Конспект урока музыки на тему «Динамика: Громкость и тишина в музыке» (6 класс)
Оценка 5

Конспект урока музыки на тему «Динамика: Громкость и тишина в музыке» (6 класс)

Оценка 5
Документация +2
docx
изобразительное искусство +2
6 кл
24.04.2021
Конспект урока музыки на тему «Динамика: Громкость и тишина в музыке» (6 класс)
Аналитическое занятие по изучению динамики в музыке и её связи с живописными образами и явлениями природы. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 6 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 6 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 4 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание связи музыкальной динамики со звуками природы и окружающей жизни; — укрепление осознания красоты природы и выражения её образов в разных видах искусства. Личностные: — укрепление чувства любви к природе с помощью восприятия произведений искусства, посвящённых образам и явлениям природы; — укрепление любви к искусству благодаря восприятию произведений, рисующих знакомые и понятные образы природы. Предметные: — понимание, умение объяснить, определить в музыке и показать в нотах приёмы динамики crescendo и diminuendo.
ДИНАМИКА_Громкость и тишина.docx

6 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 4 (31). Динамика: Громкость и тишина в музыке

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание связи музыкальной динамики со звуками природы и окружающей жизни;

— укрепление осознания красоты природы и выражения её образов в разных видах искусства.

Личностные:

— укрепление чувства любви к природе с помощью восприятия произведений искусства, посвящённых образам и явлениям природы;

— укрепление любви к искусству благодаря восприятию произведений, рисующих знакомые и понятные образы природы.

Предметные:

— понимание, умение объяснить, определить в музыке и показать в нотах приёмы динамики crescendo и diminuendo.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по изучению динамики в музыке и её связи с живописными образами и явлениями природы.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: И. Левитан. «Озеро», «Буря. Дождь»; И. Айвазовский. «Шторм».

Музыка: Л. Бетховен. «Гроза. Буря», фрагмент из Симфонии № 6 (№ 34 аудиоприложения).

Песенный материал: И. Брамс, обработка для хора Ю. Алиева, стихи Э. Александровой. «Ночной костёр».

Виды деятельности учащихся: Беседа о воплощении картин природы в произведениях живописи и музыки. Внимательный просмотр репродукций картин, прослушивание фрагмента симфонии Л. Бетховена. Сравнительный анализ живописных и музыкальных образов. Анализ нотного примера, определение в нём музыкально-выразительных средств. Разучивание и пение песни «Ночной костёр». Выставление в тексте песни динамических знаков crescendo и diminuendo. Для достижения метапредметных результатов важную роль играет выполнение задания в учебнике: определить «громкое» и «тихое» стихотворения в «Дневнике музыкальных размышлений».

Формы педагогического контроля: Контроль знания разных музыкально-выразительных средств. Контроль знания и умения объяснить разные динамические оттенки и их обозначения в нотах. Контроль умения произвести сравнительный анализ музыкальных и живописных образов. Контроль анализа нотного примера с точки зрения музыкально-выразительных средств, создающих образ бури, грозы. Проверка качества исполнения песни.

ХОД УРОКА

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания:

Звучит фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

- Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?

Ответы учащихся.

Умелое сочетание тембров этих инструментов поражают слушателей то тонкостью, хрустальностью звучания, то еле уловимым вибрированием, то необыкновенной, удивительной мощью. Выдающиеся композиторы всегда точно и аккуратно использовали все выразительные возможности инструментов оркестра.

- Что такое тутти?

- В чём заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами?

Ответы учащихся.

- Рассмотрим ваши рисунки, выполненные к песне «Музыканты». Скажите, на каких рисунках, на ваш взгляд, музыка звучит громко, а на каких, наоборот, тихо?

Выставка детских рисунков.

Ответы учащихся.

- Как в музыке называется средство выразительности, связанное с применением различной степени силу звучания, громкости? Разгадайте ребус и назовите это выразительное средство.

- Динамика.

- Как обозначаются в музыке понятия «громко», «тихо»?

- Форте и пиано.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

Тема сегодняшнего урока посвящена изучению динамики музыки.

Ранее вы при обсуждении музыкальных произведений регулярно отмечали, громко или тихо звучит какой-либо музыкальный фрагмент; знаете обозначения f и p. Теперь в процессе изучения данной темы мы расширим и углубим ваши знания по вопросу динамики: вы проанализируете динамику в музыке одной из симфоний немецкого композитора Бетховена и её связь с живописными образами и явлениями природы; приобщитесь к прекрасному и знаменитому образцу музыки Брамса, определив в ней выразительные средства и динамические оттенки; разучите и споёте эту песню.

Название темы так и звучит – «Динамика: Громкость и тишина в музыке».

 

3. Работа по теме урока

1) Динамика

А) Понятие. Динамика в жизни и динамика музыкальная

В Музыкальной энциклопедии читаем: «Динамика (от греч. — «имеющий силу») в музыке — совокупность явлений, связанных с различными степенями громкости звучания, а также учение об этих явлениях. Динамика — важнейшее средство музыкального выражения. Подобно светотени в живописи, динамика способна производить психологические и эмоциональные эффекты громадной силы, вызывать образные и пространственные ассоциации» (т. 2, с. 247).

Верная и разнообразная передача динамики — важная задача любого музыканта — пианиста, исполнителя на струнных или духовых инструментах, певца.

Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении. И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо) – постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) – постепенное её ослабление, также присутствуют и в природе.

   Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

   Такой характер динамики можно схематично изобразить музыкальными знаками crescendo                        - diminuendo                                             , то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания). И это всеобщий закон любого звучания.

Все определения громкости звука являются относительными. Смены нарастания и ослабления звучания создают впечатление приближения или отдаления. Ведь музыкальная динамика неразрывно связана с природой и окружающей жизнью. Один из истоков музыкальной динамики — приём эхо. И чтобы усилить впечатление на слушателя от музыкального пейзажа, композиторы и используют разнообразные и богатые динамические оттенки.

► Повторите основные обозначения динамики:

·         Форте (forte)

·         Пиано (piano)

·         Крещендо (crescendo) – нарастание динамики

·         Диминуэндо  (diminuendo) - спад (ослабление) динамики.

В любом, даже самом маленьком музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности.

    Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», который может являться ярким примером постепенного изменения динамики. Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передаёт неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который всё больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей. При помощи возможностей динамики и других средств выразительности Мусоргский смог воплотить обычный утренний пейзаж в талантливейшем произведении искусства.

 

2) Слушание «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского (фрагмент). - https://youtu.be/udOC-GElqE4. Музыкальный анализ

?

·         Подумайте, ответьте, каким  музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Рассвет на Москве-реке» из оперы М.П. Мусоргского «Хованщина»?

·         Как схематично передать  динамику этого произведения?

Слушая этот фрагмент, ещё раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности – всё это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности.

Это тот самый реализм в музыке, о котором писал Б. Пастернак: «Везде, в любо искусстве, реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую степень авторской точности».

Такая точность свойственна творчеству каждого большого музыканта, одинаково добросовестного и в построении большой композиции, и в отделке каждой мелочи. Например, в гениальном творчестве Л.В. Бетховена на редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6!

3) Л.В. Бетховен и его «Гроза. Буря»

А) Симфоническое творчество Людвига Бетховена

На уроках предмета «Искусство. Музыка» в 6 классе вы уже неоднократно слушали фрагменты симфоний Л. Бетховена — это были эпизоды симфоний № 7 и 9.

Всего в творчестве Бетховена — девять симфоний, которые являются великим бесценным наследием человеческой культуры.

В произведениях Бетховена часто звучит героическая тема: он пишет музыку о борьбе, о подвиге ради людей, о самопожертвовании. Этим образам посвящены симфонии № 3, 5, 9.

Симфония № 6 значительно отличается от них. В центре этой симфонии — образы природы. Симфония имеет название «Пасторальная». Пастораль — жанр в литературе, живописи, музыке, театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

В симфонии пять частей, каждая из них имеет название:

I часть называется «Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню»;

II часть имеет название «Сцена у ручья»;

III часть  —  «Весёлое сборище крестьян»;

IV часть — «Гроза. Буря»;

V часть — «Пастушья песнь».

Все части, кроме одной, очень радостны, беззаботны, светлы. Только картина грозы выделяется своим драматизмом, суровостью.

Послушайте, как наряду с оркестровкой проявляет себя в этом сочинении динамика.

Б) Слушание и музыкальный анализ «Гроза. Буря» из Симфонии №6 Л. Бетховена (фрагмент)

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (тремоло литавр), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных).  Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к высшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.

Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением и в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.

Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются (минор уступает место мажору, динамика ослабевает), музыка просветляется.

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление?

- Минор уступает место мажору.

- Что происходит с динамикой?

- Динамика ослабевает.

- Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?

- Диминуэндо.

В) Работа над нотным примером

В нотном примере  40 ученики отмечают музыкально-выразительные средства, создающие драматичный образ разбушевавшейся стихии: динамику ff, быстрый темп, звучание оркестра тутти, плотную многозвучную фактуру, минорный лад. В верхнем регистре они отмечают тремоло — многократные повторения чередующихся звуков, создающие впечатление гула, шума. Звучание охватывает крайние регистры: и самый верхний, и рокочущий басами нижний регистр.

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4598294/IjhqtXUhavJg2DNCaVATmA0671/ocr

И. Левитан. Буря. Дождь

 

4) Динамика в живописи

Перед вами - картины русских художников. Каждая из них звучит по-своему, особенно.

► Рассмотрите эти картины, постарайтесь услышать и определить динамические оттенки представленных картин.

► Соотнесите картины и музыкальные произведения, прозвучавшие на сегодняшнем уроке. Определите динамический оттенок получившихся пар. Аргументируйте свои ответы.

 

 

 

И. Левитан. Лесное озеро

 https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRC36sTHgDT5lp11Xm5ANmQQ

И. Айвазовский. Шторм

А) И. Левитан. Лесное озеро

Пейзаж И.И. Левитана «Лесное озеро» передаёт искреннюю любовь этого знаменитого русского художника к своей стране, к природе родного края.

Кустарник на переднем плане не привлекает внимания, растворяясь на фоне водной глади лесного озера. В левой части картины ровные, как мачты, сосны подошли к самой кромке воды, внимательно вглядываясь в своё отражение. Вместе с тёмными деревьями на противоположном берегу озера они образуют широкий коридор, вдоль по которому взгляд устремляется вперёд и вверх, туда, где залитый солнцем лес соединяется с розовеющим небом, и всё это великолепие отражается в водах невозмутимого, без малейшего дуновения ветерка, озера.

Контраст цветов, используемых в полотне, создаёт противоречивые настроения. В какой-то момент кажется, что ты оказался на берегу озера тихим тёплым летним вечером, и ничто не может потревожить покой этого уютного места.

Кажется, ещё немного, и услышишь пение птиц, свивших гнездо в зарослях густого кустарника. Но вот взгляд перемещается вправо, на иссиня-чёрные деревья, и возникает смутное ощущение тревоги, приближающейся беды. Стоящая на краю обрыва одинокая сосна усугубляет это впечатление, напоминая женщину-солдатку, ждущую вместе с маленькой дочкой мужа, и непонятно, дождётся ли…

А потом опять обращаешь взор вперёд, к солнцу и свету, и верится, что всё будет хорошо, что надежда есть, и есть жизнь, и хочется окунуться с головой в это озеро, надышаться этим воздухом до боли в груди.

Б) И. Айвазовский. Шторм

На картине художник не только изобразил море во время сильного шторма, но и смог передать вспыльчивый и непостоянный характер морской стихии, укротить которую неподвластно даже человеку.

Картина выполнена в тёмных тонах. Основными цветами композиции являются синий и серый. Именно они делают морской пейзаж реалистичным, живым.  

В центральной части картины изображён деревянный корабль. Сильный ветер кидает судно из стороны в сторону, как будто хочет опрокинуть его в морскую пучину. Могучие волны бьются о борт, словно лапы морского чудовища растекаются по палубе, пытаясь поглотить неустойчивое судно. Корабль терпит бедствие, и, предчувствуя скорую беду, к нему слетаются чайки. Белые крылья птиц отчётливо выделяются на фоне чёрных грозовых туч и тяжёлых свинцовых волн. Деревянный корабль, который во время постройки казался прочным и надёжным, оказывается беззащитным и робким вдали от берега, посреди бескрайних морских просторов.

Морской пейзаж, запечатлённый художником, наполнен тревогой и отчаяньем. Глядя на картину, можно услышать, как гнётся под ударами ветра деревянная мачта, как скрипят доски палубы, как взволнованные крики чаек эхом раздаются над разбушевавшимся морем.

Но после бури всегда светит солнце. Вот и сейчас на полотне Айвазовского начинают падать на водную гладь пока ещё не очень ясные солнечные лучи. Они пробиваются сквозь плотную завесу грозовых туч, теплом и лаской стремясь укротить бушующее море.

Буря, которую изобразил художник, сравнима с чувствами и эмоциями, живущими в душе каждого человека. Айвазовский смог показать, что как бы ни было трудно, как бы ни была велика беда, всегда остаётся вера в лучшее.

4. Разучивание и пение. И. Брамс, обработка для хора Ю. Алиева, стихи Э. Александровой. «Ночной костёр». - https://youtu.be/H8-LEgxOn-4

Музыка этой песни представляет собой вокальное переложение прекрасного и знаменитого «Венгерского танца» № 1 И. Брамса.

Форма (строение песни) – куплетная: песня состоит из двух куплетов с припевами.

Текст песни:

1.       Хворост жарким пламенем объят,
Искры так и сыплются кругом,
Вьются, словно звёзды, над костром,
Как листва осенняя кружат.
Над стогами крылья распластав,
Ночь дыханье тёплое струит.
И тревогу в сердце бередит
Горестный и горький запах трав.

Припев: Но не хмурь бровей угрюмо, да, 
Прочь гони лихие думы, да,
Пой со всеми и разгонишь грусть-тоску!
Но не хмурь бровей угрюмо, да, 
Прочь гони лихие думы, да,
Пой со всеми и разгонишь грусть-тоску!

2.       Спит бескрайний звёздный небосвод, 
В лунном свете спит степной простор. 
Лишь трещит и мечется костёр, 
Да бессонный бубен глухо бьёт. 
И тебе сегодня не вздремнуть, 
Подложив под голову ладонь. 
До утра глядеть тебе в огонь, 
Чтоб о нём вздохнуть когда-нибудь.

Припев.

Этапы вокально-хоровой работы над песней:

1.      Знакомство с произведением, слушание, показ. - https://youtu.be/rx9p0MSwVF0

2.      Разбор и разучивание вокальной партии. - https://youtu.be/H8-LEgxOn-4

Проводится работа над чистотой интонации, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка.

3.      Пение со словами:

Работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией.

4.      Определение формы произведения, определение смысловой и динамической кульминаций:

► Проставьте в нотах знаки crescendo и diminuendo:

5.      Работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения.

6.      Работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой.

7.      Достижение художественно-образного сценического исполнения:

Куплеты исполняются сольно, припевы — хором на два голоса.

5. Итог

·         Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

·         Что же такое музыкальная динамика?

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1)      Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

2)      Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы в Симфонии №6 Л. Бетховена?

3)      Запиши в тетрадь «громкое» и «тихое» стихотворение. При выполнении задания воспользуйся ресурсами Интернет.

4)      Выучи наизусть текст песни.


 

5)      Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 4 (31)

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 4 (31)

Проверка качества исполнения песни

Проверка качества исполнения песни

Ранее вы при обсуждении музыкальных произведений регулярно отмечали, громко или тихо звучит какой-либо музыкальный фрагмент; знаете обозначения f и p

Ранее вы при обсуждении музыкальных произведений регулярно отмечали, громко или тихо звучит какой-либо музыкальный фрагмент; знаете обозначения f и p

Пиано ( piano ) ·

Пиано ( piano ) ·

Всего в творчестве Бетховена — девять симфоний, которые являются великим бесценным наследием человеческой культуры

Всего в творчестве Бетховена — девять симфоний, которые являются великим бесценным наследием человеческой культуры

В) Работа над нотным примером

В) Работа над нотным примером

И. Левитан. Лесное озеро

И. Левитан. Лесное озеро

А) И. Левитан. Лесное озеро Пейзаж

А) И. Левитан. Лесное озеро Пейзаж

Буря, которую изобразил художник, сравнима с чувствами и эмоциями, живущими в душе каждого человека

Буря, которую изобразил художник, сравнима с чувствами и эмоциями, живущими в душе каждого человека

Работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения

Работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2021