8 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 2 (29). Авторская песня (Учебник для 9 класса, § 13, с. 71—75)
Цель: Знакомство с жанром авторской песни.
Задачи:
– приобщить учащихся к бардовской песне;
– развивать слушательскую культуру учащихся;
– пробуждать у учащихся интерес к изучению музыки.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— формирование интереса, уважительного и исследовательского отношения к любительским жанрам в отечественной культуре XX в.
Личностные:
— осознание авторской песни — отражения таких человеческих качеств, как потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.
Предметные:
— знание и умение сформулировать такие выразительные особенности авторской песни, как мелодичность, доверительность, простая аранжировка, атмосфера любительского музицирования.
Форма проведения занятия: Урок-презентация жанра авторской песни.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Изобразительное искусство: Е. Куманьков. «Арбатская площадь»; памятник Б. Окуджаве на Арбате. Москва; советский плакат «Дай качество!».
Поэзия: Стихотворения В. Высоцкого, Б. Окуджавы.
Музыка: В. Высоцкий. «Песня о друге» (№ 13 аудиоприложения, 9 класс); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» (№ 14 аудиоприложения, 9 класс).
Песенный материал: Участие в исполнении авторских песен, прослушиваемых на уроке: «Песня о друге», «Песенка об Арбате».
Виды деятельности учащихся: Беседа о противопоставлении авторской песни советской массовой песне, жанрам идеологической пропаганды. Беседа о выдающихся авторах авторской песни: Ю. Визборе, А. Дольском, Б. Окуджаве, В. Высоцком, А. Галиче, Ю. Киме. Беседа о преобладающей роли литературного текста в авторской песне. Просмотр и обсуждение советского плаката как символа идеологической пропаганды, фотографии памятника Б. Окуджаве как символа неформального искусства, свободного музицирования.
Формы педагогического контроля: Контроль знания и умения охарактеризовать яркие особенности авторской песни. Контроль внимательного прослушивания и участия в исполнении авторских песен В. Высоцкого и Б. Окуджавы. Контроль использования ресурсов сети Интернет при выполнении заданий и ответах на вопросы учебника. Контроль осознания связи советских плакатов с массовыми песнями советских композиторов. Контроль понимания воплощения в памятнике Б. Окуджаве характерных черт его творчества — демократичности, естественности, задушевности.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Актуализация знаний
Звучит «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина (фрагмент).
?
· Что это за музыка?
· Как, в результате чего возник джаз?
· Черты какого музыкального жанра можно услышать в музыке «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина?
· Какие характерные особенности можно считать своеобразной «визитной карточкой» джазовой музыки?
· Какому веку принадлежит история джаза?
История джаза – это часть истории ХХ века.
Но не только джаз явился новым музыкальным направлением ХХ века - вся музыкальная культура этого столетия поражает многоликостью, пестротой языков и стилей. Музыка XX века разнородна по своим стилям и направлениям.
Направления музыки ХХ в.: романтизм; импрессионизм; экспрессионизм; джаз; рок-музыка; поп-музыка; авторская песня; электронная музыка.
Особенности музыкального языка XX века:
· тема жизни и смерти;
· самопознание личности;
· отсутствие мелодии;
· недоступность восприятия, трудность исполнения;
· разнообразие тенденций, стилей и языка;
· новаторский музыкальный язык композитора.
Темп жизни человека в ХХ столетии ускорился, стал более жёстким и напряжённым, но музыка точно так же, как и в предшествующие века, отражает духовный и эмоциональный мир людей, хотя «язык» её изменился и стал более разнообразным, разнородным.
2. Мотивация. Сообщение темы урока. Целеполагание
- Посмотрите фрагмент документального фильма.
Просмотр видеоматериала «В. Высоцкий. Монолог» (фрагмент, 3 мин.) - https://youtu.be/n8j3gt35Fd8.
Вы просмотрели фрагмент немонтированного материала, из которого позже была сделана телепередача «Владимир Высоцкий. Монолог».
- Вы знаете, кем был Владимир Высоцкий?
- Как и какие песни он исполнял?
Ответы учащихся.
- Совершенно верно, Владимир Высоцкий был автором стихов, музыки песен и непременно первым их исполнителем. Таких исполнителей называют бардами.
Эта запись выступления Владимира Высоцкого был сделана 22 января 1980 года, без купюр, с остановками, несколькими дублями записи одних и тех же фрагментов. Вот Высоцкий входит в студию, снимает куртку, вешает её на стул и начинает свой разговор со зрителями… «Так, стоп. Извините, у нас ничего не получается, потому что я совершенно пою не ту песню», - это говорит Высоцкий после четвёртого дубля записи песни «Мы вращаем Землю»... Здесь мы видим, как мучительно трудно шла работа над записью песен, как требователен был к себе Владимир Высоцкий. Он очень серьёзно готовился именно к телепередачам, к исполнению на них своих песен, думал, как бы сделать так, чтобы было интересно и зрителям, и ему самому.
Прочитайте эпиграф нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете?
Эпиграф:
Думающая песня для думающих людей. Б. Окуджава, поэт
- Как думаете, о какой песне говорит поэт? О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ответы учащихся.
- Этот и последующий урок мы посвятим с вами авторской (бардовской) песне, отметим её выразительные особенности, поговорим о становлении жанра и о выдающихся его авторах - представителях авторской песни, познакомимся с чертами их жизни и творчества.
3. Введение в тему
Авторская музыка, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
При начале становления жанра авторской песни автор стихов и музыки песни являлся непременным её исполнителем. Особенности содержания и восприятия: доверительность, простота, гражданственность, социальная заострённость,
Основатели жанра – Булат Шалвович Окуджава (обращение одновременно и к большой аудитории) и Александр Галич (к каждому слушателю в отдельности).
Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, а также живым и неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х годах (сочинённые Павлом Коганом и Георгием Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина» и ранние песни Михаила Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957), положившего начало туристической песне: «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и другие. Особая судьба сложилась у песен Евгения Аграновича, который начал их сочинять с 1938 года.
Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников» - поколения советской интеллигенции со своими сформировавшимися взглядами на годы сталинизма, Великую Отечественную войну, итоги XX съезда КПСС и эпоху «оттепели». Многие шестидесятники были убеждёнными интернационалистами и сторонниками «мира без границ». Не случайно культовыми фигурами для шестидесятников были революционеры в политике и в искусстве: основой мировоззрения «шестидесятничества» стала антиномия (Антиномия – здесь: противоречия) между произволом власти и индивидуальной автономией личности. Большая часть этого поколения выступала «за умеренные демократические реформы в рамках существующего строя, их идеалом был демократический социализм «с человеческим лицом».
Авторская песня стала наиболее заметной разновидностью любительской музыки, которая отразила определённый срез жизни, свой круг интересов, систему взглядов: потребность в общении, взаимопонимание, поиск единомышленников – всё это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских жанров.
Наиболее известные создатели авторской песни – В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Розенбаум, А. Дольский.
Авторскую песню отличали такие качества, как мелодичность, доверительность интонации, простая аранжировка: только голос и гитара, сближающая её со сферой уютного любительского музицирования (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А. Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её выразительность заключалась в страстности, порой даже надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у В. Высоцкого, А. Галича).
4. Работа по теме
1) Владимир Высоцкий
В. Высоцкий, советский поэт, автор-исполнитель песен
Владимир Высоцкий — советский поэт, композитор, исполнитель своих песен, актёр второй половины XX в.
Высоцкий родился в Москве в 1938 г. С 15 лет посещал драмкружок, начал писать стихи. С 1964 г. работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке, сыграл более 20 ролей, среди них — роль Гамлета.
С начала 70-х гг. начал сочинять и исполнять свои песни. Высоцкий снялся в 30 фильмах, для многих написал песни. Всего Высоцкий создал около 200 стихотворений и более 600 песен. Только малая часть его творчества при жизни попала на телеэкраны из соображений советской цензуры.
Высоцкий умер в 1980 г. в Москве.
А) Слушание, музыкальный анализ - https://youtu.be/bND0vSH-ids
Послушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».
Альпинисты в живописи
Популярность этой песни была поистине всенародной. Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой - романтика гор, мужская дружба, испытание на прочность... И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в музыкальной декламации стихов, к тому же в неповторимой авторской манере Высоцкого.
Б) Разучивание «Песни о друге» В. Высоцкого - https://youtu.be/Bv-cNVcYkYE
Текст песни:
1.
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так...
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни - рискни! -
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймёшь, кто такой.
2.
Если парень в
горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
3.
Если ж он не
скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной, -
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
2) О бардовской песне и её авторах
По-другому авторскую песню называли бардовской, самодеятельной (хотя некоторые знатоки жанра не согласны с этими определениями). Однако такое название как раз и указывает на то, что её авторами и исполнителями были музыканты-непрофессионалы. При этом многие барды, непрофессиональные музыканты, были незаурядными поэтами. Так, Юрий Визбор определяет авторскую песню как «песню литературную, несмотря на все её музыкальные удачи. Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни - это и лучшие поэты».
Юрий Визбор (1934–1984) — советский автор и исполнитель песен, киноактёр, писатель. Визбор — один из основоположников жанров студенческой, туристской песни, автор более 300 песен, среди которых знаменитые «Милая моя», «Ты у меня одна», «Домбайский вальс».
Ю. Визбор, советский певец
Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения Б. Окуджава говорил, что это – «..поэзия под гитару», а В.В. Высоцкий говорил, что это - «…поэты, которые исполняют свои стихи под музыку».
3) Бардовская песня Б. Окуджавы
Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате». Обратите внимание на стихи.
А) Слушание, музыкальный анализ «Песенки об Арбате» Б. Окуджавы - https://youtu.be/otLFLM0Wh6Q
Евгений Куманьков. Арбатская площадь (1971 г.)
Булат Окуджава — советский поэт, прозаик, музыкант, сценарист, автор и исполнитель своих песен.
Окуджава родился в Москве в 1924 г. Отец его был расстрелян по ложному обвинению, а мать отправлена в лагеря в 1937 г. Окуджава пошёл добровольцем на фронт в 1942 г. После войны окончил Тбилисский университет, работал учителем. В 1956 г. вернулся в Москву, начал писать и исполнять свои песни под гитару. Окуджава написал около 200 песен. Был членом Союза писателей, опубликовал ряд повестей.
Скончался в 1997 г.
Б. Окуджава, советский и российский поэт, бард, композитор
Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Однако сочетание музыки и слов, как и тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.
Б) Разучивание «Песенки об Арбате» Б. Окуджавы - https://youtu.be/0oq_Xylh92w?list=PLTV1xwobbrce0UFm2N2rTx5JgtUlNqKMT
Текст песни:
1.
Ты течёшь, как
река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание.
Ты - и радость моя, и моя беда.
2.
Пешеходы твои -
люди невеликие,
Каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.
3.
От любови твоей
вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.
Памятник Б. Окуджаве на Арбате. Москва
3) Из высказываний об авторской песне и о советской массовой песне
«Авторская песня... - это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчётливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни». И. Соколова, литературовед.
С другой стороны, авторская песня противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части элементом идеологической пропаганды. На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, причём нельзя отрицать того, что многие такие песни обнаруживали не только высокие профессиональные достоинства, но и несомненный талант авторов.
Советский плакат «Дай качество!»
«Феномен советской песни удивителен! Разные бывали времена, и можно по-всякому относиться к разным периодам советской жизни. Но «советская песня» - наша, отечественная, то ли благодаря, то ли вопреки, уж неважно как, но появилась именно в самые непростые времена. Такие имена, как Дунаевский, Соловьёв-Седой, Фрадкин, Покрасс, Мокроусов и т. д. - знаменитые композиторы-песенники, - это феномен, который мог возникнуть только у нас! Какой-то своеобразный сплав советских и ещё более давних корней, мелодики, песенной лирики». Юрий Саульский, композитор
Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего советского песенного наследия, всё же нельзя не учитывать тот социально-политический контекст, который сделал всенародно популярной именно авторскую песню. Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем-то осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны. Это просто был способ жить, способ общаться и утверждать ценности, которым в официальной жизни почти не находилось места.
Евгений Куманьков. Арбатская площадь (из серии «Москва, которой больше не будет», 1996 г.)
4. Итог
Поистине всенародное признание творчества бардов, ставшее феноменом общественной жизни с 60-х и примерно до середины 80-х годов, едва ли связано с особыми музыкальными достоинствами творчества этих авторов (хотя достижения в этой области, безусловно, были). Скорее, здесь следует назвать противопоставленность большей части бардовских песен торжественной риторике (Риторика – здесь: отбор слов и приёмов убеждения) официальной прессы. В то время как передовицы газет пестрели заголовками вроде: «Великой дате – достойную встречу!», «Даёшь стране чугун!», «Даёшь пятилетку в три года!», «Мы жизнь куём», «Городам - молодеть!» и т.д., барды разрабатывали свой собственный, простой и безыскусный язык. Люди остро нуждались в таком негромком, простом и искреннем слове, обращённом к каждому человеку, к его личным интересам. Поэтому и звучала авторская песня соответственно своей главной установке: её инструментальным сопровождением был не оркестр или ансамбль из множества инструментов, а одна-единственная гитара.
Человек с гитарой - вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.
Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
5. Рефлексия
- Почему песни бардов, несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны, как вы думаете?
- В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня - искренний разговор по душам со слушателем, - как бы наедине со всеми.
- Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство.
- Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа, – то есть о жизни во всех её проявлениях.
- К «лёгкой» или «серьёзной» музыке вы отнесёте авторскую песню? Почему?
- Музыка может быть лёгкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Такой, по моему мнению, является музыка авторов-исполнителей, бардов XX века.
- Заинтересовались ли вы музыкой бардов?
6. Вопросы и задания
1) Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо тех, что вы сегодня слушали и разучивали? Назови их.
2) Какие авторские песни тебе ближе - лирические или гражданские? Объясни свой ответ, приводя конкретные примеры.
3) Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом?
4) Прочитай высказывание композитора Ю. Саульского о советской массовой песне. Как ты считаешь, возможно ли было появление авторской песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина? А в других общественно - политических условиях?
5) Послушай две песни - Б. Окуджавы «Песенка об Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге». Охарактеризуй манеру авторского исполнения. Обрати внимание на соотношение поэзии и музыки. Что, по-твоему, является ведущим в этой паре - стихи или музыка?
6) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.