7 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 11. Драматические образы в музыке
Цель урока: Формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта; выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного и музыкального) в создании единого образа.
Задачи:
1.Образовательные:
- продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность;
- выйти на новое понятие «баллада».
2. Развивающие:
- дальнейшее развитие слушательской культуры;
- продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства;
- развивать навыки кантиленного пения.
3.Воспитательные:
- вызвать интерес к творчеству композитора Франца Шуберта, поэзии Гёте.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— знание специфики жанра баллады в разных видах искусства (литература, музыка);
— осознание специфики драматических образов в разных видах искусства.
Личностные:
— совершенствование художественного вкуса, развитие музыкально-эстетического чувства, укрепление эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к музыке;
— укрепление патриотизма и гордости за историю Родины на примере изучения песни «Матерям погибших героев».
Предметные:
— умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к драме, отражение этого умения в размышлениях о музыке;
— умение находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы;
— осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
— проявление навыков вокально-хоровой деятельности, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её отдельные голоса.
Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по балладе Ф. Шуберта на стихи И. В. Гёте «Лесной царь».
Учебно-дидактическое обеспечение:
Поэзия: И.В. Гёте, перевод В. Жуковского. «Лесной царь».
Музыка: Ф. Шуберт. «Лесной царь» (№ 10 аудиоприложения — на русском языке; № 11 — на немецком языке).
Песенный материал: Г. Струве, стихи Л. Кондрашенко. «Матерям погибших героев».
Дополнительный материал: портреты Ф. Шуберта, И. Гёте, В. Жуковского.
Виды деятельности учащихся: Беседа о воплощении драматических образов в искусстве, об их отличии от лирических образов. Смысловое прослушивание баллады Ф. Шуберта. Сравнительный анализ исполнения баллады на русском и немецком языках. Беседа об особенностях литературного перевода стихов. Сравнительный анализ текста и музыки баллады. Анализ трёх нотных примеров. Разучивание и пение песни — сольное исполнение куплетов и хоровое пение припевов.
Формы педагогического контроля: Контроль общения, взаимодействия учащихся со сверстниками в совместной творческой деятельности. Контроль использования разных источников информации для получения знаний. Контроль проявления творческой инициативы и самостоятельности. Контроль осуществления сравнительного анализа текста и музыки баллады, исполнения на русском и немецком языках. Контроль понимания нотных примеров и умения их объяснить. Контроль проявления навыков вокально-хоровой деятельности. Проверка умения слышать разные голоса хоровой партитуры.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Актуализация опорных знаний
Вопросы:
· Что такое музыкальный образ?
· С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность?
- Мелодия, темп, регистр, динамика.
· Как чаще проявляет себя образ в музыкальном произведении – одновременно или многопланово и почему?
· С каким музыкальным образом познакомились на прошлом уроке?
· Что такое прелюдия?
2. Мотивация. Целеполагание. Сообщение темы урока
Музыкальный образ не всегда связан с воплощением тонких лирических чувств. Как и в других видах искусства, образы бывают не только лирическими, но порой остро драматическими, выражающими столкновения, противоречия, конфликты.
Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т.д.
Сегодня мы продолжим разговор о музыкальных образах: поговорим о воплощении драматических образов в искусстве, об их отличии от лирических образов; рассмотрим вид драматического образно-музыкального развития в его связи с особенностями музыкального содержания. Вы узнаете также, что такое жанр баллады и познакомитесь с балладой Ф. Шуберта.
Тема урока - «Драматические образы в музыке».
Образец драматического произведения в музыке – баллада Франца Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И.В. Гёте (на экране - портрет Франца Шуберта). В балладе сочетаются и жанрово-драматические особенности – ведь она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц! – и острый драматизм, присущий характеру этой потрясающей по глубине и силе истории.
Франц Шуберт Иоганн Гёте
3. Работа по теме урока
1) Жанр баллады
Баллада — старинный литературный жанр. На уроках литературы вы уже, наверное, говорили об этом жанре. И в музыке - в песенном жанре - баллада занимает особое место.
В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века они стали песнями повествовательного характера.
Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы.
Народные баллады исполняются нараспев; в них очень важен сюжет.
В балладе обычно бывает много героев, событий, чередующихся эпизодов.
Размеры баллады достаточно велики; самая важная, кульминационная точка в балладе обычно находится в конце — случается какое-то неожиданное событие, происходит внезапный поворот сюжета.
Много сочинений в жанре баллады написано великим немецким поэтом и мыслителем второй половины XVIII — первой трети XIX в. И.В. Гёте.
Балладу Гёте «Лесной царь» перевёл на русский язык В. Жуковский — русский поэт XIX в. Баллада была одним из любимых жанров Жуковского. Он написал баллады «Людмила», «Светлана». А в 1818 г. он в стихотворной форме перевёл балладу Гёте на русский язык.
Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт.
2) Вокальное творчество Франца Шуберта
Франц Шуберт – великий австрийский композитор-романтик (19 век). За свою короткую жизнь он написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные произведения, фортепианные пьесы и многое другое.
Главное место в его творчестве занимал жанр песни (более 600), который он поднял на высокий художественный уровень. Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песни новыми красками, помогает глубже раскрыть их содержание.
Вам уже знакомы некоторые его произведения: в 5 классе вы слушали его песню «В путь», в 6 классе — «Серенаду».
Большую часть своих произведений композитор написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами (на экране иллюстрация).
Но творчество Шуберта, всё же, было мало известно его современникам. Произведения почти не издавались и редко звучали. Жизнь композитора была трагически короткой, он прожил всего 31 год. Только потомки оценили величие его наследия.
Франца Шуберта зачаровывала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта.
Балладу «Лесной царь» Ф. Шуберт сочинил в 1815 г., в юношеском возрасте. Автору было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:
«Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.
3) Ф. Шуберт. «Лесной царь»
О чём же в ней говорится?
Прослушайте балладу на языке оригинала – немецком - и постарайтесь определить: сколько действующих лиц в этом произведении?
Внимательно прислушайтесь к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода: по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это – неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц. Обратите внимание на характер мелодии.
А) Слушание музыки (в оригинале), музыкальный анализ
? Ответьте на вопросы:
· В каком исполнении прозвучало произведение?
- Мужской голос в сопровождении ф-но.
· Охарактеризуйте средства музыкальной выразительности.
- Характер – взволнованный, тревожный; темп – быстрый; лад – минорный; регистр – низкий; динамика – f и mp.
· Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?
- Стремительное, напряжённое движение – будто на самом деле скачет всадник.
· Музыка выразительная или изобразительная?
- И выразительная, и изобразительная.
Б) «Лесной царь» в переводе В. Жуковского
Баллада «Лесной царь» исполняется, как правило, на языке оригинала – немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.
Такой перевод существует – лучший перевод гётевской баллады на русский язык, несмотря на то, что сделан он почти два столетия назад. Его автор, В. Жуковский, - современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «страшного видения» Гёте:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в тёмной короне, с густой бородой».
«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей».
«О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То вётлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок подгоняет, ездок доскакал...
В руках его мёртвый младенец лежал.
Прослушайте, как вокальная баллада Шуберта прозвучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского и ответьте на вопросы.
В) Музыка «Лесного царя» в русском переводе. Слушание, музыкальный анализ:
· Сколько действующих лиц в этой балладе?
- Четыре.
· По каким интонациям вы это определили?
- Рассказчик – взволнованная интонация; отец – встревоженная; сын – испуганная, задыхающаяся; Лесной царь – сладостно-завлекательная.
- Характер мелодии – отрывистый, с обилием вопросов и восходящих интонаций всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она – плавная, закруглённая, певучая.
- Совершенно верно, речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности.
Но не только характер мелодической интонации – с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающей балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим. Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).
И не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением будто доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги. Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей слушателя мнимым светом и мягким призывом.
На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.
Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его тёмных и таинственных глубин.
На этом и заканчивается динамика музыкального развития баллады: потому что в конце, когда наступает остановка в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие: «В руках его мёртвый младенец лежал».
Так в музыкальной трактовке баллады нам являются не только образы её участников, но и образы, прямо повлиявшие на построение всего музыкального развития. Жизнь, её порывы, её стремления к освобождению – и смерть, пугающая и влекущая, страшная и убаюкивающая. Отсюда и двуплановость музыкального движения, реально-изобразительного в эпизодах, связанных со скачкой коня, смятением отца, задыхающимся голосом ребёнка, и отстранённо-ласкового в спокойных, почти колыбельных по характеру речах Лесного царя.
Сравнивая немецкую и русскую версии стихотворения, поэт Марина Цветаева отмечает главное различие между ними: у Жуковского Лесной царь привиделся мальчику, у Гёте – явился на самом деле. Поэтому баллада Гёте реальнее, страшнее, достовернее: у него ребёнок погибает не от страха (как у Жуковского), а от подлинного Лесного царя, представшего перед мальчиком во всей силе своего могущества.
У Шуберта, австрийского композитора, читавшего балладу по-немецки, передана вся страшная реальность истории про Лесного царя: в его песне это такой же достоверный персонаж, как мальчик и его отец.
В балладе Шуберта проявились типичные черты этого жанра — мы видим соединение реального и фантастического, драматического и ярко-картинного.
Баллада состоит из контрастных эпизодов, которые объединены мощным сквозным развитием.
«Лесной царь» — это целая драма с несколькими действующими лицами. Рассказчик, мальчик, отец, Лесной царь — все эти герои имеют разные характеры, выражают разные чувства.
Баллада похожа на оперную сцену, но, в отличие от оперы, партии всех действующих лиц должен исполнять один певец. Он должен быть настоящим артистом, только силой своего голоса, без декораций и костюмов, передающим эту драматическую историю.
Речь рассказчика повествовательная, несколько отстранённая. Фразы мальчика с каждым разом всё более и более возбуждённые, взволнованные, они звучат всё выше и выше по диапазону; в конце он почти кричит. Ответы отца — неизменно успокаивающие, утешающие, заботливые. Партия Лесного царя — обольстительная, песенно-танцевальная, ласковая и вкрадчивая. Однако последнее, третье его высказывание становится жёстким, повелительным, непреклонным — он силой призывает ребёнка к себе.
Заканчивается баллада, как и начиналась, строгими скупыми словами рассказчика, подводящего горестный итог — мальчик мёртв.
Г) Работа над нотными примерами
В учебнике даны три нотных примера разных эпизодов баллады — фортепианное вступление (нотный пример 8), фраза Лесного царя (нотный пример 9) и завершение баллады, её трагическая кульминация (нотный пример 10).
В первом примере ученики отмечают тревожный взволнованный характер, который создаётся благодаря безостановочному движению в быстром темпе, минорном ладу, низком и среднем регистрах. Во вступлении нет продолжительных мелодий — только короткие фразы на фоне постоянно пульсирующих звуков, вызывающих ассоциации с топотом коня.
Нотный пример 9 рисует речь Лесного царя. Завораживающие ласковые певучие интонации в мажоре сопровождаются танцевальным вальсовым аккомпанементом. Это — образ обманчивой мечты, пугающей коварной красоты.
Нотный пример 10 — развязка трагедии. Мы слышим скупую краткую фразу на фоне строгих скорбных аккордов.
4. Разучивание, исполнение песни «Матерям погибших героев», музыка Г. Струве, стихи Л. Кондрашенко
Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но и в песенном жанре. Песня, которую вы сегодня разучите – «Матерям погибших героев» - соответствует теме урока, так как выражает драматические образы — тему войны, памяти, героизма.
По строению песня состоит из трёх куплетов с припевами.
1) Разучивание - https://youtu.be/7HBL70UTUzA
Текст песни:
1. Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко, -
Земной поклон за ваших сыновей.
Припев: Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми:
Детей своих вы в битвах потеряли
И все мы стали вашими детьми.
2. Шумят под ветром сосны вековые,
Горят цветы невянущим огнём.
Вам, матерям Героев всей России,
Свою любовь и нежность отдаём.
Припев.
3. Наследники великой этой славы, -
Её мы чтим и бережно храним.
Героями гордимся мы по праву
И стать на них похожими хотим.
Припев.
2) Вокально-хоровая работа
Куплеты исполняются солистом или группой хора, припевы — хором. Вторая половина припева — вокализ, поющийся на одном звуке трёхголосно.
5. Рефлексия
Целью нашего урока было выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального) в создании единого образа. Какими же средствами композитор и поэт пришли к созданию единого драматического образа?
- Композитор – с помощью средств музыкальной выразительности. Поэт – созданием сюжета, введением различных интонаций.
Верно. Какой вывод отсюда мы можем сделать?
Вывод:
- И в стихах, и в музыке нарисована большая драматическая картина - сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.
6. Итог
Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения (или его фрагмента), основанного на образном развитии драматического характера.
Поэтому драматические образы так часто воплощаются в формах вокальной музыки, в инструментальных жанрах небольшого масштаба, а также в отдельных фрагментах циклических произведений (сонат, концертов, симфоний).
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу!
(Выставление оценок.)
7. Вопросы и задания
1) Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясни это на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
2) Выучи текст песни Струве «Матерям погибших героев».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Баллада.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.