7 КЛАСС
I ЧЕТВЕРТЬ
Урок 4. Что такое музыкальное содержание
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;
— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;
Личностные:
— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;
Предметные:
— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена;
- развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.
Цели и задачи урока:
· Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
· Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
· Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании музыкального произведения на примере черт личности и фрагментов творчества Л. Бетховена.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»; К. Хорнеман. «Бетховен в 1803 г.».
Музыка: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано «Лунная», I часть (№ 4 аудиоприложения). Песенный материал: Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. «Дружба».
Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение картин, сравнительный анализ произведений изобразительного искусства и музыкального фрагмента. Анализ нотного примера. Разучивание и пение двух песен. Анализ и сравнение этического содержания текста песен «Быть человеком» и «Дружба». Анализ песни Л. Бетховена «Дружба» с точки зрения строения, формы произведения. Выявление черт канона в песне «Дружба», объяснение этой формы строения с точки зрения содержания песни (канон как признак общности, родства, единства голосов). Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».
Формы педагогического контроля:
Контроль участия в беседе о метафоричности искусства, о силе его воздействия, о подробностях и обобщениях в искусстве. Контроль знания фактов биографии и понимания черт творчества Л. Бетховена. Контроль сравнительного анализа образов изобразительного искусства и музыки. Проверка качества пения. Контроль понимания этического содержания двух песен, выученных на уроке. Проверка ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока. Введение в тему
Тема урока: «Что такое музыкальное содержание».
Эпиграф урока:
Безумная любовь моя, Бетховен! Как от тебя уйти, коль ты во мне? То я распят тобою на струне, То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень… П. Михня |
2. Рассказ о Л.В. Бетховене и его музыке
Наш разговор сегодня - о Бетховене.
Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости»: «…Дайте мне хотя бы один день чистой радости».
Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»
Когда Бетховен поселился в Вене, ему было 22 года, к тому времени он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Его страсть – импровизация - непосредственное, зажигающее творчество на эстраде, радость создания музыки тут же, на глазах слушателей. В импровизации он не знал себе равных.
Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит.
Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал у себя признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»
Но осенью 1801 года жизнь ещё улыбается Бетховену. Он полюбил 18-летнюю графиню Джульетту Гвиччарди, которой в 1801 г. давал уроки музыки. Несмотря на обрушивающиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души.
Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.
«Мне стало отраднее жить, – пишет он другу, – я встречаюсь с людьми… эта перемена… её произвело очарование одной милой девушки; она любит меня и я люблю её. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года». Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она стала оказывать предпочтение другому человеку и вскоре вышла замуж за графа Галленберга, бездарного композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту!
После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал.
! Рассмотрите портреты, связанные с жизненным путём немецкого композитора Л. Бетховена и попытайтесь рассказать, каким представляется вам этот человек.
Неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»
К. Хорнеман. Бетховен в 1803 г.
Жизненное кредо Л. Бетховена:
· «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
· «Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».
· «Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
? Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?
Когда Бетховена нашли совершенно обессиленным в отдалённой чаще, ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии», посвящённой 18-летней Джульетте Гвиччарди и написанной Л. Бетховеном в 1800–1801 гг., фрагмент из которой вам предстоит сейчас прослушать.
Наряду с симфонией фортепианная соната является любимым жанром композитора. Он создал 32 сонаты для фортепиано.
В марте 1802 г. Соната № 14 с посвящением Джульетте была опубликована в Бонне. Бетховен навсегда сохранил миниатюрный портрет возлюбленной.
«Лунной» сонату назвал поэт и музыкальный критик, современник Бетховена Людвиг Рельштаб в 1832 г., уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером. Видимо, лирическая мечтательность I части ассоциировалась у современников Бетховена с тишиной и таинственностью лунной ночи. Сам же композитор дал сонате подзаголовок «В духе фантазии» (итал. Quasi una fantasia). Бетховен хотел подчеркнуть, что её форма отличается от классической сонатной формы — вопреки традициям, она начинается медленной частью, а быстрая часть перенесена в финал.
«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой раньше никогда не слышали, во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «я схвачу свою судьбу за горло. Ей не удастся согнуть меня! О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!»
Д. Кабалевский
3. Содержание Сонаты №14 Л. Бетховена. Слушание и анализ музыки
Совсем нежалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же пусть неправильной была, –
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было или будет.
П.Б. Шелли. Любовь бессмертная
Первая часть «Лунной сонаты» выражает состояние лирической сосредоточенности, скорбных, нерадостных дум.
Подробнее о «Лунной» сонате мы можем узнать из книги «Великие музыканты Западной Европы» (сост. В.Б. Григорович):
Adagio занимает первое место. Как нововведение, единственное в своём роде, «Лунная» начинается монологом без слов, исповедью, правдивой и потрясающей, подобную которой редко можно встретить в музыке. И вся соната… сохраняет этот характер музыкального слова, одноголосной выразительности, прямой, едва прикрытой, чистой страсти.
В своей рапсодической форме, свободно произносимой, знаменитое adagio из «Лунной», двойное пение которого развёртывает свою усталость на тусклом однообразии сопровождения, — представляет собой ткань без швов, чётко окутывающую прекрасные линии мысли, простые и правдивые.
Р. Роллан
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть - слушание
? - Какой образ создаёт музыка? Соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки?
- Каков характер музыки, на ваш взгляд, – мужественный, женственный, юношеский или детский?
- Печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре.
- Слушая 1-ю часть сонаты, обратили ли вы внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов? Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
- Сколько образов в этой музыке?
- Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.
- Совершенно верно, один музыкальный образ занимает собой всю часть. Он изложен в прелюдийной импровизационной манере.
- А как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?
4. Работа над нотным примером
В нотном примере учебника ученики отмечают музыкально-выразительные средства, создающие печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре. Фактура состоит из трёх слоёв: скупая строгая мелодия, равномерно колышащийся аккомпанемент и глубокие басы.
5. Вокально-хоровая работа
1) Разучивание песни Л. Бетховена «Дружба»
Обратите внимание на разнообразие, многосторонность и неисчерпаемость творчества композитора: он является автором как величественных симфоний, масштабных фортепианных сонат, так и миниатюр, в частности песенного жанра.
Мелодия песни «Дружба» выучивается сначала одноголосно, с последующим исполнением в виде канона.
2) Повторение песни В. Мигули «Быть человеком»
6. Итог урока
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
Слушая «Лунную» сонату Бетховена, мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи в конкретной местности, с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи с её таинственными шорохами и ароматами, с бескрайним звёздным небом – необозримым, загадочным.
Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями?
Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.
И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно-созерцательному настроению.
Ибо она повествует нам о печали – не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.
Точно так же и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё, от чего люди смеются и веселятся.
Мы видим, что музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.
Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, все богатства фантазии, всё таинственное и волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни, - всё это заключает в себе музыка, главный выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.
Вывод: «… Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Д.Кабалевский.
7. Домашнее задание
· Выучить песни.
· Подготовить доклад о жизненном пути Л. Бетховена или его творчестве.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК
Адажио
Соната
Канон
Импровизация
Прелюдия
Рапсодия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.