Но он остался рабом и даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти генералы, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать).
2 группа - Характеристика генералов
- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).
- Что мы знаем о петербургской жизни генералов? ((Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой ‑ то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию»).
- В Петербурге они жили своим трудом? (Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь).
- Какой была регистратура, в которой служили генералы?
- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).
- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове (нет людей)? (найти в тексте).
Анализ эпизода. Выразительное чтение «На острове»
- Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?
- Приспособлены ли они к жизни? (Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»).
- О чем они думают? (Мысли о еде, поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)
- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”? (Попытка отвлечься чтением от чувства голода).
- О чем пишут в газете? Найти в тексте. (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций)
- Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?
- О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объясняют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?
- Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?
(Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов - глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).
Эпизод с мужиком.
- Какой выход находят генералы? (Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы»).
- О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов? (Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого).
- К кому можно отнести слово тунеядец?
- Как мужик угодил генералам?
- Изменилось ли отношение генералов к мужику? («Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…»).
- Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?
- Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?
- Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург (зачитывается отрывок)
- Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов? (Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную уверенность в том, что блага на земле принадлежат им).
-Подведем итоги групповой работы.
Выступления учащихся, заполнение таблицы в тетрадях.
Генералы |
Мужик |
Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок. |
Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому. |
- Автор сравнивает представителей «высшего сословия» и простого мужика. Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)
Дайте сравнительно – сопоставительную характеристику героям.
Сравнительно – сопоставительная характеристика генералов и мужика |
||
Внешний облик |
В ночных рубашках, на шее по ордену |
Громаднейший мужчина |
Отношение к труду |
жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни |
Трудолюбивый, ловкий, находчивый |
Умственные способности |
«…ничего не понимали», слов никаких не знали |
Догадливый, умный |
Отношение к другим людям |
Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы |
Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ |
Вывод:
В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".
6. Групповая работа по выявлению в тексте художественных приемов и средств.
- Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.
- Кто такой сатирик?
Сатирик - обличитель отрицательных явлений действительности.
-Проблемы общества автор показывает через использование сатиры.
- Что такое сатира?
Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
- Какими приемами сатиры пользуется автор в этой сказке?
Карточки:
Основными приёмами сатиры является:
- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.
- Гипербола – преувеличение.
- Фантастика
- Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Работа в группах:
Аллегория (Генерал не может сорвать яблока с дерева)
Гипербола (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают. Газета, в которой говорится только о еде).
Фантастика (Заснули – попали на необитаемый остров).
Гротеск (Сцена остервенения генералов). Чтение по ролям.
Антитеза: мужику труженику противопоставлены ни к чему не приспособленные генералы.
Ирония: автор горько смеётся над мужиком, который безропотно спасает генералов. Под деревом, брюхом к верху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.
- С какой целью Салтыков – Щедрин использует эти приёмы?
(Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют. Они не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику).
- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?
(Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом).
ΙV. Подведение итогов.
- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?
В этой сказке Салтыков – Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, не смотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.
- Каково
значение сказки? Против чего протестует автор?
(Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего
решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, заставляют
работать на себя).
М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.
Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и терпение.
V. Домашнее задание: составить подробный цитатный план сказки. Разобрать вопросы теста.
Тест
В чём заключается оригинальный способ приготовления ухи из налима? (Высечь налима, когда печень увеличиться кидать в уху)
Как генералы мужика при себе удерживали?
Какие сведения из географии известны генералам?
На какой улице в Петербурге жили два генерала?
В каком городе служили генералы?
Как называлась газета, которую они нашли на острове?
В чём необычность одеяния генералов, оказавшихся на острове?
Как они наградили своего спасителя?
Как два генерала оказались на необитаемом острове?
Как генералы отыскали на острове мужика?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.