8 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 13. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— осознание значения искусства для решения проблемы «экологии» человеческой души.
Личностные:
— понимание отражения проблем и страданий людей в музыке;
— осознание этической роли музыки в решении проблем и преодолении страданий людей.
Предметные:
— совершенствование навыков полноценного анализа музыкального произведения, объединяющего эмоциональную и технологическую составляющие сочинения.
Форма проведения занятия: Урок-беседа об этическом значении музыки для человека на примере Сонаты № 14 для фортепиано Л. Бетховена.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: П. Уткин. Крымский этюд. «Лунный».
Поэзия: П. Б. Шелли. «Любовь бессмертная».
Музыка: Л. Бетховен. Соната №14 для фортепиано, «Лунная». I часть (№17 аудиоприложения).
Песенный материал: А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду».
Виды деятельности учащихся: Беседа о выражении проблем, страданий, переживаний в музыке. Беседа о плодотворной роли музыки в решении проблем, преодолении страданий, смягчении переживаний людей. Просмотр и анализ репродукции картины. Выразительное чтение фрагмента стихотворения. Смысловое прослушивание фрагмента произведения Л. Бетховена. Сравнительный анализ живописного, музыкального и поэтического произведений. Выявление сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре произведений разных видов искусства. Разучивание и исполнение романса. Обсуждение характера и выразительных средств романса.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе об этической ценности музыки. Контроль развития и совершенствования певческих и хоровых навыков. Контроль знания черт творческого облика Л. Бетховена. Контроль понимания этического и эстетического содержания фортепианной Сонаты №14 Бетховена. Контроль понимания содержательной связи между стихотворением П.Б. Шелли, пейзажем П. Уткина и музыкой Л. Бетховена.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний
Игра «Угадай мелодию»: Звучат фрагменты произведений П. Чайковского «Болезнь куклы», Р. Шумана «Грёзы».
Вопросы:
· Какие образы передаёт музыка этих произведений?
· Каково эмоциональное воздействие на людей грустной музыки?
2. Сообщение темы урока. Целеполагание
Такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, предстают в искусстве отнюдь не мелкими. Напротив, они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.
Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.
Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой жизни, над самой судьбой? Об этом и состоится наша сегодняшняя музыкальная беседа.
Тема урока – «Бессмертные звуки «Лунной» сонаты».
Мы прослушаем потрясающую музыку Сонаты №14 Л.В. Бетховена, проанализируем её характер и постараемся понять отражённые в музыке человеческие проблемы и страдания, и то, как сама музыка помогает решать эти проблемы и сглаживать либо преодолевать человеческие страдания.
Проведём также сравнительный анализ произведений разных видов искусства: живописного, музыкального и поэтического, постараемся выявить сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре этих произведений.
3. Работа по теме
1) Лунное. Просмотр и анализ картины
Рассмотрите прекрасную картину русского живописца-символиста Петра Саввича Уткина. Достойно и великолепно смог он передать свои мысли посредством кисти и холста: глядя на картину, возникает чувство восторга!
Пётр Саввич Уткин — русский художник первой трети XX в., представитель символизма. Его произведениям свойственна мечтательность и музыкальность. Это становится понятно уже по названиям многих его картин: «Сон», «Мираж», «Мимоза». Также Уткин занимался книжной иллюстрацией, графикой, росписями зданий.
Художник отличался привязанностью к пейзажу как жанру и, в отличие от многих символистов своего времени, он не отошёл полностью от изображения натуры к чистому символу. Живописец по-своему «прочувствует» жанровые пейзажи. Его пейзажные зарисовки остаются мелодичными, самоценными и привлекательными, полотна звучат поэтично и лирично, выстроенные и композиционно, и даже, можно сказать, музыкально-ритмически точно, выражая любовь и интерес к природе.
П. Уткин. Крымский этюд. «Лунный». 1913 г.
Мотив пейзажа «Крымский этюд» выбран в парке виллы, на которой художник проживал в определённый период своей жизни. Здесь изображён ночной вид парка с лестницей, украшенной скульптурами. В этом пейзаже особенно наглядно выступает богатство живописной и эмоциональной нюансировки. Художник нашёл интересные оттенки для передачи лирического образа. Созданный этюд подкупает искренностью поэтического видения, углубленной созерцательностью.
Через природный мотив Уткин приходит к романтическим размышлениям, к музыкальности и ритмичности. В рисунке художник скрупулезно фиксирует очень лиричный и музыкальный пейзаж, даже своеобразную крымскую сюиту – скульптурная композиция на фоне парковой природы.
В этой работе Уткин далёк от символизма, - сюжет здесь конкретен. Но всё же вполне реальный ансамбль усадьбы, сад, скульптуры предстают в пейзаже Петра Уткина вне контекста эпохи, они словно оторваны от времени, и превращены в живописный образ. Художник очень внимательно передал тончайшие оттенки одной гаммы, со светом и полутенями. Картина наполнена чувством умиротворения и спокойствия.
Свет лунный —
зеленовато-голубым тоном
цвет каждого
предмета.
... Им освещённое — в него
погружённое —
особый
свето-цвет от предметов.
Осязаема эта
их аура,
звучащая
южной
ночью, пряными ароматами.
Лестница в гору,
статуи на
парапете ...
Прозрачна ночи синева над горой.
Силуэты
кустов, деревьев,
вилла в тени
густой
на
полпути к небу.
(Геро Камора. Крымский этюд «Лунный». 1997 г.)
В довершение хочется отметить, что Пётр Саввич Уткин является нашим земляком - родился он в Тамбове.
2) Романтические видения Шелли
Также возвышенна и романтична и поэзия Перси Шелли.
Перси Биши Шелли — английский поэт-романтик XIX в., младший современник Бетховена. Поэзия Шелли отмечена мечтательностью, возвышенностью, романтической чувствительностью. Его мир — мир туманных, загадочных поэтических виде́ний.
Прочитайте выразительно фрагмент стихотворения П.Б. Шелли «Любовь бессмертная». О чём так возвышенно рассуждал поэт?
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была, -
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было – или будет.
П.Б. Шелли
3) Бессмертная музыка Л. Бетховена
А) Людвиг ван Бетховен и его сонаты
Французский писатель Ромен Роллан в предисловии к книге «Бетховен. Великие творческие эпохи» (в России книга вышла в собрании его «Музыкально-исторических сочинений» в 1938 году) писал: «Рисуя его, я рисую его племя. Наш век. Нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами - Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда, преодолённого страдания, победы над самим собою, судьбы покорённой, соединённой с собою…»
Когда Бетховен поселился в Вене, ему было 22 года, и к тому времени он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Его страсть – импровизация - непосредственное, зажигающее творчество на эстраде, радость создания музыки тут же, на глазах у слушателей. В импровизации он не знал себе равных. Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит.
Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба уже стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты - страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадтского завещания: «...Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным...»
Осенью 1801 года жизнь ещё улыбается Бетховену. Он полюбил графиню Джульетту Гвиччарди. Несмотря на обрушившиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души: «Мне стало отраднее жить, - пишет он другу, - я чаще встречаюсь с людьми... Эта перемена... её произвело очарование одной милой девушки; она любит меня, и я люблю её. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года».
Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она вышла замуж за графа Галленберга, молодого, начинающего карьеру композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту! После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии».
Не так давно, кстати, австрийским архивариусом Феликсом Шнитке в семейном архиве князей фон Танельген был обнаружен любопытный документ. Бумаги, датируемые началом XIX века, сильно пострадали от пожара. Остались нетронутыми только несколько фрагментов. Вот один из них:
«…Меня зовут Джульетта фон Галленберг. Мне 39 лет. Я пианистка и певица. Мой муж Венцель Роберт фон Галленберг – известный композитор. (…) Пока мы испытываем, пусть временную, но сильную нужду в деньгах. В отчаянии, я написала письмо Людвигу, который хотя и окончательно потерял слух, но стал известен, богат и популярен. В ответ на мою просьбу о займе Людвиг прислал опубликованную, ещё в 1802 году с посвящением мне партитуру сонаты, названной им «Соната №14» с краткой припиской — это всё что я могу для Вас сделать, сударыня. Деньги — это время. А я Вам дарю вечность…»
Любовь бессмертная… Пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате Бетховена.
С творчеством Л. Бетховена, в частности с его фортепианными сонатами, вы уже неоднократно встречались на уроках курса «Искусство. Музыка». Жанр сонаты - один из самых любимых жанров в творчестве композитора.
Л. Бетховен5
Перу Бетховена принадлежат 32 сонаты для фортепиано, 10 — для скрипки и фортепиано, 5 виолончельных сонат.
Вспомним строение сонаты: Вообще классическая соната, как правило, состоит из трёх частей: подвижных первой и третьей, окружающих медленную вторую часть.
Однако в Сонате №14 Л. Бетховена это правило нарушается. Не случайно композитор назвал своё произведение сонатой-фантазией.
Название же «Лунная» дал сонате поэт Л. Рельштаб, которому музыка I части напомнила пейзаж ночного озера, и таким образом, оно (название «Лунная») в первую очередь относится именно к началу сонаты.
Б) «Бессмертная песнь» «Лунной» сонаты
I часть в сонате - самая фантазийная, удивительная и парадоксальная. Она написана в медленном темпе и лишена контрастов. По сути, I часть является развёрнутым медленным вступлением, своего рода разросшимся прологом. Такое построение сонаты во времена Бетховена было новаторским и необычным.
I часть - Adagio. Как нововведение, единственное в своём роде, «Лунная» начинается монологом без слов, исповедью, правдивой и потрясающей, подобную которой редко можно встретить в музыке. И вся соната сохраняет этот характер музыкального слова, одноголосной выразительности, прямой, едва прикрытой, чистой страсти.
В своей рапсодической форме, свободно произносимой, знаменитое adagio из «Лунной», двойное пение которого развёртывает свою усталость на тусклом однообразии сопровождения, — представляет собою ткань без швов, чётко окутывающую прекрасные линии мысли, простые и правдивые.
II часть - Allegretto, которое следует непосредственно вслед за этим, возбуждало целый ряд психологических объяснений. Эта играющая, улыбающаяся грация должна неотвратимо вызвать — и действительно вызывает — усиление скорби; появление её обращает душу, в начале плачущую и подавленную, в фурию страсти.
Отсюда бессмертный взрыв финального presto agitato – III части. На staccatissimo аккомпанемента, который хлещет, как град, разражается буря пятью беснующимися порывами ветра. Мелодический порыв, жёсткий по ритму, синкопированный, показывает задыхающегося Бетховена во власти навязчивой мысли.
Гигантская картина души, которая обязана своим успехом не столько мастерству художника, часто увлекаемого волною, сколько внутренним свойствам этой высокой души, сохраняющей гармонию и естественное благородство вплоть до самых судорог.
Д.Б. Кабалевский в книге «Лунная соната» писал:
«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части — такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале — такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся…»».
В) Смысловое прослушивание фрагмента произведения (1-я часть) и музыкальный анализ. Вопросы и задания:
· Какими музыкально-выразительными средствами передаётся глубоко печальное, сосредоточенное задумчивое состояние?
· Сравните музыку Сонаты №14 Бетховена со стихами П. Шелли и картиной П. Уткина «Крымский этюд». Назовите сходства и различия в характере, содержании, эмоциональной палитре произведений разных видов искусства.
- Строение 1-ой части музыки «Лунной» сонаты как бы состоит из трёх пластов: глубоких басов, удвоенных в октаву, колышащихся плавных триолей в среднем голосе, немногозвучной строгой мелодии декламационного склада в верхнем голосе.
Темп - медленный, динамика - тихая, лад - минорный. Характер и выражающие его средства остаются неизменными на протяжении всей части. Таким образом, вся I часть является глубоким погружением в одну эмоцию, состояние души.
Между произведениями авторов разных эпох, стран, стилей — русского живописца XX в., английского поэта XIX в., немецкого композитора-классика конца XVIII – начала XIX в. «протягиваются» заметные взаимосвязи и аналогии по содержанию их произведений: возвышенность, мечтательность, задумчивость, «рассуждения о жизни». Различие – в характере этого содержания: в музыке слышим некую усталость, глубокую печаль и скорбь по потерянной, но не исчезнувшей любви, в стихах же такой скорби нет, а наоборот - высокое превозношение любви, пусть даже и неправедной, и совершенно никакой скорби в картине живописца, - только спокойствие и умиротворение.
4. Вокально-хоровая работа. Работа над песней А. Рыбникова, стихи А. Вознесенского «Я тебя никогда не забуду» - https://youtu.be/oQ892P0R1LE
Текст песни:
1. Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
2. Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже, Всевышний…».
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу.
3. Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться - плохая примета…
Я тебя никогда не увижу.
4. И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не увижу…
Я тебя никогда не забуду…»
5. Рефлексия
Сегодня для меня было открытием…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трёхсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность». Как вы понимаете эти слова?
· Невозвратимость: То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д.
· Несбыточность: Мечты, которым не суждено было сбыться.
· Неизбежность: Рано или поздно жизнь закончится.
Подумайте, какая из этих формул применима к 1-й части сонаты по содержанию музыки?
6. Итог
Значение искусства высоко этично (этический – нравственный, благородный): оно способно воспитывать человеческие чувства, призывать людей к добру и милосердию по отношению друг к другу.
Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека, как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы всё больше осознаём необходимость защиты окружающей среды, экологии природы, но по-прежнему слепы в отношении «экологии» человеческой души. А ведь это самый динамичный и подвижный мир, который порой заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить.
Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми так богата музыка, и представьте, что живые человеческие голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях. Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей.
Такому пониманию и может научить музыка: нужно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлечённые идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.
Музыка боли,
Музыка слёз.
Те, кто достоин,
Пели всерьёз.
Те, кто достоин,
Пили до дна
Чашу, что боли
Горькой полна.
Музыка - вечна,
Музыка - мир.
Музыка – честной
Мудрости пир.
Вспыхнет, потушит
Холод ли, жар.
Сущностью слушай
Музыки дар.
Дмитрий Корзинов. Музыка
7. Вопросы и задания
1) Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной» сонате Л. Бетховена? Поясни свой ответ.
2) Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Соната
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.