Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА. Умножение суммы на число (стр. учебника 6,стр.)
|
Цели урока: Содержательная: познакомить с правилом умножения суммы на число Деятельностная: способствовать формированию УУД.
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
||
|
Составила студентка 331 группы Зубакова Татьяна Дмитриевна МОУ СОШ № , класс 3, каб. № …. Дата проведения урока Смена Номер урока Начало урока ….. час …. мин. ФИО учителя школы: ………………………………………… ФИО преподавателя-консультанта: Кузьчуткомова Ольга Витальевна Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
||
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ
|
|||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ |
|||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: У учащегося будут сформированы: · навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; · положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе; · умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат. Учащийся получит возможность для формирования:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащийся научится: · понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; · находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки; · планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; · выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Учащийся научится:
Учащийся научится:
ПРЕДМЕТНЫЕ: Учащийся научится: · образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100; · выполнять сложение в пределах 100; · выполнять табличное умножение чисел; · выполнять внетабличное умножение; · выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000; · анализировать задачу. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
· формировать умение выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
|
Оборудование. ü у учителя: учебник, презентация, конспект
ü у учащихся: учебник, тетради, карточки, чистые листы
Библиографический список
|
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «Яркое пятно» Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
|
|
- Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. |
|
ЛИЧНОСТНЫЕ: · Формируют положительное отношение к урокам математики
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р) 2) строят речевое высказывание в устной форме (К) |
- Ребята, как вы думаете, почему так говорят: «Математикой заниматься – ума набираться»? |
Мы узнаем что-то новое для себя |
|
- Изучая математику, мы открываем для себя много нового, обогащаем свои знания, набираемся ума. |
|
|
- И сегодня на уроке мы с вами тоже откроем для себя новые знания. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. |
|
|
2. Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания |
||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: фронтальная, индивидуальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) находят способ решения учебной задачи (Р) 2) понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р) 3) планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения (Р) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) образуют, называют, читают, записывают числа от 0 до 100; 2) выполняют сложение в пределах 100; 3) выполняют табличное умножение чисел;
|
|
- Начнем мы с устного счета. У каждого на парте есть карточки от 1 до 9. Из этих карточек нужно будет выбрать и покзать правильный ответ. -Произведение 3 и 5; 12 и 2; 8 и 7; 9 и 5; 18 и 4. (ответы постепенно появляются на слайде) |
15, 24, 56, 45, 64 |
|
- Кто не допустил ошибок, поднимите руки. - Молодцы! |
|
|
- Посмотрите на слайд. Необходимо заполнить пропуски в выражениях. Выполняем на чистых листах. 14 + 8= 7 + = 23 + 3= 10 32 + 6 = + 9 = 11 28 + = 34 |
Выполняют вычисления |
|
- Обменяйтесь листками и проверьте работу соседа по парте. Проверяйте внимательно! Если нашли ошибки, аккуратно исправьте карандашом. |
Взаимопроверка |
|
3. Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы |
||
· Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · образовывают, называют, читают, записывают числа от 0 до 100
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К)
|
|
Задание. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: фронтальная |
|
|
-Ребята, посмотрите на слайд. Среди данных выражений найдите лишнее. 12*3= 15*5= (4+3)*2= 18*4= |
Находят лишнее выражение |
|
-Какое выражение лишнее? |
(4+3)*2 |
|
-Почему вы решили, что оно лишнее? |
Здесь не только умножение, но еще сложение |
|
-Решите данный пример на чистых листах |
Выполняют вычисления |
|
-Какие ответы у вас получились? |
10, 11, 14 (записываются на доске) |
|
· Побуждение к осознанию противоречия |
||
- Посмотрите на ответы. Какие они? |
Разные |
|
- Почему вы дали разные ответы? |
Мы не знаем, как решаются такие примеры |
|
- Что особенного в этом примере? Чем он отличается от предыдущих? |
Умножается на число, а сумма чисел |
|
· Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме подводящего диалога, цели и построению плана достижения цели |
||
- Какой возникает вопрос? |
Как решаются такие примеры |
|
- Как вы думаете, чему будем учиться? |
Учиться решать такие примеры |
|
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
||
· Вариант 1. методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: • проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме, используют математические термины, символы и знаки(Р) 3) строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) выполняют письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000 2) выполняют табличное умножение чисел; 3) выполняют сложение в пределах 100
|
|
-Давайте вспомним, что такое периметр? |
-Это сумма всех сторон |
|
- Посмотрите на доску. Дан прямоугольник со сторонами 4 и 3 сантиметра. |
|
|
- Как будем находить периметр? |
- Сложим противоположные стороны по 4 см, получим 8 см. Затем сложим стороны по 3 см, получим 6 см. И сложим результаты, 8+ 6=14. |
|
- Кто запишет решение одним выражением на доске? |
(4+4)+(3+3)= |
|
- Как мы можем заменить суммы одинаковых чисел? |
-Умножением |
|
- Давайте после запятой продолжим. |
(4+4)+(3+3)= 4*2+3*2=14 |
|
- Сравните наше решение и пример выше. Что можем сказать? |
- Они одинаковы |
|
- Почему? |
(4+3)*2=4*2+3*2 Мы умножили каждое слагаемое на число и сложили результаты |
|
- Верно. Это первый способ умножения суммы чисел на число. |
|
|
- Кто еще раз скажет, как можно сумму чисел умножить на число? |
Нужно каждое слагаемое умножить на число и сложить результаты |
|
- Ребята, а какеще мы можем найти периметр прямоугольника? - Сколько у нас пар противоположных сторон? |
Две |
|
- Хорошо, каждой стороны по 2. Значит, как мы можем упростить первое решение? |
-Можем вынести 2 за скобки |
|
- Что же у нас получится? |
2*(4+3) |
|
- Посмотрите на наше выражение, что мы умножаем? Сумму на число или число на сумму? |
Сумму на число |
|
- Значит, как нужно записать? |
(4+3)*2= |
|
- Какой ответ получим? |
(4+3)*2=7*2=14 |
|
- Ответ такой же? |
Да |
|
- Значит, какой выод можем сделать? |
Решили верно |
|
- Ребята, это второй способ умножения суммы на число. |
|
|
- Что мы сделали? |
Сначала нашли сумму чисел, потом умножили ее на число |
|
- Какой способ легче? |
Второй |
|
- Почему? |
Меньше вычислений |
|
5. Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме ….. |
||
· Выражение решения Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) выполняют письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000 2) выполняют табличное умножение чисел; 3) выполняют сложение в пределах 100
|
|
Задание. Выявление правила умножения суммы чисел на число |
||
На доске карточки: 1 способ 2 способ Найти сумму чисел Умножить сумму на число Умножить 1 слагаемое на число Умножить 2 слагаемое на число Сложить результаты |
|
|
-Ребята, посмотрите на доску. Нужно из этих карточек составить алгоритм умножения суммы на число для каждого способа. |
|
|
· Реализация продукта Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная |
||
- Кто составит у доски? |
Составляют алгоритм умножения суммы на число. Ученик у доски: 1 способ Умножить 1 слагаемое на число Умножить 2 слагаемое на число Сложить результаты |
|
- Ребята, вы согласны с алгоритмом для 1 способа? |
- Да |
|
- Хорошо,молодцы. Кто составит алгоритм для 2 способа? |
Ученик у доски: 2 способ Найти сумму чисел Умножить сумму на число |
|
- Правильно составлен алгоритм для 2 способа? |
- Да |
|
6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
||
Задание 1. Стр.47 №1 Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) строят речевое высказывание в устной форме, используют математическую терминологию(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) выполняют письменно действия сложение и вычитание, а также умножение и на однозначное число в пределах 1 000 2) выполняют табличное умножение чисел; 3) выполняют сложение в пределах 100
|
|
- Сейчас мы потренируемся в применении данного правила. |
|
|
- Посмотрите на слайд. Даны примеры. (5+3)*2= (6+2)*4= - Каждый пример сначала решаем 1 способом, затем 2 способом. |
|
|
- Открывает тетради. Записываем число…Классная работа |
- |
|
- …, выходи к доске. Решай первый пример. Остальные решают в тетрадях. |
Ученик у доски: Умножаю первое слагаемое 5 на 2, получаю 10. Умножаю второе слгаемое 3 на 2, получаю 6. Складываю результаты, 10+6=16. |
|
- Теперь решим 2 способом. |
- Нахожу сумму чисел 5 и 3, будет 8. Умножаю сумму на число, 8*2=16 |
|
- Ответ получился такой же? |
- Да |
|
- Значит, какой выод можем сделать? |
- Решили верно |
|
- Хорошо, решаем следующий пример. |
Другой ученик у доски: Умножаю первое слагаемое 6 на 4, получаю 24. Умножаю второе слагаемое 2 на 4, получаю 8. Складываю результаты, 24+8=32 |
|
- Кто решит 2 способом? |
Нахожу сумму чисел 6 и 2, будет 8. Умножаю сумму на число, 8*4=24 |
|
- Какой вывод можем сдеать? |
- Ответ совпал,значит решили верно |
|
- Хорошо. Проверьте не допустили ли вы ошибок в решении. |
|
|
7. Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
||
Задание Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная Формы и методы контроля: индивидуальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности (Р) 2) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000; 2) устанавливают закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз) |
|
- Теперь проверим, на сколько хорошо вы справитесь с таким заданием самостоятельно. |
|
|
- Найдите карточку «Самостоятельная работа». - Каждый выполняет задание на карточке. Вы можете выбрать любой из способов при решении. 1 вариант: (5+8)*2= (3+6)*5= (4+7)*3= 2 вариант: (7+2)*3= (6+8)*2= (5+4)*4= |
|
|
- Посмотрите на слайд, сравните ответы. |
1 вариант: (5+8)*2=26 (3+6)*5=45 (4+7)*3=33 2 вариант: (7+2)*3=27 (6+8)*2=28 (5+4)*4=36 |
|
- Допустили ли вы ошибки? - С чем это связано? |
|
|
8. Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности: фронтальная Формы и методы контроля: фронтальная, индивидуальная |
|
|
- Ребята, что вы сейчас делали? |
-Решали примеры |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности · умеют самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимают личную ответственность за результат МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи, осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи (Р) 2) принимают активное участие в работе в группе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) анализируют задачу 2) выполняют внетабличное деление чисел
|
- А для чего это нужно уметь? |
- Чтобы решать задачи |
|
- Посмотрите на слайд. |
- |
|
- Прочтите задачу. В коробки упоковали 60 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок заняли чашками? |
- Читают задачу |
|
Анализ задачи. -О чем говорится в задаче? |
- О чашках |
|
-Что оних известно? |
- 60 чашек разложили в коробки, по 6 чашек в каждую |
|
-Какой вопрос задачи? |
- Сколько коробок заняли чашками |
|
Поиск решения задачи. |
- |
|
- Зная, что всего чашек 60 и зная, что в каждой коробке по 6 чашек, что можем найти? |
- Сколько коробок заняты чашками |
|
- Мы ответим на вопрос задачи? |
- Да |
|
План решения задачи. -Что найдем первым действием? |
Сколько коробок заняты чашками |
|
- Каким действием? |
- Делением |
|
- Почему? |
- Надо узнать сколько раз по 6 содержится в 60 |
|
- Мы ответим на вопрос задачи? |
- Да |
|
Решение задачи. -Запишите решение задачи в тетрадь. |
- |
|
- Кто запишет решение на доске? |
60:6=10(к.) Ответ: чашками заняты 10 коробок.
|
|
- Молодцы! |
|
|
9. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
||
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
ЛИЧНОСТНЫЕ: · проводят самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности
|
|
- Какую цель мы ставили в начале урока? |
- Научиться решать примеры вида (4+3)*2 |
|
- Добились мы поставленной цели? Учились? |
- Да |
|
· рефлексия процесса учебной деятельности |
||
- Если сегодня на уроке вам все было понятно, вы без ошибок справлялись с заданиями, покажите весёлый смайлик. - Если же вы что-то не усвоили, допускали много ошибок, покажите грустный смайлик. |
|
|
· планирование цели дальнейшей деятельности |
||
- Чему будем учиться дальше? |
- Узнаем другие способы умножения чисел |
|
- Урок окончен. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.