Конспект урока музыки на тему «Эпические образы в музыке» (7 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Эпические образы в музыке» (7 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
искусство +1
7 кл
21.11.2020
Конспект урока музыки на тему «Эпические образы в музыке» (7 класс)
Урок-беседа об особенностях эпических образов в искусстве на примере оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 2 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — выявление особенностей и типичных черт эпических образов в произведении искусства; — выявление особенностей лирической, драматической и эпической сфер в искусстве; — понимание и умение объяснить слова «экспонирование», «развитие». Личностные: — совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области музыки; — знание музыкального воплощения былины о Садко в жанре оперы; — укрепление интереса к творчеству русских композиторов на примере оперы Н. Римского-Корсакова. Предметные: — совершенствование вокально-хоровых навыков и навыков сольного пения.
Урок 12. Эпические образы.docx

Урок 12. Эпические образы в музыке

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— выявление особенностей и типичных черт эпических образов в произведении искусства;

— выявление особенностей лирической, драматической и эпической сфер в искусстве;

— понимание и умение объяснить слова «экспонирование», «развитие».

Личностные:

— совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области музыки;

— знание музыкального воплощения былины о Садко в жанре оперы;

— укрепление интереса к творчеству русских композиторов на примере оперы Н. Римского-Корсакова.

Предметные:

— совершенствование вокально-хоровых навыков и навыков сольного пения.

Форма проведения занятия: Урок-беседа об особенностях эпических образов в искусстве на примере оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: К. Коровин. «Пристань в Новгороде». Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»; Б. Кукулиев. «Садко в подводном царстве»; И. Билибин. «Хоромы новгородской братчины». Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко».

Музыка: «Окиан-море синее». Вступление к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова (№ 12 аудиоприложения).

Песенный материал: Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Вечное детство».

Виды деятельности учащихся: Беседа об эпических образах в искусстве, выявление их специфики на примере фрагмента из оперы «Садко». Сравнительный анализ эпических, лирических и драматических образов. Просмотр и обсуждение декораций К. Коровина, И. Билибина и книжной иллюстрации Б. Кукулиева.   Разучивание и исполнение песни — сольное и хоровое пение.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о различии лирических, драматических и  эпических образов. Контроль понимания терминов «экспонирование» и «развитие», контроль умения объяснить эти слова. Контроль вдумчивого подробного изучения и обсуждения иллюстраций. Контроль сравнительного анализа баллады «Лесной царь» и оперы «Садко» в  целях выявления драматического характера первого сочинения и эпического склада второго. Контроль сравнительного анализа фрагмента оперы и декораций к ней. Контроль знания содержания оперы «Садко». Проверка качества исполнения песни.

КОНСПЕКТ УРОКА

1.      Организация урока. Актуализация опорных знаний

На уроках музыки в 5-6-ых классах вы уже встречались и знакомились и со сказочной музыкой, и с комической, и с лирической и даже с драматической. Но более близко, более конкретно с понятием «музыкальный образ» мы начали знакомиться в этом учебном году.

Вопросы:

·         Что же такое музыкальный образ?

·         С каким музыкальным образом вы познакомились на прошлых уроках?

·         В каком музыкальном произведении вы встретили образ лирического характера?

·         Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки? Объясните на примере баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».

·         Что такое баллада?

·         Может ли в небольшом музыкальном произведении быть выражен глубокий и сложный образ?

В этом  учебном году мы с вами уже познакомились с несколькими видами образов в музыке: лирическими, драматическими. Чем же они отличаются друг от друга?

Лирический - передаёт личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передаёт чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие.

Драматический образ изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом. Драматические музыкальные образы композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами, через диалоги героев. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.  Воплощение драматических образов требует от  композитора максимальной концентрации выразительных средств, что приводит к созданию внутренне динамичного и, как правило, компактного произведения.

Поэтому драматические образы также, как и лирические, часто воплощаются в музыке в жанрах небольшого масштаба либо в отдельных фрагментах масштабных произведений (сонат, симфоний, концертов, оперных ариях, сольных балетных номерах и т.д.).

2.      Мотивация. Сообщение темы урока. Целеполагание

Какой же образ может описать целые события в жизни народа, поведать нам о его истории и подвигах? Этот образ – тоже один из основных видов образов в музыке – эпический.

В переводе с греческого «эпос» имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда.  

Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху.

Эпические образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.

Тема урока – «Эпические образы в музыке».

Мы познакомимся с эпическим музыкальным образом, постараемся выявить особенности и типичные черты эпических образов в произведениях различных видов искусства, разберём музыкальное воплощение былины о новгородском гусляре Садко в жанре оперы.

Эпический образ в музыке, о котором мы сегодня поговорим, это образ не только героя, но и событий, истории, это и образ природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху.

3.      Введение в тему урока. Эпос

Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию, чем эпос радикально отличается от сказки и мифа - совершенно нереальных.

Однако эпос и не совсем реалистичен, хотя опирается на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано, - автор идеализирует и мифологизирует своих героев: они наделены геройством, совершают подвиги.

Таково свойство нашей памяти: мы всегда немного приукрашиваем наше прошлое, особенно если это касается нашего великого прошлого, нашей истории, наших героев. А иногда  наоборот: какие-то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле.

Свойства эпоса:

·         героизм

·         единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги

·         историчность

·         сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами)

·         оценочность (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища)

·         относительная объективность (эпос описывает реальные исторические события, а герой может иметь свои слабости)

Герой, в ком мелко всё, лишь для романа годен,

Пусть будет он у вас отважен, благороден,

Но всё ж без слабостей он никому не мил:

Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;

Он плачет от обид — нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность.

- так писал французский поэт и выдающийся теоретик классического поэтического искусства Никола Буало-Депрео.

4. Работа по теме урока

1) Эпос в музыке оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»

Одним из ярких произведений, пронизанных эпической образностью, является опера-былина «Садко» Н. Римского-Корсакова.

Вы не раз уже слушали фрагменты из оперы «Садко» Римского-Корсакова: в 6 классе мы старались понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, прослушивая песню Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Вы слышали напевную, плавную мелодию, ровный ритм; постепенно мажор сменялся минором, темп замедлялся; песня главного героя была довольно грустная, тоскливая и задумчивая.   Говорили о том, какой Садко – удивительный гусляр, играющий так, что душа любого человека, и даже сказочного персонажа, тревожится.

Характеристика Садко раскрывала перед нами  особенности русского характера, качества русского человека.

И именно русские былины, которые стали источником многочисленных сюжетных фрагментов оперы, сообщают ей эпический характер и неторопливость музыкального движения. Об этом писал и сам композитор в предисловии к опере «Садко»: «Многие речи, а также описанье декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п. Поэтому в либретто зачастую сохранён былинный стих с его характерными особенностями».

Не только либретто, но и музыка оперы несёт печать особенностей былинного стиха.

Действие начинается издалека, с неторопливого оркестрового вступления, носящего название «Окиан-море синее».

До сих пор при слушании фрагментов оперы вы знакомились со сказочными картинами подводного царства.

Сегодня же мы рассмотрим другую образную сферу оперы: как Вступление к опере рисует морскую стихию, но в виде симфонического музыкального пейзажа.

Окиан-море числится в списке действующих лиц как царь Морской, то есть вполне достоверный, хотя и мифологический персонаж. В общей картине героев различных волшебных сказок царь Морской занимает столь же определённое место, что и Лесной царь – герой баллады Шуберта. Однако как по-разному показаны эти сказочные герои, представляющие два совершенно различных вида музыкальной образности!

Вспомните начало баллады Шуберта. Стремительное действие захватывает нас уже с первого такта. Стук копыт, на фоне которого звучит взволнованная речь героев, придаёт музыкальному движению характер смятения, нарастающей тревоги. Таков закон развития драматических образов.

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился Лесному царю и был силой взят в лесное царство, так Садко полюбился Морской царевне и был погружён на дно «окиан-моря»), имеет иной характер, лишённый драматической остроты.

Недраматичность, повествовательность музыкального развития оперы также выявляется уже в первых её тактах. Не протяжённость сюжета представлена в музыкальном образе вступления «Окиан-море синее», а поэтическая прелесть этой волшебной музыкальной картины. Игра морских волн слышится в музыке вступления: не грозной, не могучей, а чарующе-фантастической. Неторопливо, словно любуясь собственными красками, переливается морская вода.

В опере «Садко» с её образом связана наибольшая часть сюжетных событий, и уже из характера вступления видно, что будут они не трагическими, наделёнными острыми конфликтам и столкновениями, а спокойными и величавыми, в духе народных былин.

Опера открывается оркестровым «зачином» - величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всём произведении. Образы фантастические охарактеризованы в опере инструментальными средствами. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.

2) Слушание и музыкальный анализ «Вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова «Окиан-море синее»»

 Вступление представляет собой музыкальную картину моря и имеет подзаголовок «Окиан-море синее».

Грозен и могуч «Окиан-море синее», мерно и тяжело катит он свои волны... Звучащий океан. Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: всё время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено всё очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.

Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное - это «Окиан-море синее».

Если основная часть вступления рисует вполне реальный морской пейзаж, то в маленькой и очень поэтичной коде возникает лёгкий оттенок сказочности.  Эти причудливые гармонии как бы намекают на чудеса таинственного и прекрасного Подводного царства, таящегося в глубинах океана.

 В музыке Вступления следует отметить постоянно звучащий трёхзвучный мотив, который проходит и в нижнем, и в среднем голосах — мелкими и более крупными длительностями. Он символизирует движение волн.

Тремоло в басах выражает морской гул.

Медленный темп, мажорный лад, равномерный ритм, сочетание в фактуре нескольких пластов создают характер степенного, величественного, бескрайнего пейзажа.

5. Вокально-хоровая работа. Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Вечное детство» - https://youtu.be/2qWHKS7Tkwg

Песня, которую вы сегодня разучите, по содержанию соответствует теме урока.

Она имеет спокойный повествовательный характер, написана в неторопливом темпе. Задумчиво-мечтательные образы песни соответствуют эпически неспешной манере изложения.

Песня состоит из трёх куплетов с припевами; куплеты звучат в исполнении солиста, припевы — в исполнении хора.

 Текст песни:

1.       Мы в юность уходим по радужным тропкам,

По снегу и травам густым.

Мы в юность уходим и время торопим,

А сами о детстве грустим.

Припев: Детство, дай на тебя наглядеться.

Детство,

Дай твои песни дослушать.

Бродит по свету вечное детство

В солнечных брызгах веснушек.

2.       Мечты наши, к людям и звёздам летите,

Вскипайте весенней грозой.

Мы дар увлечений и жажду открытий

Из детства уносим с собой.

Припев.

3.       Мы в юность и зрелость идём без опаски,

И в самый решительный час

Нас детство окликнет и школьной подсказкой

По–дружески выручит нас.

Припев.

6. Рефлексия. Сравнительный анализ содержания оперы и декораций к ней

Сюжет оперы написан на либретто В.И. Бельского. Опера состоит из семи картин.

Задание. Сравните особенности эпических образов в опере Н. Римского-Корсакова «Садко» и живописном искусстве – декорациях к ней: прочитайте краткое содержание оперы, затем внимательно рассмотрите и вдумчиво изучите декорации К. Коровина, И. Билибина и книжную иллюстрацию Б. Кукулиева. 

Каким картинам оперы соответствуют эти эскизы декораций и иллюстрации?

Краткое содержание оперы

1-я картина. Садко, бедный гусляр, на пиру новгородской братчины отказывается воспевать богатую, сытую, косную жизнь купцов и смело высказывает свои мечты о далёких путешествиях и подвигах с целью прославить родной город. Садко осмеян купцами и изгнан с пира.

2-я картина. Ночью на берегу Ильмень-озера перед Садко появляются дочери Морского царя, привлечённые пением и игрою Садко на гуслях. Среди них и младшая — Волхова. Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни.

3-я картина. Жена Садко Любава тоскует, ожидая мужа всю ночь. В горнице появляется Садко. Все его мысли — о Морской царевне.

4-я картина. На городской пристани Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень-озера золотых рыбок. Садко побеждает, и народ славит его. Иноземные гости приглашают Садко посетить их страны. Садко снаряжает корабли и отправляется в далёкое плавание.

5-я картина. Двенадцать лет странствует Садко; но однажды его корабль останавливается посреди моря. Садко понимает, что его призывает к себе Морской царь, и спускается в Подводное царство.

6-я картина происходит на дне морском. Всё подводное царство празднует свадьбу Садко и Морской царевны. В разгар пляски появляется Старчище могуч-богатырь. Он повелевает прекратить торжество, Морской царевне превратиться в реку, а Садко — вернуться в Новгород и служить родной земле.

7-я картина. Садко спит на берегу. Морская царевна прощается с ним и превращается в реку Волхов. Садко встречает жену, которая верно ждала его все эти годы. Народ славит Садко и Великий Новгород.

Константин Коровин. Пристань в Новгороде. 1906. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

 

 

 

пристань

Садко

И.Я. Билибин. «Хоромы Новгородской братчины». Эскиз декорации к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова

https://sun9-63.userapi.com/7FW2eqZqM8Pe48OmXtSfoHBBInZMCSc_JeD1Hw/Kcp9k98cVNg.jpg

Б. Кукулиев. Садко в подводном царстве. Палех

  - Эскиз К. Коровина написан к 4-й картине, а эскиз И. Билибина — к 1-й картине оперы: декорация Коровина передаёт ощущение простора, зовущих необозримых далей, а декорация Билибина, напротив, изображает обстановку довольно тёмных палат, с маленькими окнами и невысокими потолками.

Таким образом, в 4-й картине всё зовёт к путешествиям, а в 1-й картине передаётся обстановка косного новгородского купечества, не желающего жить по-новому.

- На иллюстрации Б. Кукулиева изображён Садко на дне морском и Морской царь: Садко стоит на оранжевой горке, опираясь на красные гусли. Перед ним проходят дочери Морского царя. В левой части композиции - Морской царь на троне. Этот рисунок соответствует действию 6-й картины.

7. Итог

Мы познакомились с музыкальными произведениями эпического плана.

Опера-былина Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко» основана на старинных русских былинах, является ярким образцом эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование.

Эпические образы требуют длительного и неспешного развития, они могут долго экспонироваться и неторопливо развиваться, вводя слушателя в атмосферу своеобразного эпического колорита.

Основное отличие эпоса от лирики и драмы: в том, что на первом месте стоит не герой с его личными проблемами, а история:

эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах;

лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения;

драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее.

Первую и простую схему разделения искусств, связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

8. Вопросы и задания

1)      Как связан характер музыкального образа (лирический, драматический, эпический) с выбором музыкального жанра и масштаба произведения?

2)      Почему при создании оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков использовал подлинные былины и песни?

3)      Выучи текст песни Струве «Вечное детство».


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 12. Эпические образы в музыке

Урок 12. Эпические образы в музыке

КОНСПЕКТ УРОКА 1. Организация урока

КОНСПЕКТ УРОКА 1. Организация урока

Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях

Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях

Нам дорог вспыльчивый, стремительный

Нам дорог вспыльчивый, стремительный

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился

Опера «Садко», в некоторых сюжетных мотивах имеющая сходство с «Лесным царём» (как мальчик полюбился

Песня, которую вы сегодня разучите, по содержанию соответствует теме урока

Песня, которую вы сегодня разучите, по содержанию соответствует теме урока

Садко, бедный гусляр, на пиру новгородской братчины отказывается воспевать богатую, сытую, косную жизнь купцов и смело высказывает свои мечты о далёких путешествиях и подвигах с…

Садко, бедный гусляр, на пиру новгородской братчины отказывается воспевать богатую, сытую, косную жизнь купцов и смело высказывает свои мечты о далёких путешествиях и подвигах с…

И.Я. Билибин. «Хоромы Новгородской братчины»

И.Я. Билибин. «Хоромы Новгородской братчины»

На иллюстрации Б. Кукулиева изображён

На иллюстрации Б. Кукулиева изображён
Скачать файл