Урок 12. Эпические образы в музыке
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— выявление особенностей и типичных черт эпических образов в произведении искусства;
— выявление особенностей лирической, драматической и эпической сфер в искусстве;
— понимание и умение объяснить слова «экспонирование», «развитие».
Личностные:
— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области музыки;
— знание музыкального воплощения былины о Садко в жанре оперы;
— укрепление интереса к творчеству русских композиторов на примере оперы Н. Римского-Корсакова.
Предметные:
— совершенствование вокально-хоровых навыков и навыков сольного пения.
Форма проведения занятия: Урок-беседа об особенностях эпических образов в искусстве на примере оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: К. Коровин. «Пристань в Новгороде». Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»; Б. Кукулиев. «Садко в подводном царстве»; И. Билибин. «Хоромы новгородской братчины». Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко».
Музыка: «Окиан-море синее». Вступление к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова (№ 12 аудиоприложения).
Песенный материал: Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Вечное детство».
Виды деятельности учащихся: Беседа об эпических образах в искусстве, выявление их специфики на примере фрагмента из оперы «Садко». Сравнительный анализ эпических, лирических и драматических образов. Просмотр и обсуждение декораций К. Коровина, И. Билибина и книжной иллюстрации Б. Кукулиева. Разучивание и исполнение песни — сольное и хоровое пение.
Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о различии лирических, драматических и эпических образов. Контроль понимания терминов «экспонирование» и «развитие», контроль умения объяснить эти слова. Контроль вдумчивого подробного изучения и обсуждения иллюстраций. Контроль сравнительного анализа баллады «Лесной царь» и оперы «Садко» в целях выявления драматического характера первого сочинения и эпического склада второго. Контроль сравнительного анализа фрагмента оперы и декораций к ней. Контроль знания содержания оперы «Садко». Проверка качества исполнения песни.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организация урока. Актуализация опорных знаний
На уроках музыки в 5-6-ых классах вы уже встречались и знакомились и со сказочной музыкой, и с комической, и с лирической и даже с драматической. Но более близко, более конкретно с понятием «музыкальный образ» мы начали знакомиться в этом учебном году.
Вопросы:
· Что же такое музыкальный образ?
· С каким музыкальным образом вы познакомились на прошлых уроках?
· В каком музыкальном произведении вы встретили образ лирического характера?
· Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясните на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
· Что такое баллада?
· Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?
В этом учебном году мы с вами уже познакомились с несколькими видами образов в музыке: лирическими, драматическими. Чем же они отличаются друг от друга?
Лирический - передаёт личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передаёт чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие.
Драматический образ изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом. Драматические музыкальные образы композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами, через диалоги героев. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки. Воплощение драматических образов требует от композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения.
Поэтому драматические образы также, как и лирические, часто воплощаются в музыке в жанрах небольшого масштаба либо в отдельных фрагментах масштабных произведений (сонат, симфоний, концертов, оперных ариях, сольных балетных номерах и т.д.).
2. Мотивация. Сообщение темы урока. Целеполагание
Какой же образ может описать целые события в жизни народа, поведать нам о его истории и подвигах? Этот образ – тоже один из основных видов образов в музыке – эпический.
В переводе с греческого «эпос» имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда.
Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху.
Эпические образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.
Тема урока – «Эпические образы в музыке».
Мы познакомимся с эпическим музыкальным образом, постараемся выявить особенности и типичные черты эпических образов в произведениях различных видов искусства, разберём музыкальное воплощение былины о новгородском гусляре Садко в жанре оперы.
Эпический образ в музыке, о котором мы сегодня поговорим, это образ не только героя, но и событий, истории, это и образ природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.
3. Введение в тему урока. Эпос
Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию, чем эпос радикально отличается от сказки и мифа - совершенно нереальных.
Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано, - автор идеализирует и мифологизирует своих героев: они наделены геройством, совершают подвиги.
Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.
Свойства эпоса:
· героизм
· единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги
· историчность
· сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)
· оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)
· относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)
Герой, в ком мелко всё, лишь для романа годен,
Пусть будет он у вас отважен, благороден,
Но всё ж без слабостей он никому не мил:
Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;
Он плачет от обид — нелишняя подробность,
Чтоб мы поверили в его правдоподобность.
- так писал французский поэт и выдающийся теоретик классического поэтического искусства Никола Буало-Депрео.
4. Работа по теме урока
1) Эпос в музыке оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»
Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова.
Вы не раз уже слушали фрагменты из оперы «Садко» Римского-Корсакова: в 6 классе мы старались понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, прослушивая песню Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Вы слышали напевную, плавную мелодию, ровный ритм; постепенно мажор сменялся минором, темп замедлялся; песня главного героя была довольно грустная, тоскливая и задумчивая. Говорили о том, какой Садко – удивительный гусляр, играющий так, что душа любого человека, и даже сказочного персонажа, тревожится.
Характеристика Садко раскрывала перед нами особенности русского характера, качества русского человека.
И именно русские былины, которые стали источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями».
Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха.
Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее».
До сих пор при слушании фрагментов оперы вы знакомились со сказочными картинами подводного царства.
Сегодня же мы рассмотрим другую образную сферу оперы: как Вступление к опере рисует морскую стихию, но в виде симфонического музыкального пейзажа.
Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!
Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.
Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.
Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых её тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.
В опере «Садко» с её образом связана наибольшая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтам и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.
Опера открывается оркестровым «зачином» - величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всём произведении. Образы фантастические охарактеризованы в опере инструментальными средствами. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.
2) Слушание и музыкальный анализ «Вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова «Окиан-море синее»»
Вступление представляет собой музыкальную картину моря и имеет подзаголовок «Окиан-море синее».
Грозен и могуч «Окиан-море синее», мерно и тяжело катит он свои волны... Звучащий океан. Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: всё время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено всё очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.
Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное - это «Окиан-море синее».
Если основная часть вступления рисует вполне реальный морской пейзаж, то в маленькой и очень поэтичной коде возникает лёгкий оттенок сказочности. Эти причудливые гармонии как бы намекают на чудеса таинственного и прекрасного Подводного царства, таящегося в глубинах океана.
В музыке Вступления следует отметить постоянно звучащий трёхзвучный мотив, который проходит и в нижнем, и в среднем голосах — мелкими и более крупными длительностями. Он символизирует движение волн.
Тремоло в басах выражает морской гул.
Медленный темп, мажорный лад, равномерный ритм, сочетание в фактуре нескольких пластов создают характер степенного, величественного, бескрайнего пейзажа.
5. Вокально-хоровая работа. Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Вечное детство» - https://youtu.be/2qWHKS7Tkwg
Песня, которую вы сегодня разучите, по содержанию соответствует теме урока.
Она имеет спокойный повествовательный характер, написана в неторопливом темпе. Задумчиво-мечтательные образы песни соответствуют эпически неспешной манере изложения.
Песня состоит из трёх куплетов с припевами; куплеты звучат в исполнении солиста, припевы — в исполнении хора.
Текст песни:
1. Мы в юность уходим по радужным тропкам,
По снегу и травам густым.
Мы в юность уходим и время торопим,
А сами о детстве грустим.
Припев: Детство, дай на тебя наглядеться.
Детство,
Дай твои песни дослушать.
Бродит по свету вечное детство
В солнечных брызгах веснушек.
2. Мечты наши, к людям и звёздам летите,
Вскипайте весенней грозой.
Мы дар увлечений и жажду открытий
Из детства уносим с собой.
Припев.
3. Мы в юность и зрелость идём без опаски,
И в самый решительный час
Нас детство окликнет и школьной подсказкой
По–дружески выручит нас.
Припев.
6. Рефлексия. Сравнительный анализ содержания оперы и декораций к ней
Сюжет оперы написан на либретто В.И. Бельского. Опера состоит из семи картин.
Задание. Сравните особенности эпических образов в опере Н. Римского-Корсакова «Садко» и живописном искусстве – декорациях к ней: прочитайте краткое содержание оперы, затем внимательно рассмотрите и вдумчиво изучите декорации К. Коровина, И. Билибина и книжную иллюстрацию Б. Кукулиева.
Каким картинам оперы соответствуют эти эскизы декораций и иллюстрации?
Краткое содержание оперы
1-я картина. Садко, бедный гусляр, на пиру новгородской братчины отказывается воспевать богатую, сытую, косную жизнь купцов и смело высказывает свои мечты о далёких путешествиях и подвигах с целью прославить родной город. Садко осмеян купцами и изгнан с пира.
2-я картина. Ночью на берегу Ильмень-озера перед Садко появляются дочери Морского царя, привлечённые пением и игрою Садко на гуслях. Среди них и младшая — Волхова. Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни.
3-я картина. Жена Садко Любава тоскует, ожидая мужа всю ночь. В горнице появляется Садко. Все его мысли — о Морской царевне.
4-я картина. На городской пристани Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень-озера золотых рыбок. Садко побеждает, и народ славит его. Иноземные гости приглашают Садко посетить их страны. Садко снаряжает корабли и отправляется в далёкое плавание.
5-я картина. Двенадцать лет странствует Садко; но однажды его корабль останавливается посреди моря. Садко понимает, что его призывает к себе Морской царь, и спускается в Подводное царство.
6-я картина происходит на дне морском. Всё подводное царство празднует свадьбу Садко и Морской царевны. В разгар пляски появляется Старчище могуч-богатырь. Он повелевает прекратить торжество, Морской царевне превратиться в реку, а Садко — вернуться в Новгород и служить родной земле.
7-я картина. Садко спит на берегу. Морская царевна прощается с ним и превращается в реку Волхов. Садко встречает жену, которая верно ждала его все эти годы. Народ славит Садко и Великий Новгород.
Константин Коровин. Пристань в Новгороде. 1906. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
И.Я. Билибин. «Хоромы Новгородской братчины». Эскиз декорации к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
Б. Кукулиев. Садко в подводном царстве. Палех
- Эскиз К. Коровина написан к 4-й картине, а эскиз И. Билибина — к 1-й картине оперы: декорация Коровина передаёт ощущение простора, зовущих необозримых далей, а декорация Билибина, напротив, изображает обстановку довольно тёмных палат, с маленькими окнами и невысокими потолками.
Таким образом, в 4-й картине всё зовёт к путешествиям, а в 1-й картине передаётся обстановка косного новгородского купечества, не желающего жить по-новому.
- На иллюстрации Б. Кукулиева изображён Садко на дне морском и Морской царь: Садко стоит на оранжевой горке, опираясь на красные гусли. Перед ним проходят дочери Морского царя. В левой части композиции - Морской царь на троне. Этот рисунок соответствует действию 6-й картины.
7. Итог
Мы познакомились с музыкальными произведениями эпического плана.
Опера-былина Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко» основана на старинных русских былинах, является ярким образцом эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование.
Эпические образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.
Основное отличие эпоса от лирики и драмы: в том, что на первом месте стоит не герой с его личными проблемами, а история:
эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;
лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;
драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.
Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.
8. Вопросы и задания
1) Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?
2) Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков использовал подлинные былины и песни?
3) Выучи текст песни Струве «Вечное детство».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.