Конспект урока математики на тему "Умножение суммы на число"

  • docx
  • 19.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умножение суммы на число. 3 класс. 2 часть. Стр. 6.docx

 

Технологическая карта

 пробного урока математики

 

ТЕМА. Умножение суммы на число

(стр. учебника 6,стр.)

 

Цели урока:

Содержательная: познакомить с правилом умножения суммы на число

Деятельностная: способствовать формированию УУД.

 

 

 

УМК «Школа России»

 

Технология обучения – проблемно-диалогическая

 

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Зубакова Татьяна Дмитриевна

МОУ СОШ № , класс 3, каб. № ….

Дата проведения урока

Смена   Номер урока

Начало урока …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

…………………………………………

ФИО преподавателя-консультанта:

Кузьчуткомова Ольга Витальевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ

 

АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

У учащегося будут сформированы:

·         навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

·         положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;

·         умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  • осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности.

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

Учащийся научится:

·         понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

·         находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

·         планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;

·         выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

 

  1. познавательные:

Учащийся научится:

  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы.

 

  1. коммуникативные:

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Учащийся научится:

·         образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

·         выполнять сложение в пределах 100;

·         выполнять табличное умножение чисел;

·         выполнять внетабличное умножение;

·         выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000;

·         анализировать задачу.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

  • познакомить с правилом умножения суммы на число
  • продолжить учить выполнять табличное и внетабличное умножение чисел

·         формировать умение выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000;

  • формировать умение анализировать задачу

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • формировать умение понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи
  • продолжить учить находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки
  • учить планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения
  • учить выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на урок.

 

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • формировать положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе
  • формировать умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат
  • учить проводить самоконтроль и адекватную самооценку результатов своей учебной деятельности.

 

Оборудование.

ü  у учителя: учебник, презентация, конспект

 

 

 

ü  у учащихся: учебник, тетради, карточки, чистые листы

 

 

 

Библиографический список

  1. Математика. Методические рекомендации. 3 класс  : учеб. пособие для общеобразоват. организаций  /  С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. — 3-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 154 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-051718-8.
  2. Математика. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М34 [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 112с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-038016-4.

 

Оформление доски

 

28 апреля

Классная работа

 

 

 

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)

 

 

ХОД  УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.       Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством приёма «Яркое пятно»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Формы и методы контроля: фронтальная

 

-        Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         Формируют положительное отношение к урокам математики

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р)

2)       строят речевое высказывание в устной форме (К)

-        Ребята, как вы думаете, почему так говорят: «Математикой заниматься – ума набираться»?

Мы узнаем что-то новое для себя

-        Изучая математику, мы открываем для себя много нового, обогащаем свои знания, набираемся ума.

 

-        И сегодня на уроке мы с вами тоже откроем для себя новые знания.

-        Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

 

2.       Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Формы и методы контроля: фронтальная, индивидуальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      находят способ решения учебной задачи (Р)

2)      понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р)

3)      планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения (Р)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      образуют, называют, читают, записывают числа от 0 до 100;

2)      выполняют сложение в пределах 100;

3)      выполняют табличное умножение чисел;

 

- Начнем мы с устного счета. У каждого на парте есть карточки от 1 до 9. Из этих карточек нужно будет выбрать и покзать правильный ответ.

-Произведение 3 и 5; 12 и 2; 8 и 7; 9 и 5; 18 и 4.

(ответы постепенно появляются на слайде)

 

 

 

15, 24, 56, 45, 64

-  Кто не допустил ошибок, поднимите руки.

-   Молодцы!

 

-  Посмотрите на слайд. Необходимо заполнить пропуски в выражениях. Выполняем на чистых листах.

14 + 8=               7 +  = 23

*      + 3= 10         32 + 6 =

 + 9 = 11           28 +  = 34

Выполняют вычисления

-  Обменяйтесь листками и проверьте работу соседа по парте. Проверяйте внимательно! Если нашли ошибки, аккуратно исправьте карандашом.

Взаимопроверка

3.       Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы

·         Создание проблемной ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         образовывают, называют, читают, записывают числа от 0 до 100

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р)

2)      принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К)

 

Задание.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Формы и методы контроля: фронтальная

 

-Ребята, посмотрите на слайд. Среди данных выражений найдите лишнее.

12*3=      

15*5=

(4+3)*2=

18*4=

 

Находят лишнее выражение

-Какое выражение лишнее?

(4+3)*2

-Почему вы решили, что оно лишнее?

Здесь не только умножение, но еще сложение

-Решите данный пример на чистых листах

Выполняют вычисления

-Какие ответы у вас получились?

10, 11, 14 (записываются на доске)

·         Побуждение к осознанию противоречия

-        Посмотрите на ответы. Какие они?

Разные

-        Почему вы дали разные ответы?

Мы не знаем, как решаются такие примеры

-        Что особенного в этом примере? Чем он отличается от предыдущих?

Умножается на число, а сумма чисел

·         Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме подводящего диалога, цели и построению плана достижения цели

-        Какой возникает вопрос?

Как решаются такие примеры

-        Как вы думаете, чему будем учиться?

Учиться решать такие примеры

4.      Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать  побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог.

·         Вариант 1. методом подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Формы и методы контроля: фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

•  проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)  находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме, используют математические термины, символы и знаки(Р)

3)  строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      выполняют письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000

2)      выполняют табличное умножение чисел;

3)      выполняют сложение в пределах 100

 

-Давайте вспомним, что такое периметр?

-Это сумма всех сторон

- Посмотрите на доску. Дан прямоугольник со сторонами 4 и 3 сантиметра.

 

-  Как будем находить периметр?

-  Сложим противоположные стороны по 4 см, получим 8 см. Затем сложим стороны по 3 см, получим 6 см. И сложим результаты, 8+ 6=14.

-  Кто запишет решение одним выражением на доске?

(4+4)+(3+3)=

-  Как мы можем заменить суммы одинаковых чисел?

-Умножением

-  Давайте после запятой продолжим.

(4+4)+(3+3)= 4*2+3*2=14

-  Сравните наше решение и пример выше. Что можем сказать?

- Они одинаковы

-  Почему?

(4+3)*2=4*2+3*2

Мы умножили каждое слагаемое на число и сложили результаты

-  Верно. Это первый способ умножения суммы чисел на число.

 

-  Кто еще раз скажет, как можно сумму чисел умножить на число?

Нужно каждое слагаемое умножить на число и сложить результаты

-  Ребята, а какеще мы можем найти периметр прямоугольника?

-  Сколько у нас пар противоположных сторон?

 

Две

-  Хорошо, каждой стороны по 2. Значит, как мы можем упростить первое решение?

-Можем вынести 2 за скобки

-  Что же у нас получится?

2*(4+3)

-  Посмотрите на наше выражение, что мы умножаем? Сумму на число или число на сумму?

Сумму на число

-  Значит, как нужно записать?

(4+3)*2=

-  Какой ответ получим?

(4+3)*2=7*2=14

-  Ответ такой же?

Да

-  Значит, какой выод можем сделать?

Решили верно

-  Ребята, это второй способ умножения суммы на число.

 

-  Что мы сделали?

Сначала нашли сумму чисел, потом умножили ее на число

-  Какой способ легче?

Второй

-  Почему?

Меньше вычислений

5.       Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме …..

·         Выражение решения

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Формы и методы контроля: фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р)

2)       принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      выполняют письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000

2)      выполняют табличное умножение чисел;

3)      выполняют сложение в пределах 100

 

Задание. Выявление правила умножения суммы чисел на число

На доске карточки:

1 способ

2 способ

Найти сумму чисел

Умножить сумму на число

Умножить 1 слагаемое на число

Умножить 2 слагаемое на число

Сложить результаты

 

-Ребята, посмотрите на доску. Нужно из этих карточек составить алгоритм умножения суммы на число для каждого способа.

 

 

 

·  Реализация продукта

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Формы и методы контроля: фронтальная

- Кто составит у доски?

Составляют алгоритм умножения суммы на число.

Ученик у доски:

1 способ

Умножить 1 слагаемое на число

Умножить 2 слагаемое на число

Сложить результаты

- Ребята, вы согласны с алгоритмом для 1 способа?

- Да

- Хорошо,молодцы. Кто составит алгоритм для 2 способа?

Ученик у доски:

2 способ

Найти сумму чисел

Умножить сумму на число

- Правильно составлен алгоритм для 2 способа?

- Да

6.      Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

(Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.)

Задание 1. Стр.47 №1

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Формы и методы контроля: фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

·         умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)       понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р)

2)      строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию(К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      выполняют письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000

2)      выполняют табличное умножение чисел;

3)      выполняют сложение в пределах 100

 

- Сейчас мы потренируемся в применении данного правила.

 

- Посмотрите на слайд. Даны примеры.

(5+3)*2=            

(6+2)*4=           

- Каждый пример сначала решаем 1 способом, затем 2 способом.

 

- Открывает тетради. Записываем число…Классная работа

-  

- …, выходи к доске. Решай первый пример. Остальные решают в тетрадях.

Ученик у доски:

Умножаю первое слагаемое 5 на 2, получаю 10. Умножаю второе слгаемое 3 на 2, получаю 6. Складываю результаты, 10+6=16.

- Теперь решим 2 способом.

- Нахожу сумму чисел 5 и 3, будет 8. Умножаю сумму на число, 8*2=16

- Ответ получился такой же?

- Да

- Значит, какой выод можем сделать?

- Решили верно

- Хорошо, решаем следующий пример.

Другой ученик у доски:

Умножаю первое слагаемое 6 на 4, получаю 24. Умножаю второе слагаемое 2 на 4, получаю 8. Складываю результаты, 24+8=32

- Кто решит 2 способом?

Нахожу сумму чисел 6 и 2, будет 8. Умножаю сумму на число, 8*4=24

- Какой вывод можем сдеать?

- Ответ совпал,значит решили верно

- Хорошо. Проверьте не допустили ли вы ошибок в решении.

 

7.       Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Задание

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Формы и методы контроля: индивидуальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

·         умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)       выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности (Р)

2)       понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

2)      устанавливают закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз)

-  Теперь проверим, на сколько хорошо вы справитесь с таким заданием самостоятельно.

 

-  Найдите карточку «Самостоятельная работа».

-  Каждый выполняет задание на карточке. Вы можете выбрать любой из способов при решении.

1 вариант:

(5+8)*2=

(3+6)*5=

(4+7)*3=

2 вариант:

(7+2)*3=

(6+8)*2=

(5+4)*4=

 

-  Посмотрите на слайд, сравните ответы.

1 вариант:

(5+8)*2=26

(3+6)*5=45

(4+7)*3=33

2 вариант:

(7+2)*3=27

(6+8)*2=28

(5+4)*4=36

-  Допустили ли вы ошибки?

-  С чем это связано?

 

8.       Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков

Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом.

Примерный план этапа:

1)      выполнение  заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются  новые знания в нетиповых ситуациях.

2)      выполнение  заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока;

3)      выполнение  заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности: фронтальная

Формы и методы контроля: фронтальная, индивидуальная

 

 

-  Ребята, что вы сейчас делали?

-Решали примеры

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

·         умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р)

2)      принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)      анализируют задачу

2)      выполняют внетабличное деление чисел

 

 

-  А для чего это нужно уметь?

-  Чтобы решать задачи

-  Посмотрите на слайд.

-   

-  Прочтите задачу.

В коробки упоковали 60 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок заняли чашками?

-  Читают задачу

Анализ задачи.

-О чем говорится в задаче?

-  О чашках

-Что оних известно?

-  60 чашек разложили в коробки, по 6 чашек в каждую

-Какой вопрос задачи?

-  Сколько коробок заняли чашками

Поиск решения задачи.

-   

-  Зная, что всего чашек 60 и зная, что в каждой коробке по 6 чашек, что можем найти?

-  Сколько коробок заняты чашками

-  Мы ответим на вопрос задачи?

-  Да

План решения задачи.

-Что найдем первым действием?

 

Сколько коробок заняты чашками

-  Каким действием?

-  Делением

-  Почему?

-  Надо узнать сколько раз по 6 содержится в 60

-  Мы ответим на вопрос задачи?

-  Да

Решение задачи.

-Запишите решение задачи в тетрадь.

-   

-  Кто запишет решение на доске?

60:6=10(к.)

Ответ: чашками заняты 10 коробок.

 

-  Молодцы!

 

9.       Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

·    соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата

ЛИЧНОСТНЫЕ:

·         проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности

 

-  Какую цель мы ставили в начале урока?

-  Научиться решать примеры вида (4+3)*2

-  Добились мы поставленной цели? Учились?

-  Да

·         рефлексия процесса учебной деятельности

-  Если сегодня на уроке вам все было понятно, вы без ошибок справлялись с заданиями, покажите весёлый смайлик.

-  Если же вы что-то не усвоили, допускали много ошибок, покажите грустный смайлик.

 

·         планирование цели дальнейшей деятельности

-  Чему будем учиться дальше?

-  Узнаем другие способы умножения чисел

-  Урок окончен.