Конспект урока музыки 7 класс "Импрессионизм в музыке и живописи"
Оценка 4.6

Конспект урока музыки 7 класс "Импрессионизм в музыке и живописи"

Оценка 4.6
doc
24.01.2020
Конспект урока музыки 7 класс "Импрессионизм в музыке и живописи"
Конспект урока музыка 7 класс Импрессионизм в музыке и живописи.doc

 

 Урок № 29                                                                 музыка

Дата:

Класс 5

Учитель: А.В. Зебницкая

 Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»

 Цель урока:    раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты (УУД):   Предметные: раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.

 Метапредметные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; развивать способность к интерпретации;  формирование представление о рисунке и схеме;  развитие воображения, художественной интуиции. Личностные: формирование художественного вкуса, формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни.

Оборудование: презентация, ноутбук, видеофрагменты, учебник Музыка 5 класс, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М., «Просвещение», 2015г.

 Музыкальный материал:   Клод Дебюсси прелюдия «Лунный свет», фрагмент симфонической сюиты «Море»- «Диалог ветра с морем », «Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Девушка с волосами цвета льна» Клод Дебюсси.

 

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие.

2. Актуализация  опорных знаний.

Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг - другу.

Ребята, какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра? (Музыка, литература, живопись). А как вы считаете, эти виды искусства могут друг без друга обойтись?  Можем ли мы их назвать друзьями?

О связи каких видов искусства мы говорили на последних уроках? (Музыка и живопись). Ребята, а кто из вас является поклонником музыки, живописи? Я очень рада, что вы цените прекрасное! Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки? ( Посещать концерты, музеи, или путешествовать! А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза… Слайд 2.  Открывайте. Где же мы с вами оказались?

 Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Слайд 3. Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира. Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете? Слайд 4. Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох, но я обращаю ваше внимание на две экспозиции. Слайд 5.  Взгляните на эти картины и подумайте. Какая картина проработана более детально? На какой из них изображена импрессия, впечатление? (На второй картине художник старался изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажутся нам как бы несколько задымлённой).  Слайд 6. Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца» Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)

В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.) Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression . Как бы вы сформулировали тему урока? (Импрессионизм в музыке и живописи). Слайд 7.

Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи». Слайд 8.

3. Изучение нового материала

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) —направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?  Импрессионизм (Учащимся предлагается послушать и сравнить между собой два музыкальных фрагмента: «Океан – море синее» Н. Римского-Корсакова и «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море» К. Дебюсси.) Сейчас я представлю вашему вниманию два музыкальных произведения: Слайд 9.  1.«Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». (слушание) Каков характер этого фрагмента? Что вы представляете, слушая эту музыку? Слайд 10. 2. «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дебюсси. (слушание). Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?  Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря?  В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от нее?  Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты- красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание  в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Слайд 11.  Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.  Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет» .(слушание) По окончании слушания ответим  на вопросы: Какое настроение  создает эта музыка? Изменяется ли оно в произведении?  Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж.

Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов. Слайд 12. Можем ли мы сказать, что эти картины музыкальны? Ведь не зря живопись сравнивают с застывшей музыкой. Кто из вас, рассматривая эти картины «слышит музыку»? Какую музыку? Как вы считаете, какой должна быть музыка, основанная на впечатлении? Наверное, тоже необычной!  Слайд 14. Сейчас вы послушаете музыкальное произведение. Вот и постарайтесь почувствовать в ней необычное!

(звучит «Девушка с волосами цвета льна») Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?  (Утончённая, поэтичная, изысканная, звуки словно повисают в воздухе, оригинальные созвучия). Это произведение тоже написал Клод Дебюсси. Ребята, лично меня очень удивляют названия его произведений: «Что видел западный ветер», « Феи – восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», « Девушка с волосами цвета льна», «Шаги на снегу», «Снег танцует».

Красиво звучит? Конечно!!! Как вы считаете, какое название ближе той музыке, которую вы сейчас услышали? Почему?  Да это «Девушка с волосами цвета льна». Слайд 15. Ребята, сегодня на уроке мне очень важно ваше впечатление от услышанной музыки. Сейчас вы послушаете еще раз эту музыку, и вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение.

 4. Рефлексия

С каким направлением в искусстве вы сегодня познакомились? (импрессионизм).

В какой стране зародился импрессионизм? (во Франции).  Когда это произошло? (в конце 19 века).  В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? (в живописи). В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же ярко? (в музыке). Кто стал композитором – импрессионистом? (К.Дебюсси). Эта схема поможет вам, ребята, лучше запомнить то, о чём мы сегодня с вами вели разговор. Слайд 16.

  5.Физминутка

6 .Музыкально – ритмические упражнения

7.Вокально – хоровая работа

8.Итоги урока

9. Оценивание

 

 

Конспект урока музыки 7 класс "Импрессионизм в музыке и живописи"

Конспект урока музыки 7 класс "Импрессионизм в музыке и живописи"

Конспект урока музыки 7 класс "Импрессионизм в музыке и живописи"

Конспект урока музыки 7 класс "Импрессионизм в музыке и живописи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020