Конспект урока музыки на тему «Герой авторской песни» (8 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока музыки на тему «Герой авторской песни» (8 класс)

Оценка 4.9
Документация +2
docx
Междисциплинарный 4
8 кл—9 кл
15.04.2021
Конспект урока музыки на тему «Герой авторской песни» (8 класс)
Урок-беседа о темах, образах, героях, музыкальных особенностях и среде исполнения авторских песен. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 4 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — осознание авторской песни как социального явления, как выражения протеста против массовой идеологии, выраженного в проникновенной лирической форме. Личностные: — восприятие авторской песни как средства обмена ценностями, обращения к единомышленникам. Предметные: — получение навыков исполнения авторской песни.
8 КЛАСС.docx

8 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 3 (30). Герой авторской песни (Учебник для 9 класса, § 14, с. 76—80)

Цель:  Обзор жанра авторской песни: развитие и конкретизация темы, затронутой на прошлом занятии.

Задачи:

- ближе познакомиться с жанром авторской (бардовской) песни, раскрыть её тематику;

- развивать слушательскую культуру учащихся;

- показать воспитательный потенциал бардовской песни, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание авторской песни как социального явления, как выражения протеста против массовой идеологии, выраженного в проникновенной лирической форме.

Личностные:

— восприятие авторской песни как средства обмена ценностями, обращения к единомышленникам.

Предметные:

— получение навыков исполнения авторской песни.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о темах, образах, героях, музыкальных особенностях и среде исполнения авторских песен.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Изобразительное искусство: советский плакат «Хлеб —  Родине!»; Москва. Садовое кольцо (фото).

Музыка: Б. Окуджава. «Настоящих людей так немного» (№ 15 аудиоприложения, 9 класс); А. Галич. «Я в путь собирался всегда налегке» (№ 16 аудиоприложения, 9 класс); С. Никитин. «Александра» (№ 17 аудиоприложения, 9 класс).

Поэзия: стихотворения Б. Окуджавы, А. Галича.

Песенный материал: Участие в исполнении авторских песен Б. Окуджавы, А. Галича, С. Никитина.

Дополнительный материал: Портреты авторов-исполнителей бардовской песни (фото).

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о социальной роли авторской песни как протеста против массовой идеологии, выраженного в мягкой лирической форме. Прослушивание, обсуждение, участие в исполнении, слуховой анализ авторских песен Б. Окуджавы, А.  Галича, С. Никитина. Выразительное чтение вслух стихотворений Б. Окуджавы, А. Галича, обсуждение их тем и образов. Участие в подготовке и презентации проекта по выбору и исполнению авторской песни.

Формы педагогического контроля: Контроль заинтересованного, уважительного отношения к авторской песне. Контроль понимания социальной роли авторской песни. Контроль знания особенностей творчества выдающихся представителей авторской песни. Контроль понимания черт характера героя авторской песни. Контроль участия учеников в проекте по исполнению авторской песни. Контроль проявления певческих навыков.

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Актуализация знаний

Звучат мелодии песен Б. Окуджавы «Песенка об Арбате» и В. Высоцкого «Песня о друге».

- Что это за музыка?

- Как ещё называют такие песни? Кто такие барды?

- Спойте эти песни.

Исполнение песен.

- Какие ещё авторские песни вы знаете или, может быть, слышали? Назовите известные вам такие песни.

- Перечислите авторов-исполнителей жанра авторской (бардовской) песни.

2. Сообщение темы урока. Целеполагание

На сегодняшнем уроке мы продолжим тему, затронутую на нашем прошлом занятии, —  разговор о жанре авторской песни: поговорим о её образах, музыкальных особенностях и среде исполнения авторских песен; послушаем и разучим песни этого жанра. А в центре изучения будет находиться герой авторской песни.

Героем авторской песни является человек, не следующий за массовой идеологической культурой, не вписывающийся в неё. Мысли, чувства, идеалы героя авторской песни находятся в стороне от магистральной линии массовой идеологии. Этот человек — лирик, романтик, тонко чувствующий, мечтательный, задумчивый.

Тема урока – «Герой авторской песни».

3. Работа по теме урока

1) Бардовская песня: её темы, герои и образы

? Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?

А мой герой был скромный малый… М. Щербаков, бард

Талантливые песни создавались и композиторами во второй половине ХХ века, например, такие как «Песня неуловимых» из кинофильма «Неуловимые мстители» (Я. Френкель - Р. Рождественский), «Гренада» (В. Берковский - М. Светлов), «Не расстанусь с комсомолом» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) и многие другие.

Вместе с тем многие официальные песни были важны не столько своими художественными достоинствами, сколько тем пропагандистским пафосом (пафос – здесь: энтузиазм), ради которого создавались. Они составляли основу телевизионного и радиоэфира, звучали в дни праздников, на торжественных концертах. Петь такие песни в кругу семьи никому не приходило в голову.

Основу содержания многих официальных песен составляли такие темы, как «настоящий советский человек», «герой», «передовик производства» и т.д. Главным критерием качества человека были его трудовые успехи, принципиальность, непримиримость к чуждым мнениям. Все эти качества пропагандировались как единственно достойные советского человека, который должен был презирать всё личное как мелкое и несущественное, мешающее покорению производственных высот. По сути, героями песен были те же люди, о которых писалось на первых страницах центральных газет. Их портрет был предельно обобщённым и при этом торжественно-величавым.

? Внимательно рассмотрите советский плакат «Хлеб —  Родине!». Расскажите, какая главная тема этого плаката? Какие чувства она затрагивает?

http://music-fantasy.ru/files/gallery/sov-plakat-hleb-rodine.jpg

Советский плакат «Хлеб – Родине!»

Советская женщина, изображённая на плакате, жизнерадостна, активна, оптимистична, бодра. Она гордо и величественно смотрит вдаль, в светлое будущее. Флаг в руке подчёркивает идеологическую функцию изображения.

Все эти черты и особенности чужды герою авторской песни, далёкому от идеологии, пропаганды, пафоса официальной массовой культуры. Образ главной героини плаката полностью противоположен героям авторской песни.

«Настоящему человеку» - строителю светлого будущего, непримиримому борцу за новые идеалы – представители авторской песни противопоставляли своё понимание «настоящего человека». Им был как раз простой человек, ничем, казалось бы, не замечательный, далёкий от эпохальных свершений и героических достижений.

? Прочитайте выразительно вслух стихотворение Б. Окуджавы «Настоящих людей так немного…». О чём говорит автор стихов?

Настоящих людей так немного,
Всё вы врёте, что век их настал.
Посчитайте и честно и строго,
Сколько будет на каждый квартал.
Настоящих людей очень мало.
На планету - совсем ерунда.
А на Россию одна моя мама.
Только что она может одна? Б. Окуджава

Ответы учащихся.

2) Слушание и разучивание песни Б. Окуджавы «Настоящих людей так немного». - https://youtu.be/BN0p1F8oISE

3) Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997), российский поэт, прозаик, сценаристБ. Окуджава

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 г. - 12 июня 1997 г.), российский поэт, прозаик, сценарист.

Наверное, в нашей стране нет человека, который хотя бы раз в жизни не слышал песен Окуджавы. Они появились в середине пятидесятых годов и постепенно сделали имя автора популярным. А через несколько лет появилась и его проза.

Казалось, что эти песни и романы не могли быть написаны одним человеком - весьма разной была интонация, да и сам предмет отличался. И, тем не менее, это были две неразделимые грани таланта одного человека. Несмотря на то, что большинство стихотворений Окуджавы впервые прозвучало в авторском исполнении под гитару, они не являются песенными текстами. Это хорошо инструментованные поэтические произведения в духе традиций начала ХХ века, когда стало развиваться искусство мелодекламации.

Булат Окуджава происходил из семьи крупного партийного работника. Детство будущего писателя прошло сначала в Москве, а затем в Магнитогорске, где его отец был парторгом ЦK. В 1937 году отец Булата был арестован и вскоре расстрелян, мать сослана в лагерь, а мальчик отправлен в детский дом.

В 1942 году из девятого класса Окуджава ушел добровольцем на фронт. Всю войну он прошел минометчиком. Там и произошло его становление как поэта. Первое стихотворение «Нам в холодных теплушках не спалось» он написал в 1943 году. После демобилизации Окуджава закончил филологический факультет Тбилисского университета и на протяжении нескольких лет работал учителем средней школы в Калужской области. Там в областном издательстве и вышла его первая книжка стихов - «Лирика».

В Москву Окуджава вернулся в 1956 году, когда были реабилитированы его родители. Как позже писал сам поэт, «В полноценную художественную среду я пришел уже взрослым и сложившимся человеком. Поэтому она оказала на меня только умеренное влияние».

Песни пятидесятых годов – «Голубой шарик», «До свидания, мальчики» - запели сначала по всей Москве, а потом и по всей стране. Он стал основателем целого направления - авторской песни. Вскоре к нему присоединился А. Галич, чуть позже Ю. Ким, а затем и В. Высоцкий.

Авторская песня отличалась неброской мелодией, поскольку главным в ней всегда было содержание. Оно тоже было своеобразным: в песне не содержались ни призывы, ни описания острых социальных процессов - войн, насилия. И, тем не менее, каждая была теснейшим образом связана с тем, что пришлось пережить всему народу и каждому из авторов в отдельности.

Однако песни Окуджавы имели сложную судьбу. Они распространялись по территории всей страны, как говорится, из уст в уста, а сам он жил «внутренним эмигрантом». Первое же официальное появление Окуджавы на публике вызвало раздражение не только во властных структурах, но и среди коллег. Композитор Соловьев-Седой назвал его мелодии белогвардейскими, а прославленный Вертинский - песнями «для неуспевающих студентов». Его обвиняли в пошлости и прогоняли со сцены. И тем не менее песни Окуджавы узнала вся страна, поскольку они искренне рассказывали о любви, о вере, надежде и благородстве.

Булат Окуджава и АрбатТогда было трудно предположить, что через несколько десятилетий песни Окуджавы будут звучать с эстрады, с телеэкранов, собирать большие аудитории. Ведь, кроме всего прочего, он не обладал особым певческим и сценическим даром. Его немного хрипловатый голос был негромок и, казалось, должен был звучать в камерной обстановке.

Герои песен Окуджавы жили по соседству с автором и с каждым из слушателей - в арбатских переулках, на Садовом кольце, по всей огромной стране. Но вместе с тем этот мир был наполнен чем-то совершенно особым. С помощью одной детали, авторской метафоры Окуджава добивался создания целостного образа и даже целого зрительного ряда: «Огонь сосны с огнем души в печи перемешайте».

 Булат Окуджава и Арбат

В конце пятидесятых появляются и прозаические произведения Окуджавы. Первое из них - повесть «Будь здоров, школяр!» - было напечатано в известном альманахе «Тарусские страницы». В ней Окуджава дал предельно искреннее описание переживаний юноши, оказавшегося на фронте. Автора сразу же обвинили в пацифизме, и повесть была запрещена вплоть до 1987 года. Поэт выпустил также две небольшие книжки стихов, а затем еще одну повесть – «Фронт приходит к нам» (1965), которая во многом перекликалась с первой, но была предназначена для детей.

Во второй половине шестидесятых годов, когда Окуджава подписал письма в защиту А. Синявского, Ю. Даниэля, а чуть позже и А. Солженицына, его практически перестают печатать. И тогда же его произведения впервые появились за границей. Ему грозило исключение из партии, но этого не произошло, поскольку «Литературная газета» опубликовала его вынужденное покаяние.

Писатель продолжал работать. В 1969 году он закончил роман «Бедный Авросимов», в котором рассказал историю декабриста П. Пестеля. За ним последовал роман «Мерси, или похождения Шипова» (1971).

Хотя действие этих романов и концентрируется вокруг восстания декабристов, главным для писателя остается не прошлое, а современность. Поэтому он постоянно использует в своих романах прием стилизации под записки вымышленных, но якобы реальных персонажей. Им является то писарь, ведущий протокол допроса декабристов,    то вспоминавший о неудачном восстании князь Мятлев.

Точно так же, в форме записок отставного поручика Амирана Амилахвари, построен и роман «Путешествие дилетантов» (1976). Окуджава дает в нем скорее увлекательное, чем реальное описание жизни русского общества середины прошлого века. Событийная сторона занимает подчиненную роль, главным становится повествование о драматической истории любви героев.

Только в 1976 году, после долгого перерыва, вышел сборник стихов Окуджавы «Арбат, мой Арбат». Но и в нем он остался поэтом поколения, пережившим в юности войну. Поэтому главная тема, которая, так или иначе, звучит в каждом стихотворении, связана с бессмысленностью насилия.

Его герой - одинокий человек, который мечется между надеждой и разочарованием, мечтой о счастье и горькими потерями - «Один солдат на свете жил». Не случайно стихи Окуджавы часто становились своеобразным лейтмотивом, доминирующей мыслью тех фильмов, к которым он писал песни, как, например, это было с песней «Капли датского короля» в картине «Женя, Женечка и «Катюша» (1967).

За образами его песен может стоять и критическое отношение к миру. Но оно никогда не являлось самоцелью, поэт скорее иронизирует над тем, что видит, о чем, например, свидетельствует его «Песенка о дураках». Бывает, что в стихах Окуджавы звучит мотив бегства, желание уйти от пороков общества, замкнуться в собственном мире, поскольку окружающая действительность оказывается слишком жестокой и порочной, как это прослеживается в его балладах «Былое нельзя воротить» или «Грузинская песня». И тем не менее своеобразной главной ниточкой через все творчество поэта проходит тема милосердия.

4) Музыкальные особенности и среда исполнения авторской песни

Истинные ценности в творчестве поэтов-бардов не были связаны с чинами, наградами, почестями, властью. Быть порядочным человеком значило очень много. Кроме того, это ещё и означало «быть рядовым» - человеком, внутренне свободным, способным петь песни, наслаждаться счастьем простой и естественной жизни, глубиной искренних чувств, дарами родной земли.

Такая позиция вовсе не предполагала отказа от социальных достижений, она не имела ничего общего со всевозможными неформальными движениями. Не была она и атрибутом молодёжного движения. Многие представители авторской песни были вполне зрелыми людьми, нередко успешными поэтами, физиками, драматургами. Эта песня в значительной мере зародилась в среде интеллигенции. Не случайно распространение этого вида песни было характерно для университетских центров, славящихся высоким уровнем образованности и социальной активности.

► Вот одно из стихотворений Александра Галича – известного драматурга, автора сценариев многих известных фильмов советского времени («Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам»). Прочитайте его выразительно вслух:

Я в путь собирался всегда налегке,

Без долгих прощальных торжеств,

И маршальский жезл не таскал в рюкзаке.

На кой он мне, маршальский жезл!

 

Я был рядовым и умру рядовым.

Всей щедрой земли рядовой,

Что светом дарила меня даровым,

Поила водой даровой.

 

До старости лет молоко на губах,

До тьмы гробовой - рядовой.

А маршалы пусть обсуждают в штабах

Военный бюджет годовой.

 

Пускай заседают за круглым столом

Вселенской охоты псари,

А мудрость их вся заключается в том,

Что два - это меньше, чем три.

 

Я сам не люблю старичков-ворчунов

И всё-таки истово рад,

Что я не изведал бесчестья чинов

И низости барских наград.

 

Земля под ногами и посох в руке

Торжественней всяких божеств,

А маршальский жезл у меня в рюкзаке –

Свирель, а не маршальский жезл. Александр Галич

https://im.kommersant.ru/Issues.photo/CORP/2018/10/19/KOG_145677_00010_2_t218_122911.jpg  Александр Галич

5) Разучивание и исполнение песни А. Галича «Я в путь собирался всегда налегке». – https://youtu.be/ZSFfr2ZsDQc

 

О личной жизни и творчестве – см. Приложение.

 

6) Лирические темы авторской песни

Переосмыслению - по сравнению с идеалами советской пропаганды - подвергались и другие темы массовой песни. Родная страна, столица Москва, труд, мир - в массовой песне все эти образы представали во всём величии грандиозных свершений, а в авторской песне - в задушевной, лирической, доверительной интонации.

В известном кинофильме «Москва слезам не верит» звучит «Александра», написанная Сергеем Никитиным и Юрием Визбором (в соавторстве с Дмитрием Сухаревым), - один из ярких образцов бардовской песни. Послушайте её и сравните с другими известными вам песнями о Москве.

А) Слушание песни «Александра», муз. Ю. Визбора и С. Никитина. – https://youtu.be/OpcFmwu-yjg

У Визбора Москва предстаёт не в образе «кипучей, могучей, никем непобедимой» столицы нашей огромной Родины, а как живой, близкий город, место юности и романтической мечты, как воплощение материнской любви для тех, кто и сам, как родной сын, любит и ценит город своей судьбы. Такая трактовка подчёркивается и музыкальными средствами: по своему жанру песня «Александра» - это светлый и лирический вальс, исполненный целеустремлённого движения.

Б) Разучивание. Сергей Никитин и Юрий Визбор. Александра (из к/ф «Москва слезам не верит»). - https://youtu.be/iTTAkXvTAbc

 

Москва. Садовое кольцо

В) Жизнь и творчество Сергея Никитина

Сергей Никитин — советский и российский композитор, исполнитель песен. Заслуженный деятель искусств РФ.

Никитин родился в 1944 г. в Москве, окончил физический факультет Московского государственного университета.

Никитин написал музыку ко многим театральным спектаклям, художественным фильмам, среди которых «Москва слезам не верит», «Старый Новый год», «Поездки на старом автомобиле», «Забытая мелодия для флейты». Никитин аккомпанирует своим песням на семиструнной гитаре.

4. Итог урока

Авторская песня стала своего рода островком «оттепели», средством обмена ценностями, голосом, обращённым к единомышленникам. Тех, кто знал и любил авторскую песню, объединяла общность взглядов, резко контрастирующих с официальной идеологией.

Эти противопоставления - с одной стороны, торжественно-официального, с другой - непринуждённо-искреннего, - выражали главное противоречие времени. С официальной сцены звучали одни песни, а в домах, у костров и других местах, собиравших близких людей и единомышленников, - совсем другие. Поэтому среди причин популярности авторской песни следует назвать и ту, что была связана с утратой веры в громкие слова. Слова обесценились, их не хотели слушать, они ничего не выражали, воспринимались как нагромождение пустых конструкций.

Ах, до чего ж фантазирует

Эта газета буйно,

Ах, до чего же охотно

На всё напускает дым,

И если на клетке слона

Вы увидите надпись «Буйвол»,

Не верьте, друзья, пожалуйста,

Не верьте, друзья, пожалуйста,

Не верьте, очень прошу вас,

Не верьте глазам своим. А. Галич

В настоящее время авторская песня утратила главенствующие позиции среди других песенных жанров. Вероятно, сегодня она не находит той почвы, которая её питала, на которой выросли лучшие её достижения.

Конечно, бардовскую песню охотно поют до сих пор, ведь в этом жанре создано немало по-настоящему хороших произведений. Её помнят те, кто на авторской песне был воспитан; до сих пор проходят концерты памяти В. Высоцкого, Б. Окуджавы, других ярких и талантливых авторов.

И всё же авторская песня, как и многие другие музыкальные течения последних десятилетий, была явлением не столько музыкальным, сколько социальным: это была своего рода «песня протеста» - правда, этот протест не всегда был шумным, нередко он выражался в негромкой, проникновенной, лирической форме.

5. Рефлексия. Вопросы

1)      Попробуй охарактеризовать героя авторской песни. Какие ценности, на твой взгляд, были ему наиболее близки? Против чего был направлен его протест?

2)      Как ты думаешь, авторская песня - это музыкальное направление или социальное явление? Объясни свой ответ с учётом прослушанных авторских песен.

3)      Как ты понимаешь смысл стихотворения Б. Окуджавы «Настоящих людей так немного...»?

4)      Утрачена ли, по-твоему, сегодня актуальность тех ценностей, какие воспевались в авторской песне?

Приложение

Александр Галич: Биография, личная жизнь, творчество

https://fb.ru/misc/i/gallery/65831/2868332.jpg

Фамилия Галич родилась как творческий псевдоним в результате слияния первых букв фамилии и имени, а также окончания отчества: Г(-инзбург)+АЛ(-ександр)+ (Аркадьев-)ИЧ

Маленький Галич с родителямиАлександр Гинзбург появился на свет на украинской земле в городе Екатеринославе (в советское время - Днепропетровск, далее - Днепр) в октябре 1918 года. Его отцом был еврейский экономист Арон Гинзбург, а матерью - Фейга (Фаина) Векслер, работавшая в консерватории.

В 1920 году семья Гинзбург перебралась в Севастополь, а спустя три года - в Москву. Там мальчик и окончил среднюю школу. Биография Александра Галича была бы неполной, если не упомянуть о том, что первое его стихотворение (подпись - Александр Гинзбург) называлось «Мир в рупоре» и было опубликовано в газете «Пионерская правда» в 1932 году. Позже в этой газете появлялись и другие стихотворения юного Галича.

Он родился 19 октября - это была день открытия Царскосельского Лицея, в котором учился Пушкин. Дядей будущего поэта был известный литературовед-пушкинист Лев Гинзбург. Вероятно, с его руки в семье Гинзбургов считалось, что подобное совпадение - особый знак. Возможно, поэтому по окончании девятого класса Галич поступил в Литературный институт. Вскоре он стал и студентом Оперно-драматической студии. 

В конце концов, ему пришлось делать выбор между двумя учебными заведениями, и он сделал его в пользу Студии и Станиславского, который преподавал там последний год. Но в ней он не доучился, перейдя в Театр-студию под руководством известных драматургов Александра Арбузова и Валентина Плучека.

В гостях в ЛенинградеСценическим и авторским дебютом Галича стал спектакль «Город на заре», премьера которого состоялась в 1940 году. Как драматург он участвовал в создании этой пьесы («Город на заре» был написан коллективом автором), кроме того, Галичем были написаны песни для спектакля. Дебютная актёрская роль будущего поэта - роль комсорга стройки Борщаговского. 

В начале войны Галич был призван в армию, но медики обнаружили у юноши врождённый порок сердца, и таким образом от службы он был освобождён.

Далее Галич устраивается на работу в геологоразведочную экспедицию и в её составе отправляется на юг страны. В Грозном ему удалось поработать в составе труппы местного театра, а далее он перешёл в новообразованный силами бывших студийцев Арбузова и самим драматургом небольшой театр в городе Ташкенте.

Личная жизнь

С будущей женой, актрисой Валентиной Архангельской Галич познакомился тогда же в Ташкенте. Там же решили и пожениться, но случилось так, что у них украли чемоданчик, где лежали все документы. Бракосочетание пришлось отложить - они поженились в 1942 году в Москве. Вскоре у пары родилась дочь, которую назвали Александрой (Алёной). 

Однако в 1945 году супруге Александра Галича предложили место в труппе Иркутского драматического театра, и она уехала из Москвы. И хотя в этом провинциальном театре она стала ведущей актрисой, по большей части её отъезд был продиктован стеснёнными жилищными условиями, в которых проживали молодожёны. Тем не менее, отъезд Валентины стал причиной последовавшего за отъездом развода.

В 1947 году Галич заключил новый брак. Его второй супругой стала Ангелина Николаевна Шекрот (Прохорова).

Дети

Первая дочь Галича, также названная Александрой (Алёна Галич-Архангельская), впоследствии стала актрисой.

В 1967 году от внебрачной связи с Софьей Михновой-Войтенко (Филькинштейн), работавшей в Киностудии имени Горького художницей по костюмам, родился сын Григорий. Впоследствии он стал российским религиозным и общественным деятелем, епископом Апостольской православной церкви.

Творчество

По сценариям Александра Галича сняты такие художественные фильмы, как «Вас вызывает Таймыр» (1948), «Верные друзья» (1954, в обоих случаях пьесы под сценарии были написаны Галичем в соавторстве с советским драматургом Константином Исаевым) и «На семи ветрах» (1962). 

Галич на сцене

С 1950-х годов поэт стал подбирать под свои тексты первые мелодии, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. В этом своём творчестве он отталкивался в основном от романсовой манеры Вертинского, но сумел найти и развить свой стиль. Стихи Александра Галича, исполненные как песни, уже к шестидесятым, наряду с творчеством Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, нашли своего слушателя. Это были произведения трагического, иногда трагикомического содержания, чаще всего они носили остро-социальную окраску. 

Правда, первые песни - такие, как «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (1962) можно считать политически безобидными. Но эти песни уже были настоящими песнями Галича, это был уже его стиль. К тому же в них наметился перелом - переход от творческого пути обычного, вполне благополучного советского литератора к творчеству опального поэта.

Этому перелому способствовал и факт запрета показа его пьесы «Матросская Тишина», написанной специально для тогда ещё недавно созданного театра «Современник». Пьеса была уже отрепетирована, спектакль ждал своей премьеры. Но автору заявили: «У вас искажённое представление о роли евреев в Великой Отечественной войне», - и пьеса легла на полку. Позднее этот эпизод в своей биографии Александр Аркадьевич Галич опишет в своей повести «Генеральная репетиция».

Песни и книги Александра Галича

Фото с пластинкиВ своё время песни этого поэта были настолько популярны, что их слова знали наизусть. Знаменитыми стало, например, стихотворение-песня Галича «Старательский вальсок» с рефреном:

Промолчи - попадёшь в богачи!

Промолчи, промолчи, промолчи!

Или пронзительная «Когда я вернусь» - это песня-тоска по Родине:

Когда я вернусь,

Засвистят в феврале соловьи –

Тот старый мотив –

тот давнишний, забытый, запетый.

И я упаду,

Побеждённый своею победой,

И ткнусь головою,

как в пристань, в колени твои!

Когда я вернусь.

А когда я вернусь?!.

Не менее известны и памятны были его слушателям и другие песни: «Памяти Бориса Пастернака», «Спрашивайте, мальчики!», «Уезжаете?! Уезжайте - за таможни и облака...», «Мы не хуже Горация», «Ещё раз о черте», «Черновик эпитафии», «Кадиш» (памяти Януша Корчака), «Поезд» и многие другие.

Конфликт

Д. Плаксин. Иллюстрация к книге ГаличаДальнейшее песенное творчество Галича привело к нагнетанию конфликта с властью. Ему запретили выступления и концерты, перекрыли доступ к публикациям в журналах и издание собственных произведений, ему не давали разрешения на выпуск пластинок... Всё, что оставалось поэту, который хочет быть услышанным, в такой ситуации - выступать на маленьких «домашних» концертах у своих друзей. Так в своё время начали своё «хождение» песни Галича - на самодельных магнитофонных записях, нередко не лучшего качества. И, всё-таки, довольно быстро он стал очень популярен. 

В 1969 году издательство «Посев», основанное русскими эмигрантами в Германии, выпустило сборник текстов его песен. Это издание стало причиной дальнейшей травли Александра Галича - его исключили из Союза писателей СССР и Союза кинематографистов. В 1972 году Галич фактически «списан» - из-за нескольких случившихся во время всех этих неприятностей инфарктов он получает вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля. 

Фотография с концертаЭмиграция

В 1974 году Галича фактически вынудили к эмиграции - постановлением Главлита, по прямому указанию «свыше», все его ранее изданные произведения оказались под прямым запретом. Рассказывают, что Галич уезжал со скромным багажом - пишущей машинкой и двумя чемоданами.

Первое своё пристанище он нашёл в Норвегии, затем переехал в Мюнхен, где вёл передачи на американской радиостанции «Свобода». Последние свои годы Александр Галич прожил в Париже.

Смерть

15 декабря 1977 года на квартиру Галича в Париже привезли новую аппаратуру - это был стерео-комбайн «Грюндиг». Подключение её назначили завтрашним днём, но хозяин не захотел ожидать прихода мастера и решил сделать это самостоятельно.

Мало осведомлённый в технических вопросах, Галич антенным проводом коснулся отверстия с высоким напряжением. Его ударило током, и он упал на батарею отопления, в результате чего цепь замкнулась. Журналист Фёдор Раззаков в одной из своих книг писал, что, когда вернулась жена, Галич ещё был жив, но вызванные врачи приехали слишком поздно - сердце поэта, которое к тому времени перенесло уже несколько инфарктов, не выдержало.

Могила ГаличаПравда, дочь Галича Алёна позднее утверждала, что поэта убил «длиннорукий» КГБ. Были даже слухи, что Галича «навестил» киллер из ЦРУ, но эти сведения опровергают многие друзья Галича, - в частности, российский и американский художник и скульптор Михаил Шемякин:

«Никакое КГБ, никто за ним не охотился. Просто безграмотность, потому что он купил аппаратуру, мы хотели с ним сделать пластинку. Но master tape он решил делать сам у себя дома. Жена ушла в магазин, он стал возиться с аппаратурой, ничего не понимая, что куда включать. Знаете, так, - по-русски: включим сюда. И, в общем, сделал так, что замкнул где-то эту аппаратуру, и когда он к ней прикоснулся — всё, его убило током».

Могила Александра Галича находится на знаменитом «русском» кладбище французского городка Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от Парижа.


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 3 (30)

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 3 (30)

Б. Окуджавы, А. Галича, С. Никитина

Б. Окуджавы, А. Галича, С. Никитина

Вместе с тем многие официальные песни были важны не столько своими художественными достоинствами, сколько тем пропагандистским пафосом ( пафос – здесь: энтузиазм), ради которого создавались

Вместе с тем многие официальные песни были важны не столько своими художественными достоинствами, сколько тем пропагандистским пафосом ( пафос – здесь: энтузиазм), ради которого создавались

Им был как раз простой человек, ничем, казалось бы, не замечательный, далёкий от эпохальных свершений и героических достижений

Им был как раз простой человек, ничем, казалось бы, не замечательный, далёкий от эпохальных свершений и героических достижений

Поэтому она оказала на меня только умеренное влияние»

Поэтому она оказала на меня только умеренное влияние»

Писатель продолжал работать. В 1969 году он закончил роман «Бедный

Писатель продолжал работать. В 1969 году он закончил роман «Бедный

Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам»)

Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам»)

Сухаревым), - один из ярких образцов бардовской песни

Сухаревым), - один из ярких образцов бардовской песни

Авторская песня стала своего рода островком «оттепели», средством обмена ценностями, голосом, обращённым к единомышленникам

Авторская песня стала своего рода островком «оттепели», средством обмена ценностями, голосом, обращённым к единомышленникам

Приложение Александр Галич:

Приложение Александр Галич:

Сценическим и авторским дебютом

Сценическим и авторским дебютом

С 1950-х годов поэт стал подбирать под свои тексты первые мелодии, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре

С 1950-х годов поэт стал подбирать под свои тексты первые мелодии, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре

Засвистят в феврале соловьи –

Засвистят в феврале соловьи –

Главлита, по прямому указанию «свыше», все его ранее изданные произведения оказались под прямым запретом

Главлита, по прямому указанию «свыше», все его ранее изданные произведения оказались под прямым запретом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2021